В Москве 21-24 сентября проходил 22-ой международный российский туристический форум, в рамках которого «Российский государственный университет туризма и сервиса» (РГУТИС), Торгово-промышленная палата Российской Федерации, Общественная палата Российской Федерации провели торжественную церемонию подведения итогов и награждения победителей и лауреатов Международного конкурса путеводителей, туристских карт и SMART приложений по России – 2016.
Книги серии «Урал: бесконечный драйв», путеводитель «Наш Екатеринбург. Путеводитель по центру столицы Урала. Больше, чем Красная Линия», а также портал «Наш Урал» были признаны победителем конкурса в номинации «Лучшая серия путеводителей»!
Напомним, книги серии «Урал: бесконечный драйв» это три книги о том, как путешествовать по Уралу самостоятельно на машине, книга о знаменитых людях Урала «Уральский характер», книга «52 уральца рассказывают о Великой Отечественной» и книга «Уральский сувенир: 52 лучших подарка с Урала». В настоящее время готовятся к изданию книги «Уральская кухня» и «Промышленный туризм». Книги издаются на русском и иностранных языках и вместе представляют собой серию из разряда «всё, что Вы не знали об Урале, но давно хотели узнать».
Конечно, это большая и громкая победа уральцев, так как на конкурс было представлено огромное количество путеводителей по различным городам и регионам России: по Калужской области, Приморскому краю, Тольятти, Серпухову, Хакасии, Смоленску, Сургутскому району, Коломенскому району, Кургану, Мурманску, Казани, Байкалу, Бухте «Тихая» и многим другим городам и регионам. И мы опередили такие известные издания, как красный и оранжевый гид!
Для информации приведём имена победителей и лауреатов в номинации «Лучшая серия путеводителей»:
Название путеводителя | Организация | Награда |
3 книги серии «Урал: бесконечный драйв», путеводитель «Наш Екатеринбург. Путеводитель по центру столицы Урала. Больше, чем Красная Линия» | ООО «ЭНВИРО-ХЕМИ ГмбХ» | Победитель |
«Вологодская область», «Тотьма», «Кириллов. Ферапонтово. Горицы», «Вытегра», «Череповец и Череповецкий район, путеводители | ООО «Издательский дом «Порт-Апрель» | Победитель |
Путеводитель по Тольятти | Мэрия городского округа Тольятти | Победитель |
Малые города России | Верхов Сергей Иванович | Победитель |
«Музеи-Усьдьбы Подмосковья» | Охрименко И.А., Саранча М.А. | Лауреат |
«Красный гид» | ООО «Издательство «ЭКСМО» | Лауреат |
«Оранжевый гид» | ООО «Издательство «ЭКСМО» | Лауреат |
Туристско-рекреационный кластер «Кокинское ожерелье» | Лебедько Егор Яковлевич | Лауреат |
Схема правильной ориентации | ООО Заповедник Времени | Лауреат |
Об истории конкурса во время церемонии награждения рассказала Платонова Наталья Алексеевна, соорганизатор Профессиональный туристских конкурсов (проректор по научно-исследовательской работе Российского государственного университета туризма и сервиса). Профессиональный туристский конкурс проводится по инициативе РГУТИС как некоммерческий проект. Участие во всех мероприятиях бесплатное! Инициатива РГУТИС получила мощную поддержку. Партнерами конкурсов стали туристские выставки «Отдых» и «Mitt», «Ассоциация «Народные художественные промыслы России», Ассоциация брендинговых компаний России, Ассоциация «Мир без границ» и др. И главное Торгово-промышленная палата РФ и Общественная палата РФ выразили согласие стать соорганизаторами Профессиональных туристских конкурсов.
В 2015 году РГУТИС инициировал создание системы Профессиональных туристских конкурсов и с 1 января 2016 г. запустил 4 конкурса: Туристский бренд. Лучшие практики – 2016, Лучший туристский портал – 2016, Гастрономическое впечатление — 2016, Международный конкурс путеводителей, туристских карт и SMART приложений по России – 2016.
В каждом конкурсе есть свои номинации. Например, в конкурсе «Лучший туристский портал – 2016» их шесть — лучший туристский информационно-развлекательный портал, лучший рекламно-информационный туристский портал, лучший территориальный туристский портал, лучший портал туристской компании/проекта, лучший портал туристского событийного мероприятия, лучший профессиональный туристский портал; в конкурсе «Гастрономическое впечатление» номинаций больше: еда в путешествии, где купить самое вкусное, еда как событие, говорит и показывает о еде, еда и искусства, еда в пространстве, ешь и учись, одень еду, еда и традиции, еда и инновации.
Бесспорно, проводить такие конкурсы – это замечательная инициатива РГУТИС! Но после победы развитие и сотрудничество продолжается в таких формах как распространение каталогов с информационными материалами победителей, представление победителей на ведущих туристских выставках, создание мобильной выставки, получение индивидуальных медиа-материалов, участие в PR и иных мероприятиях соорганизаторов, участие в менторском клубе. У победителей будет возможность представить свой проект и рассказать о своём опыте.
Афанасьев Олег Евгеньевич, председатель жюри конкурса, доктор географических наук, профессор кафедры бизнес-технологий в туризме и гостеприимстве РГУТИС, главный редактор научно-практического журнала «Современные проблемы сервиса и туризма» в своём выступлении заметил, что различные электронные приложения ещё долго не заменят бумажную версию путеводителей по нескольким причинам: во-первых, основная масса путешественников любит листать путеводители, делать закладки и пометки на полях, во-вторых, не смотря на то, что в интернете много информации, она может быть не достоверна, не структурирована и этой информацией не удобно пользоваться либо требуется потратить много времени на её анализ, в-третьих, зачастую у людей так мало времени на подготовку к путешествию, что им некогда разыскивать информацию в разных источниках самостоятельно, и они вынуждены купить книгу перед самим путешествием. По мнению Олега Евгеньевича, хороший путеводитель вдохновляет читателя своими историями, легендами описываемых мест, вызывает эмоции и мотивирует спланировать путешествие. Хороший путеводитель заботится о читателе: в нём есть подробная информация, как добраться до места, где остановиться, где перекусить. Хороший путеводитель способен и удивить, и даже рассмешить – это делает путеводитель эмоционально привлекательным.
Также на встрече было несколько мастер-программ от профессионалов travel-журналистики.
Елена Петрова, генеральный директор издательства «Аякс-Пресс», руководитель и автор проекта «Путеводитель по монастырям, основанным Сергием Радонежским и его учениками» при издательском доме Московской Патриархии РПЦ, соучредитель журнала «Юный техник» поделилась не только своим профессиональным опытом издания путеводителей, но и опытом заядлого путешественника. Минимум два раза летом она путешествует со своей семьей по России по машине. По её мнению, для большинства россиян машина – это самый популярный вид транспорта по российским просторам и для этого большинства очень важно понимать, где найти все эти представленные на конкурс путеводители. На данный момент информационно-туристические центры (ИТЦ) выпускают и путеводители, и карты, но какой смысл печатать их огромными тиражами на бюджетные деньги и распространять там, где обычно никто их не возьмёт. Ведь трудно себе представить ситуацию, что приехавший, например, в Тверь турист начнет изначально искать место расположения ИТЦ, чтобы там взять путеводитель. Большинство людей не только не знают о месте расположения ИТЦ, скорее всего они не знают даже о самом существовании ИТЦ. Таким образом, в идеале путешественник в своём городе должен найти путеводитель по региону, куда он планирует поехать.
Елена Петрова рассказала о своём видении идеального путеводителя. Вообще, что такое путеводитель? Путевые заметки Афанасия Никитина и других наших путешественников ещё не были путеводителями. Путеводители как жанр возникли благодаря Карлу Бедекеру, немцу по происхождению, который основал в 1827 году в Кобленце издательство путеводителей по разным городам и странам. Его первым путеводителем был путеводитель по Рейну. Известным при жизни Карла Бедекера сделали непревзойдённая достоверность и издательское качество путеводителей, носящих его имя («бедекеров»), быстро ставшее нарицательным для изданий такого вида.
Идеальный путеводитель Елены Петровой отвечает на вопросы: что интересно, где можно остановиться, где можно подкрепиться. Елена выделила основные необходимые характеристики современного путеводителя. Классический, традиционный путеводитель – это прикладная книжка прежде всего для путешественника, поэтому размер и вес это очень важные моменты. Путеводитель должен быть лёгким и помещаться в сумочку или рюкзачок. Но нужно отличать путеводитель подарочный или тот путеводитель, который используется специально для подготовки к путешествию. Также от стандартного будет отличаться путеводитель для детей. В качестве хорошего образца Елена выделила путеводитель для детей по Вологодской области: с картинками, с игровыми заданиями, с разными шрифтами и т.д. В этом году 1 сентября каждый школьник младших классов получил такой путеводитель в подарок! Вот бы и нам так — каждому школьнику — путеводитель по Уралу!
Эта разновидность путеводителей будет набирать обороты и, конечно, очень важна для туризма в целом, так как не только взрослые получают возможность путешествовать, но происходит воспитательный процесс подготовки детей к туризму, который даст свои плоды позже. Детский путеводитель не обязательно делать с местами размещения или питания, так как это лишняя информация для ребенка. Из ряда стандартных путеводителей Елена выделила путеводитель для влюбленных по Санкт-Петербургу, основная аудитория которого молодые парочки, ищущие места, где витает дух романтики, а цены на еду в ресторанах и кафе соответствуют их бюджету. Также Еленой был отмечен путеводитель по полярной станции «Бухта «Тихая», который отличается от традиционного путеводителя удобной оригинальной формой и современной инфографикой. Таким образом, постепенно люди приходят к культуре туризма, регионы начинают представлять себя через различные путеводители и за последнее время появилось много качественно и с любовью изданных путеводителей, что очень радует.
Юлия Щукина и Ольга Чередниченко, известные travel-журналисты дали практические советы собравшимся сборе, проверке информации для написания текстов о путешествиях и о правилах ведения блогов о путешествиях.
Заключительным аккордом стали выступления авторов и издателей. Поднимались сложные вопросы: спад на книжном рынке, вхождение в книжные федеральные сети, вхождение в сети АЗС, рост издержек на типографские расходы, поиск партнеров для издания путеводителей и т.д. Проблем в издании книг этого жанра много, но судя по горящим глазам коллег, я поняла, что многие из них энтузиасты, которые вкладывают в каждый путеводитель частичку своего сердца и часто коммерческая составляющая в этом процессе отходит на второй план.
Наши книги уже получили следующие награды и премии: победитель в специальной номинации «Печатное издание» конкурса средств массовой информации «Бренды уральского федерального округа», лауреат конкурса «Национальная туристская премия им. Юрия Сенкевича» в 2011 г., участник национальной программы «Лучшие социальные проекты России» с 2012 г., проект входит в 30-ку лучших социальных проектов России по итогам 2014 и 2015 г.г. Теперь в нашей копилке победа в номинации «Лучшая серия путеводителей» конкурса путеводителей, туристских карт и SMART приложений по России – 2016! Мы благодарим организаторов конкурса за такую высокую оценку нашей многолетней работы! «Фундаментальный труд», — такое определение дали председатель жюри конкурса Олег Евгеньевич Афанасьев и соорганизатор конкурса Платонова Наталья Алексеевна.
Путешествуйте с книгой «Урал: бесконечный драйв» самостоятельно и дарите книгу друзьям и деловым партнерам! Этим Вы поможете стать нашим книгам ещё лучше, а региону привлекательнее, а, следовательно, и богаче!