Ксения Зайцева и Ольга Николаева знают всё про маяки в России! В прошлый раз они рассказывали нам о маяках на Онеге — озере с северным характером в сердце Карелии. В этот раз перенесемся в тепло — на берега Крымского полуострова.
Слово — авторам маршрута
Вот уже 6 лет мы путешествуем по маякам России, и не только путешествуем, но стремимся рассказывать об этих удивительных строениях всем неравнодушным в своем уютном паблике Маяки и Ося.
За плечами тысячи километров по земле, воздуху и морям конечно. Что такого привлекательного в маяках?
Во-первых, это своего рода символ надежды, во-вторых, это удивительные объекты, располагающиеся в очень и очень живописных местах.
Отправляясь к новому маяку, можно, без сомнения, ждать совершенно захватывающих впечатлений. В прошлый раз мы рассказывали о маяках на Онеге — озере с северным характером в сердце Карелии. В этот раз перенесемся в тепло — на берега Крымского полуострова.
Крым — это свой отдельный мир, где абсолютно каждый найдет что-то для души. Тут и уютные галечные пляжи Южного берега Крыма, и песчаные пляжи западной части полуострова, старинные дворцы и дачи, величественные военные корабли Легендарного Севастополя, пещерные города Бахчисарая, горы и море, море и горы.
Мы очень любим изучать разнообразные места в Крыму и можем рассказывать о них долго-долго. Но в этот раз мы уделим внимание тому, без чего не может обойтись ни одно место на берегу моря — конечно, маякам.
Приятно, что к большинству маяков на полуострове сможет добраться каждый как на машине, так и без: где-то маяки стоят в многолюдных местах, где-то можно остаться с ним один на один.
Если задаться целью, то без всякой спешки на машине можно увидеть их все недели за 2. А можно, не торопясь, приезжать и каждый раз знакомиться с одним — двумя. Мы опробовали оба варианта и оба нам понравились.
Маршрут в мобильном приложении «КУДА»
В приложении «КУДА» отмечены все точки маршрута с GPS-координатами, описаниями и фотографиями. Важно, что там загружены офлайн-карты, которые работают даже без интернета.
Маршрут «Маяки Крымского полуострова» уже доступен в мобильном приложении «КУДА». Скачивайте приложение в любом магазине приложений — Google Play Market, AppStore, AppGallery, Rustore.
Маяки Крымского полуострова
Тарханкут
GPS-координаты: 45.346938,32.494209
Маяк Тарханкутский — самый западный крымский маяк и старейший маяк Крыма. В 2016 году маяк отметил свое 200-летие. Работы по его возведению возглавил основатель маячного дела в России Леонтий Васильевич Спафарьев.
Белоснежный красавец построен из местного севастопольского камня. Стоит маяк на бесподобно красивом и в тоже самое время опасном скалистом берегу.
Тарханкутский мыс всегда был местом, далеким от цивилизации.
Ничего не меняется и по сей день: до ближайшего поселка Оленевка — около 2,5 км. Несмотря на относительное удаление от популярных туристических центров, на Тархункуте так много достопримечательностей, что в Оленевке запросто можно остаться на весь отпуск.
Невероятные морские пейзажи со скалистыми берегами, гроты, памятник Мыслителю — по Тарханкутскому природному заповеднику гулять можно очень долго. Для любителей дайвинга тут тоже найдется много интересного, а в противоположной стороне от маяка есть чудесный пляж с белоснежным песком — Баунти.
Но практически с каждой точки нет-нет да и замечаешь белую макушку старейшего маяка Черноморского побережья России. Посмотреть на него стоит и с воды ещё и для того, чтобы своими глазами убедиться, насколько необходим тут маяк. Ведь недалеко от берега находится севший в декабре 2010 года на мель сухогруз «Ибрагим-Яким».
И, главное, просто необходимо прийти к маяку (ближе всего к нему можно подобраться, обойдя слева) после заката, когда лучи расходятся от маячной башни во все стороны, растворяясь на горизонте в последних красках догорающего дня.
Тарханкутский и Херсонесский маяки — действительно, братья, но всё-таки не совсем близнецы. Так получилось, что во время войны Тарханкутскому маяку повезло больше. Отходившие немцы уже заминировали маяк, но местные мальчишки успели вовремя потушить горящий шнур камнями.
Именно поэтому этот маяк дошел до наших дней практически в первозданном виде: в вахтенном помещении сохранилась ртутная ванна для вращения линзы, по-прежнему имеется и винтовая лестница в 142 ступеньки. Но это внутри, а какие отличия есть снаружи мы предлагаем вам отыскать в своём путешествии.
Евпаторийский
GPS-координаты: 45.151084,33.269128
А мы отправимся южнее, в уютный курортный город Евпатория. Если сесть в центре города на 8-й автобус, уже через 40 минут мы окажемся у маяка, дорога на машине займет и того меньше — всего лишь 20 минут. Видно Евпаторийский маяк издалека — он считается самым высоким на Черном море, проехать мимо него совершенно невозможно.
Если от Тарханкутского маяка веет историей, то Евпаторийский на его фоне относительно молодой. Однако и он за свою историю претерпел ряд изменений. Со временем город расширялся, и высоты маяка уже не хватало, поэтому башню несколько раз перестраивали, в последний раз это случилось уже в 1970 году.
С тех пор высота маяка составляет 52 м, и он гордо возвышается над всеми городскими постройками. Изначально маяк был полностью белым, но спустя некоторое время для того, чтобы лучше ориентироваться днём, ему добавили красные полосы.
В свою очередь, дома вокруг, как бы отдавая должное этому красавцу, используют в своих названиях слово «маяк», оно даже выложено в стене соседнего санатория.
В 1970-х годах на маяке старались провести все необходимые удобства. Многим кажется, если этот маяк находится в городе, работа у маячника гораздо проще, чем на отдаленном маяке.
Однако каждый раз, когда эта мысль приходит в голову, не стоит забывать о том, что Евпаторийский — самый высокий Черноморский маяк, а лифта в его башне нет. Разумеется, башня маяка выполнена по типовому для того времени проекту, и в нём был предусмотрен лифт, но поставлен в итоге он был только на один из маяков, а самый высокий маяк Черного моря оказался его лишён.
И еще один интересный факт: когда будете в Севастополе у Владимирского собора и услышите колокольный звон, знайте, один из колоколов там — туманный колокол с Евпаторийского маяка, переданный собору в 1991 год гидрографической службой.
Инкерман
GPS-координаты: 44.616054, 33.629291
Створ Инкерманских маяков, действительно, легендарный. Об этих маяках написаны стихи, им посвящены песни. Именно этот створ маяков встречает и провожает по фарватеру суда, идущие в Севестопольскую бухту. Алмазом и рубином светят они каждую ночь, указывая путь домой из Черного моря.
Даже в самом центре Севастополя, стоя на Графской пристани или на Южном моле, их огни очень хорошо видны в тёмное время суток, а в дневное они выделяются на фоне окружающего ландшафта яркими белыми башнями.
Но, насмотревшись на маяки издали, очень хочется увидеть их поближе. И мы отправляемся в Инкерман, чтобы поздороваться с Инкерманским Передним. Из Севестополя до Инкермана, а располагается маяк именно в городе, легко и недолго ехать, выбрав для передвижения автобус, автомобиль или поезд. Советуем проехаться на последнем, у него очень необычный и интересный маршрут.
Но вот мы и в Инкермане, и, обойдя со всех сторон, увы, приходится признать, что близко к маяку не подойти. Одно из лучших мест, откуда его видно, — мост через реку Черную, а ближе всего его можно рассмотреть недалеко от Автостанции.
Перед тем, как отправиться покорять его старшего коллегу, хочется рассказать еще об одном факте — у этого маяка два имени: он не только Инкерманский Передний, но и Константиновский входной задний, в последнем случае он провожает суда из порта Севастополь.
От Инкермана до Инкерманского Заднего маяка полчаса пешком. На машине, правда, можно подъехать чуть ближе, но очень советуем оставить ее у подножия возвышенности и подняться к маяку пешком, дорога сама по себе невероятно красивая. В данном случае есть возможность подойти довольно близко и рассмотреть белоснежную маячную башню во всех подробностях. А, обогнув забор с левой стороны, нам откроется приятный бонус — потрясающий вид на всю Севастопольскую бухту.
Херсонесский
GPS-координаты: 44.583337,33.378818
Вернемся в Севастополь и направимся к самой западной его точке, ведь невозможно побывать в «городе русских моряков» и не заглянуть на мыс Херсонес, где на входе в Севастопольскую бухту нас встречает братик-близнец Тарханкутского маяка.
Подтянутый 36 метровый красавец Херсонесский маяк облицован белым инкерманским камнем и уже давно стал не только визитной карточкой Севастополя, но и его героическим историческим символом, ведь он был непосредственным участником обороны Севастополя в годы Великой Отечественной войны.
Наверное, не последнюю роль в его популярности играет и то, что добраться до маяка совсем нетрудно. Сделать это можно на машине или на автобусе, но мы рекомендуем последний вариант, чтобы еще больше проникнуться атмосферой удивительного города. Итак, садимся в центре Севастополя (ориентир — остановка «площадь Нахимова») на автобус №77 и спустя час с небольшим мы оказываемся на конечной остановке «Маяк-2».
Херсонесский маяк, как и все его собратья, находится на охраняемой территории воинской части, поэтому полюбоваться им можно лишь на почтительном расстоянии. Для этого от остановки идем направо вдоль забора по тропе к морю.
Место очень атмосферное, поэтому уверены, что солоноватый морской ветерок, хоровод сладких цветочных ароматов, набегающие на берег барашки волн и, конечно, потрясающие виды легендарного маяка доставят вам удовольствие и настроят на медитативный лад.
А если дождаться темноты, то можно своими глазами увидеть, как маяк посылает световые сигналы, которые азбукой Морзе читаются как «С» и «В» (Севастополь).
А ещё неподалеку от маяка находятся петроглифы мыса Херсонес. Эти изображения, конечно, не древние, но очень органично вписаны в окружающий пейзаж и могут заинтересовать любителей.
Сарыч
GPS-координаты: 44.387955,33.739106
Мы покидаем колыбель Черноморского флота России и направляемся на юг полуострова в сторону Ялты, где нам предстоит встреча с маяком Сарыч, который уже вторую сотню лет спасает корабли от скал на самой южной точке Крыма.
Добраться до одноименного мыса, на котором стоит маяк, можно на машине или автобусе. Первый вариант надежнее, но второй, думаем, точно интереснее.
Поэтому на автовокзале Севастополя мы садимся на автобус, идущий в сторону Ялты (ходят они достаточно часто, интервал движения — 20-30 минут), и уже через полтора часа выходим на остановке «Мыс Сарыч».
Далее наш путь пролегает по дороге, вьющейся по живописным, поросшим густой южной растительностью склонам прямо к морю. А пока мы преодолеваем этот путь вниз, расскажем немного о самом маяке.
Своим появлением изящная белая башенка обязана Николаю II, а свой огонь она зажгла в 1898 году и претерпела немало изменений. Местные рассказывают, что в свое время свет маяка мешал обитателям «дачи Горбачёва» неподалеку, поэтому пришлось строить перегородки и ограничить свет восточным направлением. А чтобы узнать, как светил Сарыч прежде, посмотрите фильм «Девушка с маяка» (1957).
Вот мы и у цели, но подойти к маяку ближе, увы, мешает высокий глухой забор закрытой территории военного объекта. Взобравшись на ближайшую скалу, нам всё же удается рассмотреть красивую башенку в форме шахматной ладьи с российским триколором на верхушке.
Между прочим, особенно прекрасен Сарыч именно с высоты, советуем для этого также оценить потрясающие виды, открывающиеся на маяк с Форосского канта.
Ай-Тодор
GPS-координаты: 44.428458,34.122362
Недалеко от всем известного Ласточкина гнезда и практически на подъезде к Ялте на южной стороне мыса Ай-Тодор в Гаспре уютно расположился Ай-Тодорский маяк.
Появился он в 1835 году стараниями адмирала М.П. Лазарева на развалинах бывшей римской сигнальной башни, а свое звучное название (от греч. «Святой Фёдор») получил в честь монастыря, также располагавшегося прежде на этой территории.
Если вы решите добираться до одного из старейших маяков Чёрного моря из Севастополя, то предлагаем сделать это на машине, поскольку логистика на автобусе сложна и ненадежна. На машине же такой путь займёт около 2 часов.
Если вы путешествуете из Ялты, то уместнее и проще добраться до места на автобусах 115 или 132, время в пути составит чуть больше часа.
Добравшись до места, выходим на остановке «Санаторий Днепр» и идём по территории харакского парка, заросшего можжевельником и древними дубами, мимо руин крепости Харакс к смотровой площадке «Капитанский мостик», с которой открываются захватывающие дух виды не только на маяк, но и на черноморское побережье.
А перед нами на живописной скале расположился величественный девятиметровый каменный красавец, единственный в российской маячной службе маяк с ромбовидным остеклением, на котором в разные годы бывали Л.Н. Толстой и А.П. Чехов. Подойти ближе к маяку, увы, не удастся, но можно сделать красивые фотографии на фоне или полюбоваться маяком с моря в рамках морской прогулки к замку «Ласточкино гнездо» из Ялты.
А ещё неподалёку растет 1000-летнее фисташковое дерево Юстиниана, у которого, говорят, можно загадать желание.
Ялта
GPS-координаты: 44.491367,34.169039
Эта миниатюрная восьмигранная белоснежная башенка знакома даже тем, кто никогда не бывал в Крыму. Она запечатлена на многочисленных марках, открытках, значках и является одной из самых известных достопримечательностей города-курорта Ялта.
Конечно же, речь идёт о Ялтинском маяке.
Добраться до него — проще простого, ведь установлен он на территории Ялтинского порта, на краю бетонного мола и прекрасно виден с набережной.
Между прочим у Ялтинского маяка очень важная функция — он обеспечивает безопасное судоходство вдоль ЮБК и при заходе кораблей в пассажирский порт Ялты.
А сколько он успел повидать за свою чуть более вековую историю: вихри Первой Мировой и Гражданской войн, исход из Крыма Белой Армии, трагический период оккупации города фашистами, мощные штормы и непогоду.
Если вы мечтаете рассмотреть Ялтинский маяк во всех деталях, лучше всего сделать это в рамках морской экскурсии к Ласточкину гнезду или в Гурзуф. Именно тогда можно увидеть на моле близ маяка пушку. Сейчас это только декоративный элемент, но раньше с неё ежедневно в полдень совершали залп, а ещё пушка давала сигнал входящим судам во время сильного тумана.
Полюбоваться маяком с суши лучше всего вечером с набережной имени Ленина, самая выгодная точка — от часовни Новомучеников и исповедников Российских, там, где находятся причалы с прогулочными судами. Гарантируем, что уходящие в темноту всполохи рубинового огня, тихий шелест моря и тепло южного вечера подарят вам незабываемые впечатления.
А если и этого покажется мало, поднимитесь по ялтинской канатной дороге до самого верха, оттуда море и мол с белоснежным маяком видны во всех деталях.
Меганом
GPS-координаты: 44.793680,35.080209
В 20 км восточнее Судака, на самом краю мыса Меганом расположился одноименный маяк.
Это, действительно, одно из тех мест, которое просто обязательно к посещению, но без машины добраться до него будет довольно сложно. На автобусе Судак — Прибрежное время в пути составит около 50 минут, выйти нужно будет на остановке «Богатовка», но будьте внимательны, автобус ходит всего 3 раза в день в каждом направлении.
Примерно тут же, на стоянке, стоит оставить и свою машину, а далее необходимо пройти около 5 км пешком к маяку. Меганом всегда был пустынным местом и поэтому окутанным множеством легенд. К сожалению, или, к счастью, ситуация меняется, однако не так быстро.
Наверняка вы видели множество крымских фото с маяком в окне — это о Меганоме. Чуть ниже маяка, на самом краю стоит практически сказочный домик, который часто ошибочно принимают за домик маячника. Однако это не так — маячный городок, где живет семья начальника маяка, располагается выше.
Здесь стоит задержаться подольше, послушать тишину, шум волн и ветра, а еще тут потрясающе красивое звездное небо.
Ильинский
GPS-координаты: 45.012486,35.422343
Продолжаем двигаться на восток — на этот раз к уютному городу Феодосия. Городу, который так любил И.К. Айвазовский, городу с уютными улочками, городу с многовековой историей. Есть она и у маяка с мыса Св. Ильи.
Покинем центр города, минуем Генуэзскую крепость и выйдем из автобуса около городской больницы. На машине можно проехать и дальше, но дорога уже посложнее. Спустя 2 км на пригорке покажется белоснежная башня маяка — мы на месте.
У Ильинского маяка очень романтическая история. Первая его башня возведена на деньги Евдокии Николаевны Руковишниковой, чей сын счастливым образом излечился от туберкулеза, приехав в Феодосию. Таким маяк простоял до начала 20 века.
Когда же он приобрел нынешний вид? Давайте спустимся немного ниже к берегу, тут со времен войны остались следы немецких оборонительных укреплений.
Отсюда немецкая батарея вела огонь, при ее уничтожении эсминцем Железняковым был разрушен и маяк. Но уже 1955 году маяк был восстановлен и приобрел нынешний вид, который очень гармонично вписывается в окружающий пейзаж.
А ещё заметим, что здесь потрясающие закаты, потому непременно стоит дождаться захода солнца и увидеть свет маяка мыса св. Ильи.
Еникальский
GPS-координаты: 45.385489,36.638763
Из этого списка выбивается последний пункт нашего путешествия. Почему выбивается? Потому что с Черного моря мы переместились на Азовское. А, значит, у этого маяка, хоть он и в Крыму, характер уже иной, хотя есть подозрение, что это нам только показалось.
Начинали мы наше путешествие с самого Западного маяка Крыма — Тарханкутского, а заканчиваем самым восточным — Еникальским.
Город Керчь… Тут стоит пройтись по улочкам, подняться на гору Митридат и полюбоваться видом на Крымский мост, особенно вечером, когда включена подсветка. Или, например, съездить на соленое Кояшское озеро с водой удивительного розового цвета.
Однако мы всё-таки путешествуем по маякам.
С дорогой тут всё просто: 18 автобус из центра Керчи довезет вас практически до самого маяка, на мыс Фонарь. Остановку перепутать сложно, ведь называется она лаконично — «Маяк».
На покрытом зелёной травой, даже поздней осенью, холме стоит белоснежная башня маяка. Извиваясь, к воротам спешит дорожка. Даже, если бы маяка совсем не было видно, даже, если бы на воротах не красовалась надпись «Еникальский маяк», в них безошибочно можно распознать ворота маячного городка и ничего больше.
Не тревожа покой жителей, обойдем ограду справа, встретим спокойно пасущихся коз и гуляющих кур и окажемся на самом краю холма. Где-то внизу шумит Азовское море, а оно совсем с другим характером и оттенками воды, нежели море Черное. Теперь подойдем вплотную к ограде — отсюда можно рассмотреть маяк во всех подробностях.
Про этот маяк можно написать целый роман, ведь его и выпрямляли, и отстраивали заново. Однако неизменным остаётся одно: Еникальский маяк и тогда, и теперь проводит суда мимо опасной отмели мыса Ахиллеон.
Тем временем, хозяева загоняют корову на ночь, садится солнце, включается маяк, разрезая темноту своим теплым лучом. Прежде, чем уйти, мы обещаем обязательно вернуться весной — местные жители рассказывали, что в начале года тут особенно красиво.
Конечно же, маяков в Крыму гораздо больше, чем те, о которых мы тут рассказали, а это значит, обязательно стоит вернуться на полуостров и изучать все новые и новые места.