Хабаровск один из крупнейших городов Дальнего Востока, однако, зачастую он скрыт под тенью более современного брата – Владивостока. Особенно теперь, когда статус столицы Дальневосточного федерального округа был отдан приморскому городу. Да, Владивосток более развитый город, и это не удивительно – ведь города, где есть море, априори становятся популярными у туристов, однако и Хабаровску есть чем Вас удивить.
О городе
Хабаровск не столь известен среди путешественников, однако это не умаляет красоту и своеобразие этого небольшого городка с населением в 617 тысяч человек. Интересно что, не смотря на постоянную эмиграцию хабаровской молодежи, количество проживающих здесь человек не менялось (погрешность в пару тысяч человек) на протяжении 20 лет.
Вся штука в том, что приезжающих сюда и уезжающих отсюда людей ежегодно примерно равное количество. Если покидает город в основном молодежь, то пополняют его иммигранты из Китая, Индии, Вьетнама и других паназиатских стран; любители халявных земель, которым приглянулся «Дальневосточный гектар»; и военнослужащие, ведь Хабаровск является центром военного округа.
Основан Хабаровск был в 1858 году по приказу генерал-губернатора Восточной Сибири Николая Муравьева. Нет, не Ерофея Хабарова: отважный первооткрыватель умер за 200 лет до этого события. Первостроителем города (в то время это был военный пост Хабаровка) был назначен Яков Дьяченко – полковник, которого географ и писатель М. И. Венюков описал как «одного из наиболее полезных деятелей по заселению Амура».
До этих событий Хабаровск был нейтральной территорией, не разграниченной между Цинской (также известна как Маньчжурская династия) и Российской империями. Передан в российские владения он был после переговоров, проходивших в китайском городе Айгунь.
Стоит город на трех холмах и двух реках: холмы стали центральными улицами (Муравьева-Амурского, Ленина и Серышева), а реки Чердымовку и Плюснинку закопали, сделав бульварами – Амурским и Уссурийским. Уклон, который создают холмы в центральной части города – одна из главных причин удивления, приезжающих сюда из европейской части России водителей. Вторая: практически все машины здесь – праворульные (сказывается близость Азии).
Территориально Хабаровск один из наиболее отдаленных от центральной части страны город– до Москвы отсюда около 8 тысяч километров. Поэтому попасть сюда достаточно тяжело – или физически, или финансово. Логично, что и довезти сюда что-либо достаточно сложно – например, магазин H&M был открыт здесь только в 2019 году, всего несколько лет назад появился KFS, а некоторые хорошо известные в европейской России бренды, возможно, и вовсе не дойдут до дальневосточного городка.
Достопримечательности
Центр города Хабаровска представляет собой историческую часть города, где можно встретить большое количество интересных зданий различных архитектурных стилей. Наибольшее их количество можно встретить, пройдя от площади Ленина к Комсомольской площади по центральной улице (Муравьева-Амурского).
Центр, да и вообще Хабаровск, отличается большим количеством деревьев и кустарников, которые создают уютную и теплую атмосферу – особенно в теплое время года (с апреля по октябрь).
Хабаровский краевой музей им. Н. И. Градекова
Открыт Градековский музей был 19 апреля 1894 года в помещениях аптечного склада на улице Тихменевской (сейчас ул. Серышева). На открытии присутствовали представители войск, научная интеллигенция, высшие чины и общественность.
Первое размещение экспозиций было временным – это было понятно уже при открытии. Поэтому вскоре было принято решение о строительстве нового здания. Возглавил строительный комитет Н. И. Гродеков, эскиз здания выполнил Н. Ф. Александров, а проект и смету – инженер Л. О. Чайковский. Николай Иванович Гродеков внес огромный вклад в развитие музея и его коллекций – он пожертвовал большую сумму на устройство музея, им были собраны богатейшие собрания по этнографии, приобретены книги, картины, старинные монеты, именно он положил начало художественному отделу. Поэтому в 1902 году было принято решение о присвоении музею имени генерал-губернатора и первого председателя Приамурского отдела Императорского Русского Географического общества.
В мае 1896 года, не смотря на еще недостроенное помещение, в здание будущего музея начали переносить экспонаты – всего коллекция музея насчитывала более 10 тысяч предметов. В это же время в музей была доставлена 400-пудовая черепаха, высеченная из гранита – часть надмогильного комплекса чжурчженского полководца Эсыкуя, жившего в средние века. Черепаха до сих пор является ценной частью музея и располагается перед историческим корпусом.
Торжественное открытие первой трети нового здания Хабаровского музея состоялось в начале декабря 1896 года. Спустя два года к музею была пристроена вторая, центральная часть в два этажа, а в 1900 году третья.
В 1897 году коллекция музея пополнилась одним из ценнейших экспонатов – двумя скелетами морской коровы Стеллера.
В 1975 году к основному корпусу было пристроено новое здание общей площадью 1650 квадратных метров, где разместилась уникальная панорама «Волочаевская битва».
Мост «Амурское чудо»
Хабаровский мост, он же «Амурское чудо» и бывший Алексеевский мост, перекинут через реку Амур. Построен он был более сотни лет назад, как исключительно железнодорожный (со временем над железной дорогой появился ярус автомобильной дороги) и до 2009 года имел статус самого длинного моста России. Сейчас он находится на 8 месте – после Крымского, Владивостокского, двух Питерских и других.
До 1917 года мост носил имя царевича Алексея (наследника царя Николая II) и звался «Алексеевским» или «Царским». Автором колоссального для того времени проекта стал профессор Лавр Дмитриевич Проскуряков. На Всемирной выставке, проходившей в 1908 году в Париже, проект Амурского моста (вместе с Эйфелевой башней) получил золотую медаль.
Амурский мост, соединивший два берега реки Амур, стал венцом в строительстве Транссибирской магистрали и автомобильной трассы «Амур», ведущей от Читы до Хабаровска. До 1975 года, когда был возведен мост недалеко от Комсомольска-на-Амуре, Амурское чудо было единственным связующим звеном этих частей России.
В 90-х годах прошлого века мост подвергся реконструкции – арочная часть и пролетные строения к этому времени весьма износились. Однако старый мост не пропал бесследно – одна из его частей является ценнейшим экспонатом, открытого здесь же музея Амурского моста. Помимо прочего, в музее можно узнать историю всего пути постройки от Алексеевского моста до Амурского чуда. Однако записываться сюда стоит заранее – зачастую места на экскурсии занимают на недели вперед.
Река Амур
Помимо самого моста можно полюбоваться красотой реки Амур, занимающей 4 место среди российских рек и десятое среди мировых.
Свое название «амур» река получила от общего для тунгусо-маньчжурских языков слова «амар» или «дамур», что в переводе означает «большая река». А вот китайская интерпретация (река протекает на границе России и КНР) названия куда интереснее. Изначально китайцы прозвали реку «Хэйхэ» – черная река, затем «Хэйлунцзян» – «Река черного дракона».
С последним названием связана легенда, согласно которой в давние времена в реке обитало два дракона – черный и белый. Последний олицетворял зло – он топил лодки, забирал рыбаков на дно, да и вообще пакостил миллионом различных способов. Продолжалось это до тех пор, пока его не обуздал Черный дракон – символ доброты. С тех пор Черный дракон поселился на границе Амурской и Еврейской автономной областей, а Амур прозвали рекой Черного дракона.
Длина Амура составляет более 4,5 тысяч километров, а площадь его бассейна – 1,8 млн квадратных километров.
Набережная адмирала Невельского
Оценить всю красоту и мощь Амура можно с городской набережной. Свое имя она получила в честь великого русского адмирала и исследователя Дальневосточных земель – Геннадия Ивановича Невельского.
Изначально набережная имела длину в скромные два километра, однако на данный момент ведутся работы по ее удлинению. После завершения строительства набережная будет проходить практически вдоль всего города. Последние несколько лет уровень воды в Амуре достигает критических отметок, что осложняет строительство.
Сама набережная за последние несколько лет стала очень комфортной для прогулок – по всей длине размещены лавочки с навесами, обустроены пешеходные и велосипедные дорожки, склоны покрыты травой и кустарником, установлен роутер с вай-фаем. Часть набережной занята парком аттракционов, зимой здесь заливают каток.
Утес
На территории набережной находится одна из визитных карточек города – утес. Задолго до появления в здешних землях русского народа здесь жили дауры, нивхи, дючеры и другие малочисленные племена. В середине 17 века подножие утеса занимало стойбище Бури, где селились гольды – предки нанайцев. Они прозвали скалу «Мама хурээни», т.е. «Старухина гора». По их преданиям на утесе находилось жилище шаманки. По одной из легенд у шаманки на горе был волшебный бубен, который мог ответить на абсолютно любой вопрос или исцелить от страшных болезней.
Для Хабаровска утес сыграл стратегическое значение – на протяжении практически всей истории города скала служила смотровой площадкой. Одна из самых известных легенд города связана именно с этим местом – 5 сентября 1918 года здесь расстреляли и сбросили вниз с обрыва австро-венгерских военнопленных музыкантов. Долгое время на здании, построенном на утесе, висела мемориальная доска, напоминавшая жителям о трагической истории (сейчас табличка хранится в фондах Градековского музея).
На сегодняшний день существует несколько версий о причине столь жестокой расправы с музыкантами – одни говорят, что на параде в честь взятия города казаками белогвардейского атамана Калмыкова музыканты вместо «Боже, Царя храни!» исполнили «Интернационал», за что и поплатились. Другие предполагают, что казаки приревновали к музыкантам местных женщин – изрядно подвыпив в одном из кафе, калмыковцы сначала разгромили заведение (в нем давали выступление музыканты), а затем схватили австро-венгров и потащили их к утесу.
Здание, спроектированное архитектором Петром Стариковым, на вершине утеса появилось в период Великой Отечественной войны. Основная цель осталась все та же – башню здания использовали как военный пост для наблюдения за воздушным пространством. В последствии здание сменило немало хозяев и функций – здесь располагалась морская школа ДОСААФ, несколько разных кафетериев – пока в 2013 году его не передали Хабаровскому краевому музею.
Напротив здания на утесе, на пригорке находится памятник Муравьеву-Амурскому, окруженный толстой якорной цепью продетой через пушечные рымы. Интересно, что о возведении этого монумента просили горожане Благовещенска – они даже выбрали место, куда стоило бы установить памятник. Однако что-то пошло не так, и фигура генерал-губернатора была установлена в Хабаровске. Памятник стал самым крупным по размерам монументов в дореволюционной России – его высота достигала 16 метров. Кстати, именно он тот самый «дядька с 5-тысячной купюры».
Про то, что Владивосток это более современный город, чем хабаровск поржал конечно. У меня есть возможность переехать туда, но он же не благоустроенный. А вообще нет смысла сравнивать города в современной России. Кроме Мск и С-Пб все находятся в одинаковом хреновом состоянии. Ну ЕКБ еще, но там экология.. Пока Мск не будет забирать себе все налоги, остальные города будут в плачевном состоянии
Владивосток — туристический портовый город (один из популярнейших для японцев, китайцев и корейцев), поэтому его активно развивают и благоустраивают, открывают ночные заведения, магазины и рестораны известных европейских франшиз. И в целом Владивосток не уступает многим городам центральной России, а в чем-то превосходит их (хоть тот же Екатеринбург), посмотреть хотя бы на владивостокский океанариум или на кампус ДВФУ. До Хабаровска все эти вещи либо не доходят, либо доходят очень медленно: здесь больше сказывается влияние Азии, чем Европы (поэтому сложно найти привычные для остальной России вещи, но много всего, что не достать в городах европейской России), в то время как Владивосток находится… Читать дальше »
Ребят, а чего всё переврали-то?
ГрОдековский музей пишется через О, кости кита там настоящие, просто подреставрированные. Стойбище Бури находилось не у подножия утёса, а ниже в сторону Амурского бульвара. Реки, на которых стоит город, — это Амур и Уссури, Чердымовску и Плюснинку ласково называли «две дыры», они маленькие. «Три горы, две дыры» — так и повелось. Ну и никто, никто не называет мост «Амурским чудом», если вы так скажете, местные вас не поймут. Это просто Амурский мост.
Как-то ж надо, наверное, проверять информацию. Несерьёзно.