Всем известно, что Петрозаводск — это город 5 площадей и тысячи парков. Конечно, насчёт 1000 парков я немножко преувеличила, но их в Петрозаводске действительно много, и, самое главное, они уютные и красивые.
Не знаю, как чувствуют себя в Петрозаводске туристы зимой, но в начале лета по городу очень приятно гулять. Поэтому мы вам предлагаем начало отличного пешеходного маршрута по 5-основным достопримечательностям города.
Звоните по телефону: +7 (982) 614-09-39 или присылайте предложения по электронному адресу: nashural@mail.ru
Немного истории…
Петрозаводск был основан в 1703 году Александром Меншиковым по приказу Петра I в один год с Петербургом с надеждой, что в окрестностях есть залежи меди, которая была так необходимой для нужд армии.
Меди в карельской земле обнаружилось немного, зато железа оказалось достаточно. Петровский завод исправно поставлял армии и флоту в течение всей Северной войны чугунные пушки и ядра, ружья, шпаги и палаши… Но война со шведами закончилась, и опытных рабочих перевели на Сестрорецкий оружейный завод и на Урал. К счастью для историков, были составлены поименные «Олонецких заводов генеральные списки». Из них мы и знаем первых начальников и мастеровых завода. Возглавляет список голландец родом из Нассау-Зигена (Германия) Виллим Иванович Геннин, широко известный в истории России как основатель г. Екатеринбурга.
С отъездом специалистов закончился первый этап истории города. Кстати, г. Петрозаводск — самый первый город в России, который был назван именно в честь Петра Первого, императора.
Второй этап развития города тоже связан с императорской семьей. На этот раз о городе вспомнила Екатерина Великая.
Зная о неизбежной войне с Турцией, Екатерина приказала построить рядом с озером Онего новый военный завод, который назвали Александровским, возможно, в честь первостроителя Петровского завода Александра Меншикова.
Кстати, завод был построен достаточно далеко от первого, «меньшиковского» завода. Его строительство привело к Кижскому восстанию: крестьяне не хотели «ломать руду», стоить завод, но восстание подавили, а императрица Екатерина назвала возникшую вокруг пушечного Александровского завода Петрозаводскую слободу городом. Указ был подписан 21 марта 1777 года.
Александровский завод скоро стал центром металлургической империи: открыл филиалы в Петербурге и Кронштадте, купил каменноугольные копи, построил металлургический завод в Луганске (в нынешнем Донбассе).
Город разрастался и стал одним из важных торгово-промышленных центров Северо-Запада, особенно после строительства железной дороги (1916 год) и Беломорско-Балтийского канала (1933 год). В конце Второй мировой войны г. Петрозаводск был сильно разрушен и восстановлен уже как советский город в 50-х годах прошлого столетия. В Петрозаводске должен побывать каждый, особенно в период белых ночей.
Площадь Ленина
GPS-координаты: 61.787624, 34.364485
Начать пешее путешествие по городу предлагаем с площади Ленина. Это самая старая площадь города, и за время своего существования она сменила 6! названий. Екатерина Великая, в отличие от Александра Данилыча, к строительству городов относилась серьезно, поэтому для него был разработан градостроительный план, в соответствии с которым было построено несколько улиц, а рядом с Александровским заводом — новая площадь. Ее назвали Полуциркулярной или Круглой.
Сначала это были восемь зданий в полтора этажа (архитектор Е. Назаров), расположенных по широкой окружности, в них размещались горное правление и заводские службы. Проезд в центре — на самом деле это красиво оформленный въезд в город, за площадью начиналась тайга и дорога на Санкт-Петербург. Кстати, два узких здания с двух сторон от въезда когда-то были тюрьмами: одна мужская, другая женская. Здания совсем маленькие, а значит преступников в Петрозаводске было совсем мало!
После того, как в 1784 году Петрозаводск стал губернским городом, дома на площади занял губернатор и его чиновники, а здания были соединены в два полукруглых крыла. Крыльцо одного из зданий (ныне здание Министерства культуры Республики Карелия) в 1858 году украсили фигуры оригинальных львов, отлитые на Александровском заводе.
Эта площадь дошла до наших дней без особых переделок и являет собой прекрасный образец русского провинциального классицизма. Кстати, кое-где в зданиях сохранились и интерьеры с 1840-х годов! В центре был устроен сквер, а в 1872 году здесь установили памятник Петру I (скульптор И. Шредер). С того времени площадь стали называть Петровской, но в 1918 года с неё убрали памятник императору и назвали вместе со сквером Советскими, а чуть позже — площадью им. 25 Октября, тоже понятно почему.
В 1933 году на ней был установлен гранитный монумент В. И. Ленину скульптора М. Манизера. С этим монументом связана интересная история: когда во время Отечественной войны в город вошли финны, они памятник Ленину раскатали по камешку, но, к счастью, 11 гранитных блоков из которых состояла скульптура, не распилили, а просто поразбросали по скверам. На уцелевший постамент установили японское артиллерийское орудие.
В годы оккупации Петрозаводска в период Советско-финской войны (1941—1944) в зданиях на площади размещалась финская оккупационная администрация города и Восточной Карелии, поэтому площадь была переименована в площадь Свободы. После окончания войны памятник собрали заново, но оказалось, что в голове у Ленина — трещина. Изготовили новую голову, установили и ахнули: у Ильича оказалось два головных убора, зимняя шапка в руке, а летняя кепка на голове. Конечно, переделали. Площадь снова переименовали в «площадь Ленина».
Владимир Ильич прямо смотрит на мемориальный комплекс «Братская могила и могила Неизвестного солдата с Вечным огнём» и мы предлагаем комплекс осмотреть, так как он нетрадиционно соединяет две исторические эпохи: Гражданскую войну и Великую Отечественную. Площадка, мощенная брусчаткой из знаменитого шокшинского малинового кварцита, объединяет братскую могилу времен Гражданской войны, шестидесятитонную черную глыбу – это застывшая лава древнего вулкана возрастом 3 млрд. лет — напротив, с надписью: «Героям, сынам Октября, кто жизнь свою отдал за счастье народа памятник этот воздвигнут» и могилу Неизвестному солдату, чьи останки были обнаружены в Медвежьегорском районе близ озера Эриламба».
Обязательно обратите внимание на красивую красную брусчатку – это малиновый кварцит, в мире есть всего два месторождения этого минерала – в Карелии и в Австралии. «Шокшинский порфир» много еще где можно встретить в городе: он украшает и городскую набережную! Из «шокшинского порфира» сделан саркофаг Наполеона Бонапарта, красные буквы «ЛЕНИН» на мавзолее тоже из него, Могила Неизвестного солдата у Кремлёвской стены также отделана малиновым кварцитом… как и многие другие памятники мирового значения.
Интересная история: когда французы озадачились вопросом переноса останков Наполеона с острова Святой Елены, то они долгое время подбирали материал для изготовления саркофага. Выбор французов пал именно на этот камень, как тогда говорили — порфир. Франция обратилась в Россию с просьбой продать каменную глыбу необходимого размера. Император Александр 2 просьбу французов удовлетворил, отправил судно с каменной глыбой на борту, но при этом велел прикрепить к ней записочку: «На гроб Наполеона камешка с земли русской мне не жалко!». Таким образом, саркофаг Наполеона Бонапарта был изготовлен из нашего карельского камня и прах французского императора по сей день в этом саркофаге и покоится.
Сегодня в зданиях на площади Ленина расположены Карельский краеведческий музей, министерство культуры и по связям с общественностью Республики Карелия и Республиканский центр Национальных Культур.
Музей изобразительных искусств республики Карелия
GPS-координаты: 61.788398, 34.363913
Этот музей обязателен к посещению. Расположен он в красивом здании бывшей Олонецкой губернской мужской гимназии постройки 1790 года. Что удивительно: здание строилось именно как народное училище, и на момент окончания работ оно было самым большим в городе. Вот какое значение в конце 18 века в России предавали образованию.
Музей изобразительного искусства был открыт для посещения 20 октября 1960 года.
В настоящее время здесь представлены следующие экспозиции: Иконопись древней Карелии, Народное искусство Карелии, Искусство Карелии XX века, Русское искусство XVIII — начала XX веков, Российское искусство XX века, западноевропейское искусство.
Раздел «Иконопись древней Карелии» очень душевный! Иконы раздела собраны на территории современной Карелии, в основном в двух исторических регионах российского Севера — в Обонежье и в Западном Поморье.
Северная иконопись XVI в. представлена такими памятниками, как «Успение» из деревни Васильево, «Деисусный чин» из деревни Часовенская, «Святые Евстафий и Трифон» из деревни Пяльма, «Суббота всех святых» из деревни Пебозеро и другими.
Собрание икон XVII—XVIII вв. благодаря воображению унесет вас за 300-400 лет от нашего времени в далекие северные деревни с их тяжелым бытом и радостью существования. Особый стиль письма отличает иконы мастеров из карельского Сегозерья, а также из Заонежья, Олонецкого края, Западного Поморья.
В музее (возможно, для кого-то и неожиданно), можно увидеть картины В. М. Васнецова, В. Д. Поленова И. Е. Репина И. И. Шишкина и И. К. Айвазовского… И разделы, посвященные современным художникам, великолепны!
В 2019 году у музея появилось новое помещение для фондохранилища, что позволило создать просто потрясающую постоянную экспозицию «Вселенная Калевала» с использованием современных музейных техник. Обязательно к посещению. В экспозиции представлены более ста предметов «калевальской» коллекции музея, среди которых: женские образы Тамары Юфа, акварели Георгия Стронка и Осмо Бородкина, линогравюры Мюда Мечева, живописные полотна Николая Брюханова… Идешь по экспозиции, как завороженный.
Государев сад
GPS-координаты: 61.789832, 34.389822
Этот парк производит сегодня странное впечатление: с одной стороны, он выглядит как обычный лес, особенно у берега озера, а с другой — чуть дальше он превращается в обычный Парк Культуры и отдыха в затрапезном районном городе, потом снова то ли в запущенный сад, то ли в запущенный парк с неожиданными скульптурами и строениями.
Мы считаем парк обязательным к посещению, так как именно здесь можно увидеть место, где примерно 315 лет назад стояла брезентовая походная церковь Петра Первого. Считается, что этот парк появился по приказу самого Петра Первого и является одним из первых парков в истории России. За всю историю его существования, как и у многих улиц, площадей и парков в городе Петра Великого было много разных названий.
Хотя от того самого, петровского парка осталась только память. Петр Первый был в Петрозаводске 4 раза. Для его комфортного пребывания был построен дворец, вокруг него, распоряжению императора, был разбит парк, который называли «Господский сад». Как он выглядел мы можем только догадываться, но есть одна черно-белая картинка, на которой сад выглядит как «французский, регулярный, барочный».
Парк был миниатюрным (ширина около 100 м, длина — до стен крепости менее 200 м), но все же в нём были все непременные элементы барочного парка: центральная, самая широкая аллея парка, которая начиналась у небольшого пруда непосредственно перед центральным ризалитом дворца на самой верхней отметке парка. Спускаясь по рельефу, центральная аллея заканчивалась перспективой Онежского озера. В средней части парк представлял собой открытый партер. Примерно в 70 метрах от дворца в сторону озера на территории парка размещалась и первый православный храм в слободе — походная церковь Петра. В посадках преобладал местный вид березы, поэтому и парк стали называть Березовой рощей.
Что стало с парком после?
Петр Первый умер, разрушился дворец, одичал и парк. На смену четко, регулярно распланированным партерам, боскетам, бассейнам французских королевских садов и парков приходит мода на «английские парки» с планировкой без прямых линий, спроектированные так, будто бы все элементы созданы самой природой. Вот и получилось, что последующие попытки восстановления Петровского сада проходили уже в стиле, более соответствующем «английскому».
Кстати, когда г. Петрозаводск посещал Александр Первый, то Петровский парк был в таком запустении, что и смотреть было нечего, но власти города поймали тренд и серьезно занялись Петровским садом после отъезда царя-батюшки.
В 1855 году, в развитие идей генерального плана Петрозаводска, архитектором В. Тухтаровым был разработан и генплан Общественного сада (снова сменилось название!), на котором были указаны беседки, дорожки с указанием пород деревьев. И когда в 1858 г. в Петрозаводск приехал император Александр II, губернатору уже не стыдно было показывать восстановленный Петровский сад.
Современник восторженно описывает прогулки Александра II: «…удостоили своим посещением общественный сад, где сохраняется несколько берез, насаженных руками Петра Великого, положившего начало разведению этого летнего народного гульбища. Пройдя по некоторым аллеям и взглянув на камень, служивший некогда подножием походной брезентовой церкви Петра I,…зашли в павильон, где здешнее общество собирается для танцев и слушания музыки; оттуда…всходили на верхний бельведер, с коего любовались открытым живописным видом на Онежское озеро и на Зарецкую сторону города»*
*Историческая записка о Петрозаводском городском общественном саде // Олонецкий сборник: Материалы для истории, географии, статистики и этнографии Олонецкого края. Вып. 3. Петрозаводск, 1894. С. 206 ‑ 218.
Интересный факт: лесопромышленник Марк Николаевич Пикин в 1897 году, когда электрическое освещение в Петрозаводске было в диковинку, не только установил на своем лесопильном заводе динамо-машину для обеспечения электричеством производства, но и провел бесплатно электричество в Общественный сад, для нарядной иллюминации.
И в Гражданскую, и в Великую Отечественную парк сильно пострадал, исторических деревьев в нем не осталось, после войны из парка стали делать типичный Парк культуры и отдыха трудящихся: с аттракционами, каруселями. В 1949 г. в парке по проекту архитектора М. Старченко был построен летний кинотеатр, выполненный в народном стиле. К сожалению, здание сгорело в 1970-е годы. От кинотеатра в парке осталась только часть — двухэтажный кирпичный блок кинопроекционной.
Обязательно найдите скульптуру обнаженной девушки. Называется она «Юность», была установлена в мае 1978 года по поручению председателя Петрозаводского горисполкома Сепсякова. Автором является Людвиг Давидян. Скульптура очень хороша, но главное, обратите внимание на камень, на котором стоит скульптура!
GPS-координаты скульптуры: 61.788164, 34.389805
Скульптура очень хороша, но главное, обратите внимание на камень, на котором она стоит! Камень — единственная реликвия Петровского парка, которая «видела» самого Петра Первого, если так можно сказать! Этот валун, ни много ни мало — подножие алтаря походной брезентовой церкви Петра Первого. Одно время, в первой половине XIX в. на нём стоял бюст императора, а сейчас – сама Юность.
В парке также есть большая площадка, на которой сейчас стоит памятный знак, посвященный 300-летию Петровских заводов.
GPS-координаты площадки: 61.787318, 34.388911
Но если быть исторически точным, то производственные цеха находились не прямо «здесь», — как написано на доске обелиска, а через реку, на правой стороне речки Лососинки. На левом берегу была расположена Петровская слобода, частью которой был дворец Петра Первого.
Да, можно попробовать спуститься к берегу реки, но там нет ничего интересного, кроме зарослей и руин какого-то промышленного здания. Находится парк в историческом центре города, на берегу Онежского озера на территории, ограниченной Онежской набережной, рекой Лососинкой, проспектом Карла Маркса, улицами Фаддеевской и Луначарского.
С 24 марта 2016 г. официальное название парка — Петровский сад. 25 января 2021 года возвращено историческое наименование XVIII века — Государев сад.
Памятник Петру Первому
У этого памятника драматичная и интересная история: он чудом уцелел в огне Октябрьской революции, трижды менял местоположение, часто терял шпагу, шпоры, и время от времени наряжается в тельняшку (в специальную тельняшку Петра панибратски наряжают курсанты Петрозаводского речного училища в ночь выпуска).
Решение о возведении памятника императору Петру Великому в городе Петра принималось к юбилею – 200-му дню рождения императора. Инициатор идеи был губернатор Олонецкой губернии Григорий Григорьевич Григорьев.
К проекту весь город Петрозаводск подошел основательно, праздновали и закладку памятника, и его установку широко, с балами у губернатора, с городским гуляньем, бесплатной выпивкой для солдат. Для изготовления каждого элемента памятника выбирали отличных исполнителей! Скульптор — Иван Николаевич Шредер, архитектор — Ипполит Антонович Монигетти.
Немного цифр: Памятник заложен 30 мая 1872 года в честь 200-летия со дня рождения Петра I, а открыт 29 июня 1873 года в честь 100-летия со дня открытия Александровского завода. 45 лет монумент простоял спокойно, радуя жителей своим внешним видом, да и в шутку сказать, он до сих пор относится к четырем самым лучшим памятникам Петру Первому в России, наравне с Медным всадником, памятниками у Михайловского замка в Санкт-Петербурге и в Таганроге.
Потом император Николай Романов отрёкся от престола, затем случилась Октябрьская революция, и 12 апреля 1918 года Совет народных комиссаров РСФСР под руководством Владимира Ильича Ульянова-Ленина – новая, всемогущая власть! принимает Декрет «О памятниках республики», в котором прописано требование сноса памятников, «воздвигнутых в честь царей и их слуг…» и по всей бывшей Российской империи начинают сносить дореволюционные памятники, крушить и перекраивать историю.
8 августа 1918 года Исполнительный комитета Петрозаводского горсовета принял постановление о снятии памятников Петру I и Александру II. Исполком постановил: «…после снятия памятников привести их в негодный вид, использовав материал для новой отливки», «пьедестал закрыть». Постановление было исполнено частично, памятник Петру I демонтировали и спрятали в сарай, подальше с глаз молодых и горячих комиссаров. Пьедестал остался стоять на площади, сначала на нем собирались разместить бюсты Карла Маркса и Льва Толстого, странная идея была не реализована, а потом и пьедестал с площади убрали.
Шло время, и, к счастью, 10 декабря 1926 года на заседании Совета народных комиссаров, проходившем под председательством Эдварда Гюллинга, было заслушано сообщение Наркомфина республики № 52463 о том, чтобы взять памятник Петру I под охрану Наркомпроса. В 1936 году ВЦИК потребовал от республиканских организаций сохранения памятника Петру Великому как представляющего высокохудожественную ценность.
Я не зря привожу эти даты! Как и кому целых 18 лет, в самые тяжелые годы удалось прятать памятник и уберечь его от переплавки? Чудо! Восстановлен был памятник в 1940 году, но совсем в другом месте, и даже финская администрация во время оккупации его не тронула!
С 1978 года памятник расположен в прекрасном месте, там, где вполне вероятно, сам Петр высаживался на берег, в центре очаровательного Петровского сквера, который с северо-востока ограничен причалами, с юго-запада Онежской набережной, с юго-востока водным вокзалом и проспектом Карла Маркса и с северо-запада Петрозаводской губой Онежского озера.
Сквер спроектирован архитектором В. В. Бугашевым. Центральная площадка сквера, на которой собственно и стоит памятник, выложена брусчаткой из нарядного шокшинского малинового кварцита. К памятнику проложены восемь декоративных дорожек, вдоль которых красиво растут декоративные кустарники. Сам сквер, в память о Петровском саде, засажен берёзами.
Пётр изображён молодым цветущим мужчиной, который стоит прямо, немного выдвинув вперёд левую ногу, полным предчувствия великих дел, которые он совершит. Царь в военном парадном мундире, подпоясан кушаком; через правое плечо перекинута орденская лента, на груди Андреевская звезда, на ногах ботфорты со шпорами, на боку — шпага.
В 2000-х годах с памятника несколько раз пропадали шпага, шпоры и буквы на табличке, коллекционеры собирали, видимо! Правая рука императора указывает в даль, на место основания Петрозаводска. Фигура отлита из бронзы. Четырёхгранный пьедестал выполнен в традициях памятников барокко, изготовлен из серого сердобольского гранита.
От этого памятника и стоит начинать путешествие по набережной, любимому месту прогулок горожан и гостей города.
Набережная г. Петрозаводска
GPS-координаты: 61.788398, 34.363913
Некоторые горожане шутят: из-за пандемии ковид-19 массовые мероприятия в 2020–2021 годах проводить в городе было нельзя, поэтому город преобразился, так как все деньги, которые раньше тратили на массовые гуляния, использовали для того, чтобы навести порядок и уют в городе, и на набережной.
Да, набережная г. Петрозаводска восхитит любого, особенно в период белых ночей, настолько она классно и ухожено выглядит. Вода в карельских озёрах всегда украшала город, но, когда речь идёт о береге, который оформлен красивым камнем (здесь тоже повсеместно нарядный малиновый кварцит) и превращен в галерею современного искусства – место становится уникальным!
Надо сказать, что набережной без малого 320 лет. В течение 300 лет этот берег, некогда заросший лесом, постепенно осваивался русским человеком. Сначала его использовали для хозяйственных нужд, размещали на нем были причалы и склады.
Современный вид набережная приобрела относительно недавно. В конце 1930-х проект включал облицовку гранитом (примерно как сейчас), но работа не была реализована. После войны было принято решение оставить естественный вид береговой зоны. И что произошло?
Дело в том, что в воде в свое время был проложен огромный канализационный коллектор, который собирал стоки со всего города и вел на Ключевую, где располагались канализационно-очистные сооружения. Вдруг, этот коллектор стал выступать из воды. Он лежал, как кит, на берегу. В этот момент было принято решение продолжить набережную немного вглубь озера, досыпать часть берега, чтобы коллектор оказался под набережной. Так берег Онежского озера оделся в гранит и продвинулся в озеро на 25-35 метров, образовав широкую прибрежную эспланаду.
Начиная с 90-х годов набережная стала местом размещения арт-объектов и на сегодняшний день является по существу галереей современного искусства под открытым небом.
Первой, на набережной Петрозаводска, в далеком 1991 году, как подарок от американцев из города Дулута, штат Миннесота была установлена инсталляция «Рыбаки». Собственно говоря, задумка авторов состояла в том, что один рыбак- русский, другой- американец, но они вместе делают общее дело: закидывают сеть в Онежское озеро. Совместный труд объединяет, сплачивает людей… По мнению автора именно «идея единения» заложена в этой инсталляции. Местные жители, конечно, оказались неравнодушны и дали худосочным рыбакам прозвище: «жертвы перестройки». Правда, ходит и еще одна версия в народе: это апостолы Петр и Павел ловят человечьи души… Тоже красиво.
Когда пришло время делать взаимообратный подарок, петрозаводчане долгое время думали, что же подарить в ответ. Решили: раз подарок из России, то пусть это будут медведи, раз подарок будет из Карелии, то непременно деревянные. Из этих 2-х медведей быть одному непременно русским, а другому – американцем, но есть они должны обязательно американский мед, раз ловят онежскую рыбку. Поэтому бочонок с надписью «мёд» на английском языке установили между 2 медведями…
Сегодня на набережной установлено более 20 самых разных арт-объектов, о них мы рассказываем в следующем маршруте по Петрозаводску: набережная Петрозаводска.