40 дней назад мои друзья разбились насмерть по дороге в горы из-за того, что все в машине уснули, включая водителя. Когда разбивается кто-то незнакомый, то часто думаешь: «Наверное, парень был лихач / неопытный / излишне самоуверенный и т. п. С нами такого не случится». Но в этот раз был прямо противоположный случай. Здесь погибли ребята, которые постоянно, в течение последних десяти-пятнадцати лет, чуть ли не каждый месяц, гоняли то в горы, то на море, наматывая тысячи километров без остановок. Опыта дальнобоя у них — хоть отбавляй! Что Вадим, который сам себя называл «профессиональным балаболом» — мог сутками напролет болтать с любым водителем, даже незнакомым, что Смолин, который ездил аккуратнее меня, всегда внимательно следил за своим состоянием. Все они прекрасно умели бороться со сном, чувствовать наступление усталости, и понимать тот момент, когда уже пора водителю меняться… Узнав об аварии, многие даже поверить не могли, что кто-то из них мог банально заснуть за рулем. И, тем не менее, это случилось. Всего один раз, но так, что хватило всем троим.

Фото: facebook, Oleg Radul

Глядя на их изуродованную машину (да, это она на фото), побывав на месте аварии, просматривая записи с регистратора, я совершенно четко осознал для себя такую простую, в общем-то, логичную вещь: «Я не могу сказать, что я умнее или опытнее кого-то из них. Что возраст, что опыт, что манера вождения у нас у всех плюс-минус одинаковая. А значит и я, точно так же как они, могу легко умереть на трассе подобным образом».

Фото: facebook, Oleg Radul

И здесь я снова возвращаюсь к своему давнему вопросу: как же этого избежать? Начав кататься на дальние расстояния, лет еще десять назад, я первым делом стал искать для себя самые действенные методы борьбы со сном. Помнится, у меня был целый арсенал разных способов взбодриться: кофе, семечки, энергетики, прогулки, зарядки и т. п. А потом я догадался, что ищу-то совсем не то! Ни один из них не может мне гарантировать безопасность. Ведь вот в чем парадокс: все это не что иное, как способы продолжить движение, а главное — уметь вовремя остановиться!

И здесь не канает народная мудрость «Устал — отдохни», которую я слышал миллион раз. Что значит устал? Вон вся Москва домой после работы уставшая едет, и чего? Где объективные критерии, когда усталость еще можно спокойно потерпеть, а когда уже точно пора на обочину?

И эти критерии должны быть явными и однозначными.

В общем, у меня таких критериев пять. Они проверены сотнями бессонных ночей что на машине, что на яхте. И правило очень простое: лучше до такого состояния вообще себя не доводить. Но если вдруг наступает хоть один из этих признаков, я тут же сменяюсь без раздумий. Либо, если меняться не с кем, встаю на обочину спать. Потому что дальше ехать нельзя.

Итак, пять объективных признаков того, что вот-вот заснешь:

1. Замечаешь момент моргания. Это — самый явный и однозначный критерий. Попробуйте вспомнить момент, когда вы последний раз моргнули? То-то же! Дело в том, что в обычном состоянии человек совсем не замечает момент, когда моргает. Это происходит настолько быстро, что просто не обращаешь внимания. Зато когда это становится явным, то речь уже идет не об обычном моргании, а о начале отключения — немедленно на обочину!

2. Обман зрения: фигуры на обочине кажутся издалека чем-то одним, а при приближении либо оказываются чем-то совсем другим, либо исчезают вообще. Это пограничная стадия: глаза еще открыты, но мозг уже не успевает обработать всю поступающую информацию — он уже спит! Еще пара минут, и сознание совсем отключится.

3. Зрение не успевает фокусироваться. Я пробую перевести взгляд с дороги на приборы и тут же вернуть его обратно на дорогу. Какой там был километраж? Еще раз: мгновение на приборы и снова на дорогу. В нормальном состоянии зрение успевает перестроиться, и все прекрасно видно. Но если засыпаешь, то взгляд становится стеклянным, глаза не успевают адаптироваться к условиям, становится невозможным окинуть приборы одним беглым взором и тут же считать нужные показания.

4. Лень напрягать мозг. Попробуйте умножить 18 на 3. В нормальном состоянии это не проблема. А вот засыпающему человеку это не то чтобы сложно… ему это нафиг не нужно. Впадлу даже начинать. По той же причине лень разговаривать. Потому что для этого надо напрягаться, держать в уме нить разговора, подбирать слова. Кстати говоря, любое словесное общение, неплохо нагружает мозг, поэтому, во-первых, кто болтает — тот не уснет, а во-вторых, если в салоне повисла тишина, значит, скоро всех срубит. В этот момент тоже пора останавливаться, хотя кажется, что можно еще ехать. Вот у ребят именно так и произошло (по регистратору): сперва повисла тишина в салоне, а через некоторое время — авария. Кстати, сильнее всего бодрит не просто пустая болтовня, а беседы на какие-то волнующие темы, будь то секс, политика или какой-нибудь холивар. Так что запасаемся на дорожку больными темами.

5. Мелкие нарушения. Два-три раза подряд забыл переключиться на ближний? Пора спать. Не можешь вспомнить последний дорожный знак? А предпоследний? Никак? Спать! Остановился на мигающий желтый? На зеленый? Ну, вы поняли…

И бонусом экспресс-тест для пассажира, как ненавязчиво проверить водителя на предмет сонливости. Фишка в том, что бесполезно его спрашивать: «Слышь, ты в порядке?» Ответ всегда будет один и тот же: «В порядке». Вместо этого, надо задать ему какие-то вопросы, которые требуют обдумывания, либо внимательности. Например: «А где мы сейчас? Что за населенный пункт проехали?», или «Сколько нам еще осталось до…», а лучше даже что-то более сложное, вроде: «Как ты думаешь, что лучше подарить <имя общего друга> на день рождения?» И если ответы покажутся слишком простыми, либо неадекватными — пора меняться. А если пациент скорее жив, то чтобы стало лучше, желательно начать с ним о чем-то спорить. Хоть о высоких материях, хоть тупо троллить его — пофиг. Главное, что во время жарких дебатов, уснуть невозможно чисто физически, проверено.

В общем, главное правило: мозг не выключается сразу, он выключается постепенно. Как зависающий компьютер, сперва работает на 100%, потом на 50%, потом на 25% а потом бац — уже висит. Вполне реально отловить этот переход со 100% на 50%, если знать, что искать и как проверять. А искать надо любую лень и проверять себя на заторможенность сознания.

И все же остается вопрос: если я могу контролировать себя сам, достаточно ли этого для безопасной езды на дальние расстояния в одиночку? Честно говоря, не уверен. Подвох еще в том, что вместе с притуплением сознания, притупляется и чувство страха. То есть, ты понимаешь что засыпаешь, по всем критериям здравого человека, ты уже, фактически, на волосок от смерти, причем осознаешь это, но тебе в этот момент вообще не страшно! Потому что мозг-то уже почти спит. И кажется: «Подумаешь, проеду еще X км до ближайшей XXX, а там и посплю/поменяюсь».

Так что все эти признаки, конечно, хороши, особенно когда едешь один. И надо стараться до них не доводить, а если хоть один из них наступит — сразу же останавливаться. Но это скорее необходимое, чем достаточное условие безопасности. Единственным вариантом, в котором я уверен на все 100%, я вижу плюс ко всему этому, езду с напарником и постоянными беседами. Не столько для того, чтобы оставаться бодрыми, сколько для того, чтобы постоянно контролировать друг друга (см. пункт 4): разговор затих — оба спать. Да, это очень жесткое правило. Но, например, когда мы ехали в кругосветку, нас было четверо, и мы его легко придерживались. В последнее время я стал все чаще и чаще забивать на него, порой из-за отсутствия собеседников, а иногда уже просто так. Но, видимо, зря. Жизнь, блин, умеет показать, как делать не надо. Глупо не учиться.

Берегите себя.

Автор: Олег Радул

Исходный текст: https://www.facebook.com/photo.php?fbid=834667839902442&set=a.286909344678297&type=3

Интересно? Расскажи друзьям!
Подписаться
Notify of

43 комментариев
старые
сначала новые популярные
Inline Feedbacks
View all comments
Maxim Zavyalov
3 лет назад

надо технические решения искать — измерение пульса, положение век, движения глаз и т.п. Возможно, что это и через смартфон можно сделать, вычислительные мощности позволяют.

Антон
3 лет назад
Reply to  Maxim Zavyalov

как опции есть для дорогих машин

Вадим
3 лет назад
Reply to  Maxim Zavyalov

Сейчас уже разработали прибор типа видеорегистратора но камера смотрит в салон и контролирует лицо водителя. Глаза зарылись или человек медленных их закрывает и открывает (такое происходит когда хочется спать) — начинает громко пищать

Владимир
3 лет назад

Есть еще один признак. Наступает эйфория. Ты, вдруг начинаешь ехать быстрее, обгоняешь все подряд. Короче, если ты был осторожным и вдумчивым и вдруг начал лихачить -все, тебе пора спать!

Денис
3 лет назад

В оптимале я знаю сколько могу проехать без проблем, берем это расстояние, время которое будет при прохождении этого расстояния, и если это уже после 20:00 то расстояние сокращаем, и ищем в этом радиусе мотель, в котором будем останавливаться. хороший горячий ужин, здоровый сон в кровати а не в машине — помогут нам встать с утра отдохнувшими и продолжить путь.

Александр Прохоров
3 лет назад

Мои соболезнования.
По своему опыту (одиночное вождение)

  1. пой ори
  2. думай про секс
  3. включи адреналин

И самое главное. На заправке прикорни минут на 15. (Сам себе скажи 15 минут)
Если спать хочешь — уснешь. Если не хочешь — никогда не уснешь. Но уже отдохнешь и можно ехать.

Кирилл
3 лет назад

еще признак — упала средняя скорость. если вы замедлились относительно обычного передвижения — ВСЕ! мозг соображает медленнее, ему комфортнее на меньшей скорости. и тд . — сразу вставайте.

Дмитрий
3 лет назад

«Наверное, парень был лихач / неопытный / излишне самоуверенный » — если ты ездишь ночью, то ты лихач. Без вариантов, без альтернатив. Лихач. Или самоуверенный лихач. С учетом особенностей человеческого организма, это значительный риск. В целом ездить ночью то же самое что ездить под мухой. Многие могут так ездить, но почему то это считается преступлением и за это наказывают. Езда ночью не преступление (пока), но от этого оно не становится оправданным и безопасным мероприятием. Я вообще не понимаю смысла езды ночью. Если едешь ночью, то следующий день один хрен насмарку и не надо тешить себя иллюзиями о том, что больше отдохнешь.… Читать дальше »

Вадим
3 лет назад
Reply to  Дмитрий

Если я еду в деревню отдельно то семьи мне нужно выехать в 8 вечера и к 10 я буду там. Или в 9 и к 11-11:30 я доеду. А вечером следующего дня мы все оттуда уедем. Зачем мне ждать утра? Конечно я поеду вечером.

Леонид
3 лет назад
Reply to  Дмитрий

Езжу по ноам на дальняк с детьми, потому, то днем из за пробок м проедем гораздо меньше и устанут все. Один ночью не поеду, только с женой, у нас разные биоритмы, если одного рубит — другой спокойно едет, потом меняемся.

Этот парень
3 лет назад
Reply to  Дмитрий

Предпочитаю кататься в темное время суток, потому что это банально проще. Меньше поток, все ездят спокойнее, у зверей светятся глаза и тд. другими словами меньше отвлекающих факторов.

Миша
3 лет назад
Reply to  Дмитрий

Это не тоже самое что ездить под мухой. Под мухой не надо даже пробовать никому и никогда — кончится плохо не в этот раз, так в следующий. А ездить ночью, в отсутствии оленей, намного удобнее и спокойнее, чем днём

Last edited 3 лет назад by Миша
Андрей Юрьевич
3 лет назад
Reply to  Дмитрий

С чего Вы взяли что только ночью засыпают? Днём то же часто бывает!

Дима
3 лет назад

По себе знаю если дорога «прыгает»всё,аут на обочину или до АЗСи спать хотя бы часок, реально бодрит

Марина
3 лет назад

Ночью надо спать.

герман
3 лет назад

Я один раз в танке за рычагами заснул.Десять деревьев сбил.Но все живые остались.Надо лучше ездить на танке.Как-то так получается.

Александр
3 лет назад

100% Все так. Особенно пугает, что в какой-то момент перед глазами дорога начинает двоится и ты реально пытаешься понять, по какой тебе ехать — по правой или по левой. Как только появилась мысль о том, что надо бы поспать надо останавливаться и спать.

Владимир
3 лет назад

Это уже поздновато. Останавливаюсь, когда перестаю замечать мелкие детали. Яму пропустил, знак не успел распознать, ежа обьехал в последний момент, или не успел. Все, на стоянку, и дать глазкам и мозгу отдохнуть.

Владимир
3 лет назад

1000 км проехал и спать.

Александр
3 лет назад

что-то у меня 1000 км не получалось проехать подряд, в сон пораньше тянуло. Это от навыков и состояния перед поездкой зависит. Ночью так ни разу не смог без остановки и сна проехать)

Владимир
3 лет назад

1400 за неполные сутки, с часовым передремом. Было 40 с хвостиком.

BORIS
3 лет назад

Если тебе 25-40 лет, потом 500-700 и спать

Олег
3 лет назад

Односторонний взгляд(ехать, ехать во что бы то не стало). Так становишься рабом проблем(срочная доставка, опаздываю на встречу и т. д.) и так до бесконечности! Вернитесь к природной физиологии человека и станет ясно когда и сколько ехать Всем удачти на дорогах!

Евгений
3 лет назад

А почему просто не ввести простое правило — ехать не более 12-13 часов? Ну ОК, тем, кто рано встает, можно немного больше, но в 22.00 всё — стоп, ночуем, причем в удобной кровати. И пофиг на то, что поездка становится длиннее, зато она не станет последней. Однажды тоже поехали без ночевки и тоже водитель (супруга) уснул за рулем. Но Бог отвел — я, будучи в тот момент пассажиром, вывалился из дремы и увидел уснувшего водителя. С тех пор больше позже 22-23 часов останавливался всего раз — до дома оставалось менее 200 км, потому доехали. Если бы на следующий день дальше… Читать дальше »

Олег
3 лет назад
Reply to  Евгений

К вопросу 12-13 часовых поездок. Если есть возможность, попробуйте сдать тест на реакцию и внимательность. Но не лабуду из интернета, а что-то вроде того, что сдают машинисты и помощники машинистов на ж.д. длительностью около 40-60 минут. И вот я уверен на 100%, что после 12-13 часовой поездки 9 из 10 рассказчиков сказок типа «да я в легкую 1000+ км за раз проезжаю ваще без проблем» завалят этот тест наглухо! Можно подумать, нормы работы на транспорте выдумывали идиоты. Поэтому 8 часов езды МАКСИМУМ! Иначе, концовка как в статье — просто вопрос времени.

Миша
3 лет назад
Reply to  Олег

12-13 часов это и есть 1000+ км с учётом дозаправок и т.п . К примеру если мне выехать на побережье Черного моря из Тулы в 9:00, то где-то в 23:00 я заеду на ночёвку в Транспарк в ст. Кущевской.

Владимир
3 лет назад
Reply to  Олег

Олег, Вы правы, но и не правы. Все люди разные, и машины разные, но в свои 59 я 1200 км проезжаю. Не легко конечно, но пока получается. Но это разово, следующий день надо отдыхать.

олег
3 лет назад

Заснуть за рулем, это признак неопытности водителя. Ибо опытный не будет бороться со сном за рулем, он остановится и поспит

Axel путешествия на авто
3 лет назад

Не всегда усталость ко сну и потери внимания проводит. Монотонность враг еще опаснее. В первый день пути дальняка я всегда прохожу 1500км без сменного водителя. Около 19 часов за рулем и заметил, что если дорога свободная и топишь столько сколько можешь по обстановке, то под конец дня становится тяжело и из машины выходишь как моряк с судна после шторма. В то же время, если на дороге много фур которые приходится обгонять или встречается уставшая дорога где приходится много обруливать, то мозг раскочегаривается настолько, что можно ехать и обсуждать теории струн и пр. Потом выходишь на месте и бодрячком все, засыпаешь… Читать дальше »

сергей
3 лет назад

Спасибо за «теорию струн»…

Эдгар
3 лет назад

«Сон — лучшее средство борьбы с сонливостью!»

Сергей
3 лет назад

У меня еще один признак есть. Лень лишний раз перевести взгляд на зеркало заднего вида.

Илья
3 лет назад

Все уже придумано… Водители грузовиков едут 4..4,5 часа, после этого перерыв не менее 45 минут перерыв. После этого, в пути 4,5…4 часа.Потом отдых 11 часов. Это даже внесено в ПДД… Человек, устает, на него влияет стресс и прочее. Берегите себя.

Имя
3 лет назад

Начинаешь ошибаться или кажется что все подрезают, резко тормозят и тд — явный признак того что пора на отдых

Гость
3 лет назад

был бы у грузовика отбойник, кто ни будь да выжил

Андрей
3 лет назад
Reply to  Гость

Не было бы грузовика на обочине…

Вячеслав
3 лет назад
Reply to  Андрей

Было бы что то другое… Или кто то… Домой 33 км. не доехал… Товарища подвозил — разговаривали. Потом по лесу в предгорьях руль крутить надо было — ехал и спать не тянуло, а когда на прямую вышел, так вроде, кто выключателем щелкнул. Повезло — дерево молодое было, тонкое, остановило мягко. Машину под списание, а у меня про «рубашки» спрашивали, или «бронежилеты»…

Антон
3 лет назад

Первый пункт — ключевой!

Доктор
3 лет назад

днём — перегоны. ночью — спать. и бодрый духом и ехать проще.

ринат
3 лет назад

а нас работа такая -и выбора нет заявка поступила- исполняй.

Умберто Хассанов
3 лет назад

Полезная статья, соболезную утрате друзей. Сам часто на дальняк езжу,иной раз рубит, останавливаешься, а заснуть не можешь, дурацкое состояние, это скорее не сонливость,а скука, но минут 20 с закрытыми глазами полежать,расслабится помогает, едешь дальше.

Алексей
3 лет назад

После прочтения этой статьи пришлось ехать рано утром, предварительно поспал часа 3, т.е. не выспался. Еду, еще темно, чуть светлеет горизонт, а меня прямо вырубает. Вспомнил совет заставить мозг работать и решил умножить числа. Мозг ленился настолько, что даже числа придумать не мог. Взял одно число с номера впереди идущей машины, второе — три последних числа с одометра. Начал пытаться думать. Мозг говорил — ну его нафиг, зачем оно тебе надо, зависал и скрипел. В общем — умножил :) Минут через пять :) Зато однозначно взбодрился. Потом еще пару умножений произвел — намного быстрее и только тогда проснулся окончательно. Да,… Читать дальше »

Александр
3 лет назад

У тепловозников есть хорошая погремушка — дешево и сердито. На себе проверил. Как-то с братом пытались перегнать своим ходом мотоцикл из города в военный гарнизон, куда не было никакой дороги, кроме ж/д. Изначально попробовали по берегу моря, но попали в прилив; по шпалам тоже не получилось — слишком медленно и брутально. Прорывались вдоль ж/д полотна до тех пор, пока не провернуло цепь на звездочке. Там мотоцикл и бросили в лесу, засыпали ветками и пошли по шпалам в сторону гарнизона. Было уже раннее утро, когда мы услышали стук подъезжающего тепловоза. Мы думали это какой-то состав, но это оказался одиночный военный тепловоз,… Читать дальше »