Реализация проекта показала, что проект «Малые города – удивительные достопримечательности» востребован в малых городах Свердловской области.
Как прошел проект?
Предложенная помощь портала «Наш Урал» в целях формирования полноценного комплексного туристического продукта, который необходим для продвижения малого города или поселка, как туристической дестинации, оправдала себя.
Большинство участников проекта приняли эту идею положительно. Проект показал, что проведение мастер-классов в малых городах было интересно участникам проекта. Участники мастер-классов не только внимательно слушали выступление спикеров, но и принимали активное участие в мастер-классе, предлагали темы для обсуждения, по окончании мастер-класса общение со спикерами продолжалось в каждом городе еще около часа.
Участники мастер-классов в ходе проекта охотно делились имеющимися материалами о туристических объектах, мы получили большое количество материалов на портале (больше запланированных 240 для проекта) и эти материалы продолжают поступать до сих пор. В большинстве своем информация, поступающая от участников проекта — это эксклюзивная информация.
Целевая аудитория оказалась очень активной и позитивно настроенной во всех населенных пунктах. Мы предполагали, что мастер-классы будут интересны администрациям городов/поселков, краеведам, директорам заповедников, природных парков, музеям, экскурсоводам, мастерам и ремесленникам, предпринимателям, оказывающим услуги по проживанию, питанию. Дополнительно к выше перечисленным категориям, тема мастер-классов оказалась актуальна также для журналистов, для библиотекарей, для родоведов, учителям профильных предметов, школьникам, увлеченным краеведением.
Проект показал, что просто проведения мастер-классов недостаточно. С самого первого мастер-класса мы были активно вовлечены в общение с «энтузиастами территорий» на местах: мы общались с представителями администраций городов, посещали экскурсии по городу, нам показывали лучшие достопримечательности, музеи, инфраструктуру и другие туристические объекты.
Катастрофически не хватало времени для того, чтобы посещать все эти места одновременно, поэтому наша команда делилась на две, иногда даже на три группы, чтобы посетить предлагаемые для изучения места. Иногда приходилось выезжать на место второй раз. То есть проект сразу стал больше, чем просто мастер-класс. Это был интенсивный взаимовыгодный обмен информацией с целевой аудиторией.
Одно из ярких положительных впечатлений от проекта: вовлеченность в процесс развития туризма представителей администраций городов. Очень значительная сила и хороший ресурс в каждом из городов — редакции местных газет, сотрудники редакций много знают об истории и достопримечательностях региона. В многолетних архивах газет сосредоточено большое количество ценной информации, которую, после соответствующей переработки, можно эффективно использовать для продвижения малых городов.
Проблем с описанием природных, исторических и промышленных достопримечательностей не возникло, но имеется большой потенциал, не во всех городах активно работают с ООПТ.
Информация о мастерах, информация о местных продуктах и предметах местных народных промыслов, предлагаемых туристу в качестве сувениров и подарков из поездки, в большинстве малых городов имеется. Эта информация вызвала неожиданно большой интерес в интернете.
Очень хорошо представлена информация о знаменитых людях, фронтовиках, деятелях культуры или искусства, живущих или проживавших на данной территории.
Информация о местной инфраструктуре: контакты и адреса кафе и столовых, о местах ночлега, о местных гидах и предлагаемых экскурсиях очень востребована, но ее сложно собрать, за исключением одного города, она нигде не сконцентрирована. Эти разделы по городам, размещенные на портале, требуют доработки.
Что оказалась хуже наших ожиданий?
Общие моменты: многие из участников мастер-классов не умеют работать в команде, этому людей надо учить. Большинство владельцев туристического бизнеса не умеют писать качественные тексты, не умеют и не готовы продвигать свои объекты в онлайн.
Мифы и легенды: для продвижения территории необходимы яркие мифы и легенды. К сожалению, в большинстве городов в настоящий момент интересные мифы, которые могли бы привлечь внимание туристов на территорию, не сформированы, хотя материал для мифов во всех городах существует.
Туристические события: не всё обстоит благополучно с туристическими событиями. В настоящее время мало описать достопримечательности, мало рассказывать о них, необходимы яркие, интересные события в этих локациях. Оригинальное событие — очень действенный инструмент для привлечения туристов в регион, к сожалению, таких событий проводится немного, и они проводятся в основном в два летних месяца.
Сроки и место проведения событий: но даже о тех событиях, которые имеются, мы не нашли достаточно информации в интернете. Для того, чтобы привлечь жителей России в регион на какие-то интересные праздники, необходимо, чтобы яркая, профессиональная информация (с точной датой проведения и примерной программой) о больших, знаковых для региона событиях появлялась хотя бы за полгода, а лучше всего — за год до мероприятия, чтобы туристы могли планировать свой отпуск на следующий год.
События в музеях, культурных центрах: мы знаем, что в музеях в малых городах регулярно проводятся интересные мероприятия, но их трудно найти в интернете.
Периодичность проведения событий: основное количество событий запланировано на лето, часть событий на зиму, мало событий на весну и осень.
Уральская кухня: самая печальная ситуация обстоит с уральской кухней. Местную кухню, описанную и известную самим жителям достаточно трудно найти в большинстве городов. К сожалению, нам не удалось найти специфичные блюда для каждого из малых городов Свердловской области. Достаточно трудно в некоторых малых городах найти заведение, где можно качественно и недорого покормить туристическую группу в количестве 20-30 человек. Большинство заведений в малых городах закрываются очень рано: в 15.00-16.00. Иногда нет возможности позавтракать и поужинать.
В ходе реализации проекта команда проекта была рада, что, благодаря гранту Фонда президентских грантов, проект удалось реализовать. Посещение малых городов не только давало подтверждение тому, что наш десятилетний проект «Наш Урал» нужен региону, но и убеждало нас в правильности выбора нового направления — работа в малых городах и формирование команд на местах для продвижения региона (проект «Малые города — удивительные достопримечательности»). Для того, чтобы проект существовал дальше, нашу команду нужно усилить, принять на постоянную работу дополнительных специалистов.