С 2005 года в городе Каменск-Уральский (Свердловская область) в рамках празднования Царских дней проходит фестиваль колокольного звона. Место фестиваля выбрано не случайно. В Каменске-Уральском работает частный завод «Пятков и К» — первый в России специализированный завод колокольного литья.

О заводе колоколов

Компания «Пятков и К» появилась в 1991 году. Основным совладельцем и управляющим компании является Николай Пятков. Первые годы Пятков арендовал участки на двух каменских заводах. Но в 2000 году начал строительство собственного производства, которое закончилось только в 2003 году. С помощью новых мощностей компания смогла в 2004 году увеличить объем производства с 40 до 125 тонн. В «Пятков и К» работает 30 человек. Колокольный мастер Николай Пятков, глава фирмы «Пятков и К» получил медаль «За заслуги перед городом».

12 лет назад изготовил литейщик Николай Пятков свой первый колокол, отлитый им, инженером, по старинной рецептуре. С тех пор на крохотном участке цеха изготовлены сотни колоколов для российских храмов. На новопостроенном заводе уже отлиты колокола для Храма-на-Крови в Екатеринбурге.

Задумка Николая Пяткова — создать музей колокола рядом с производственным цехом в административном корпусе. На заводе одновременно выполняются заказы для таких российских городов, как Киров, Иркутск, Казань — и для православных приходов далекой Америки, где уже около двадцати храмов благовестят голосами пятковских колоколов. На каждом из них фирменное клеймо каменск-уральских мастеров.

Первыми “громкими” работами уральских литейщиков были колокола для Собора Василия Блаженного и Донского монастыря в Москве, городские куранты Ярославля, Великого Новгорода и Мраморного дворца в Санкт-Петербурге. Сегодня же общее число храмов России, ближнего Зарубежья, а также США, Канады, Греции (Афон) и стран Восточной Европы, поющих голосами уральских колоколов, давно перевалило за тысячу.

В 1995 году за исключительный вклад в дело возрождения традиций колокольного литья предприятие было отмечено Благодарностью Президента России. Первый отлитый на новом месте колокол с памятной надписью, весом 140 кг , был навеки установлен на памятной стелле во внутреннем дворике.

Основным формовочным материалом является молотый кварц карьера «Гора Хрустальная» под Екатеринбургом. Связующим для изготовления форм является строительный гипс высоких марок. Для наполнения крупных форм используется также обогащенный крупный песок местного месторождения. Стержни изготавливаются из холодно-твердеющей смеси на кварцевой основе. Модели (фальшивые колокола) накатываются по шаблонам.

Для малых (до 40 кг) колоколов изготовлены постоянные модели из чугуна. Модельным выплавляевым материалом является воск. Звено формовщиков в недельном цикле готовит от 3 до 7 форм примерно на 1,5 — 2 тонны. Следующую неделю формы сушатся и в пятницу заливаются. В понедельник колокола выбиваются и поступают на обрубку и зачистку, откуда к концу недели выходят. Таким образом, цикл производства колоколов от 90 до 1140 кг составляет 3 недели. Заливка малых колоколов производится из тиглей 100 или 150 кг ежедневно. Колокола от 2,7 до 9 тонн проходят свой цикл параллельно с основными, не нарушая недельного графика, для чего используется отдельное сушило. Зачистка колоколов производится вручную пневмоинструментом и песком. Прослушивание и сдача продукции заказчикам проходит на балках склада готовой продукции. В цехе есть подъемный кран для колоколов, печи для выплавки и всевозможные приспособления– для изготовления моделей, формовки и пр.

Отдельно – зона художественной мастерской, где хранится банк орнаментов, икон и надписей и разрабатываются новые изображения из гипса. Мастера, сидящие рядом с художником, заливают гипсовые формы воском: в дальнейшем полученную «маску» налепят на модель, а после сушки воск испарится, оставив внутри формы барельеф с орнаментом, иконой и посвящением спонсору.

Откуда взялись колокола?

Очень давно, несколько тысячелетий тому назад, в разных пространствах планеты (например, на территории современного южного Ирана, в Месопотамии, Египте, а также Древнем Китае) был открыт удивительный сплав самородных металлов меди и олова. Чудесным образом 20-процентный раствор олова в меди показал такие замечательные акустические свойства, что позднейшая наука так и не смогла предложить что-либо подобное.

Это и был состав колокольной бронзы, который не изменился до наших дней. В Древнем Китае считалось, что звук колокольчиков отпугивает злых духов. А средневековый европеец верил, что звон освященного колокола отводит козни дьявола, молнии, бури, град, эпидемии. Верили и в то, что немой обретет голос, если напишет свое имя на колоколе; душевнобольной исцелится, если выпьет воды из колокола. А коли стельная корова съест веревку колокола, то теленок будет здоровым. Длительное время в христианских службах, в том числе в Византии и на Руси, использовали не колокола, а било — специальные доски, по которым ударяли молоточком, созывая монахов и верующих на богослужение. Во времена ранних христиан колокола и не могли использоваться, поскольку богослужения в условиях гонений со стороны властей проводились тайно и тихо.

Первое применение колоколов при христианском богослужении церковное предание связывает с именем святителя Павлина (353-431 гг.), епископа итальянского города Нола, что в провинции Кампанья. Отсюда раннее, но сохранившееся до сих пор название церковного колокола — кампан. Во сне епископу явились ангелы с колокольчиками, издававшими дивные звуки. А походили они на полевые цветы-колокольчики, что и подсказало форму церковных колоколов. С середины Х века колокола повсеместно появляются на христианском Западе. При этом изготовление колоколов расценивалось как священнодействие — этим первоначально занимались монахи-бенедиктинцы. В ХII веке появляются колокола, близкие по геометрии к современным.

В Византии впервые колокола появились лишь во второй половине IХ века, когда по просьбе византийского императора венецианский дож Орсо прислал в Константинополь 12 колоколов для вновь сооруженной церкви. Но это нововведение не получило широкого распространения, и только после захвата крестоносцами Константинополя ( 1204 г.) колокола вновь стали появляться при храмах.

Считается установленным, что в России колокола появились из Западной Европы. Первое летописное упоминание о колоколах на Руси относится уже к ХI веку. О русских мастерах колокольного дела впервые упоминается в 1194 году. В начале ХII века в Киеве были свои литейные мастерские. Древнейшие русские колокола лились небольшими, были совершенно гладкими, не имели надписей. После татаро-монгольского нашествия колокольное дело в Древней Руси, не успев развиться, угасло.

В XIV веке литейное дело возобновляется, центр его перемещается в северо-восточную Русь — колокола начинают лить в Москве. Были они невелики, по весу не превышали несколько пудов. Эпохой в истории колокольного дела в России стала 2-я половина XV века, когда в Москву прибыл итальянский инженер и строитель Аристотель Фиорованти, который устроил пушечный двор, где лились колокола и пушки. При Иване Грозном и его сыне Феодоре колокола изготовлялись уже в достаточно большом количестве не только для Москвы, но и для других городов России. Мастером Немчиновым был отлит колокол весом в 1000 пудов. В XVI веке в Москве, по оценкам современников, было до 5000 колоколов. Лились колокола и при Борисе Годунове. О том, какую высокую роль играли церковные колокола в эту эпоху, свидетельствует следующий исторический факт. Колокол, возвестивший набатом о гибели в Угличе в 1591 году царевича Дмитрия, был, по воле Бориса Годунова, публично предан гражданской казни — лишен «уха» (с помощью которого колокол крепится на звоннице) и «языка», благодаря которому и производится колокольный звон. А сам колокол был сослан в Тобольск и возвращен в Углич только в 1891 году.

Кстати, колокола «наказывали» и за меньшие «провинности». В 1681 году набатный колокол Московского Кремля был «заключен» в Никольско-Карельский монастырь за то, что звоном своим нарушил сон царевича Федора Алексеевича.

В XVII веке, преодолев Смутное время, вместе с Россией развивается и крепнет колокольное дело. Иностранные мастера уже не приглашаются. Им остается только восхищаться невиданными для Европы размерами русских колоколов. В 1622 году мастером Андреем Чоховым был отлит колокол «Реут» весом в 2000 пудов. Особое место среди всех больших колоколов занимает царь-колокол, который, начиная с Бориса Годунова, переливался несколько раз. Русские цари, а затем и императрица Анна Иоанновна (при ней вес колокола довели почти до 202 тонн) словно соревновались друг с другом, постоянно увеличивая при переливке вес колокола. Возможно, случилось Божие наказание, но царь-колокол так и не зазвонил, треснув и разрушившись при большом московском «троицком» пожаре. Почти сто лет колокол, который был едва ли не игрой для амбиций русских царей, пролежал в земле, и только в 1834 году его установили на гранитный пьедестал.

История колокольного дела неразрывно связана с историей России. Что не так — страдали колокола. Например, указом Петра I от 1701 года по всей России была изъята четвертая часть от общего веса колоколов для пушечного производства. Правда, когда пушек стало много и они сыграли свою положительную роль в войне со шведами, Петр вернулся к производству колоколов.

В XIX веке колокольное дело в России развивается. Так, для Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге были отлиты 11 колоколов, причем из старых сибирских «пятаков», коих из царской казны на эти цели было отпущено 65 тонн. Для храма Христа Спасителя, который строился на народные деньги, было отлито 14 колоколов. Самый большой — «Торжественный» — весил 1654 пуда. К 1917 году в России было 20 крупных колокольных заводов, которые отливали 100-120 тысяч пудов церковных колоколов. Во всем мире Россию по праву считали крупнейшей колокольной державой.

После революции, к началу 30-х годов, колокола в России замолчали. Огромное их количество было уничтожено, часть продана за границу, например, колокола Данилова монастыря в Москве, которые оказались в Гарвардском университете США, а сейчас возвращены на Родину. Молчание колоколов длилось до 1946 года, когда был разрешен колокольный звон в Свято-Троицкой лавре. Но подлинное возрождение началось только в 80-е годы прошлого столетия.

Секреты уральского мастера

Сколько легенд, преданий, даже сказок существует вокруг колокольных дел мастеров!.. Особенно на Урале. Достаточно вспомнить сказы Павла Бажова, Данилу-мастера… Все овеяно тайной и загадкой, едва ли не мистикой, когда изготовление колоколов представляется неким священнодействием, закрытым и непонятным для посторонних глаз. Фильм Тарковского « Андрей Рублев», время действия которого конец XIV — начало XV века… Русь освобождается от татаро-монгольского ига, крепнет духом, встает на ноги. И здесь у Тарковского появляется тема колокола как символа освобождения и возрождения народа.

Начинать Николаю Пяткову пришлось с нуля, и учить, вроде, некому было, и колокол как символ… Ответ Николая Пяткова, жесткий и прагматичный: «Все это сказки: Данила-мастер, фильм « Андрей Рублев»… Колокольное дело — это такое же литейное производство, как и любое другое. Оно требует соблюдения жесточайшей технологии. Только при этом условии получится качественный колокол. А когда вам начинают «впаривать» мистику, вставать в театральную позу и говорить что-то такое про тайны старинных рецептов, то перед вами просто непрофессионал, которых в России сейчас, к сожалению, немало».

Итак, требования по Пяткову, исполнение которых необходимо для колокольного… Первое: он должен быть высоко-квалифицированным металлургом. «Если человек вчера торговал помидорами, а сегодня по художественной книжке начинает лить колокола, то это профанация». Сам Пятков окончил знаменитый металлургический факультет Уральского политехнического института. «В родном УПИ я получил ту металлургическую закваску, которая позволяет мне сегодня изготавливать качественные колокола». Несколько лет Николай Пятков отработал металлургом, дойдя до старшего мастера, на одном из уфимских заводов. А затем вернулся в родной Каменск-Уральский.

Другое требование Пяткова, исполнение которого необходимо для колокольного мастера, это уважение к традициям, включая их соблюдение и продолжение. Традиции при этом понимаются широко и одновременно точно: история литейного дела, в том числе и колокольного, в России.

Две старинные пушки установлены у входа в заводоуправление. Пятков пояснил: «Это точные копии пушек Беринга, обнаруженные на острове его имени, где погибла экспедиция командора. А отлиты они были на нашем Каменском железолитейном заводе, где по указу Петра I изготавливались лучшие пушки в России и Европе. Свидетельство тому — победа над шведами. Это дань уважения и памяти нашим предкам, первым уральским металлургам». Корни рода Пятковых — уральские, казачьи. Все соединяется в одно целое, все продолжается и длится.

Но самое главное профессиональное требование Пяткова — это жесточайшее соблюдение производственной технологии. «Шаг в сторону, и все, колокол не получится. В технологии нет мелочей, как и нет легких путей».

С чего начинается будущий колокол? С мастера, который рисует на ватмане профиль макета колокола. Пятков всегда это делает сам. Он поясняет: «Профили мы сами не придумываем. Они наработаны веками, поэтому используем готовые образцы». Здесь все имеет значение: изменяющийся диаметр колокола, его высота, пропорции соотношения различных частей, толщина стенок… Правильная геометрия — это гарантия качественного звука. Пятков добивается правильной геометрии, начиная с 92-го года.

На основе ватманного чертежа изготавливается гипсовый макет будущего колокола или, говоря профессиональным языком, модель. Кампанологи пользуются еще калькой с немецкого — фальшивый колокол. В цехе мы видели макет трехтонного колокола.

Следующая, не менее сложная и ответственная технологическая операция — это формовка. При этом форма должна быть прочной, чтобы не разрушиться, и передавать отпечатки восковых элементов модели. При изготовлении формы Пятков использует технологии 40-х годов ХХ века, которые доказали свою эффективность и надежность. Основная составляющая формы — песок, используют местный, уральский кварц, который, по счастью, производится совсем рядом.

Пятков скептически относится к различным старинным рецептам, которые отдельные производители используют и сегодня, добавляя для податливости формы навоз, мелко измельченную траву. Пятков привержен современным металлургическим технологиям, поскольку «в колокольном деле все те же премудрости, что и в любом литейном производстве, просто время и уровень технологий другие».

Первое время на Руси колокола лились без надписей и изображений, но постепенно они стали неизменным атрибутом колокола. Это характерно и для пятковских. В мастерской художника создаются изображения и надписи, которые будут опоясывать колокола. Это могут быть изображения святых, имена заказчиков. Приклеиваются изображения и надписи на модель тем же, на чем жарится картошка, — обыкновенным свиным салом. После формовки наступает самый сложный и ответственный момент — литье колокола.

Состав колокольной бронзы, которая используется уже не первую тысячу лет, это 80% меди и 20% олова. При этом то и другое должно быть высшей пробы, что Пятков и гарантирует. Но есть еще и особые литейные секреты, которые несведущему человеку понять практически невозможно. При одном и том же химическом составе сплава один будет давать настоящий звук, а другой — нет. Пятков объясняет: «При плавке атомы металлов выстраиваются между собой в отдельные связи — кристаллические решетки. Кристаллики растут, при застывании образуют так называемое «зерно». И в этом весь секрет. При одном из десяти вариантов «зерна» колокол будет петь, при других — нет. В 92-м году мы нашли нужное «зерно». Пятков улыбается: «Это очень просто, когда ты закончил металлургический факультет УПИ».

У Пяткова есть выражение, которое не раз звучит в ходе встречи, — «тупой» колокол. Что это такое, как понять? Мастер отвечает: «Если вы слушаете наш колокол после удара, то в течение краткого времени (от 5 до 10 секунд) вы будете слышать многоголосие разной высоты, оттенков… Но, начиная с 11-й секунды, пойдет некий сплошной гул. Так вот, есть колокола, которые с первой секунды издают такой гул. К настоящим колоколам они не имеют никакого отношения. Но, к сожалению, в современной России таких лжеколоколов производится немало, поскольку в условиях сегодняшнего колокольного бума дело это заманчивое в финансовом отношении. Многие батюшки привозят к нам такие колокола на переливку. Мы берем и переливаем».

Неповторимый по благозвучию и певучести звук пятковских колоколов, высоко оцененный не только российскими, но и строгими европейскими экспертами, связан с глубинными традициями русского колокольного звона. Звон этот невозможно оценивать и понимать по меркам традиционных музыкальных мелодических канонов. Русский колокольный звон — это не вид музыкального искусства, а совершенно другое пространство, имеющее глубоко национальную природу и живущее по собственным ритмическим даже не законам и правилам, а дыханию народной души и православного духа. Мастер говорит, что настоящая жизнь колокола начинается только после освящения, когда зазвучит он на колокольне храма. Недаром в православной традиции колокольный звон называют «звучащей иконой», приближающей человека к Богу.

Видеозарисовка «Отливка малых колоколов на заводе Пяткова»

Как добраться?

В Каменске-Уральском проезжаем улицу Лермонтова, которая переходит в улицу Ленина, справа проезжаем желтый Свято-Троицкий Собор и поворачиваем направо (в горку) в сторону голубой церкви Покрова Божией Матери на улицу Революционную. Завод находится за этой церковью.

Авторы текста и фотографий:
Ирина НИКИТЕНКО и Андрей ВОЛОДИН

Интересно? Расскажи друзьям!
Подписаться
Notify of

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments