Древнее предание гласит, что в конце 19 века к западу от села Троицкое близ реки Сорочка, на вершине холма, в землянке жил монах. Люди считали, что он живет в пещере. Этот холм в народе до сих пор называется «пещерой».
Рассказывают, что пещера, в которой жил монах, была небольшая. Все необходимое было сделано из земли — стол, стул, кровать, точнее, их подобие. В углу был небольшой иконостас, на котором стояла пара маленьких, закопченных старинных икон, даже лики на них было трудно разобрать. Возле икон теплилась лампадка. Так выглядело жилье монаха.
Сам он был невысокого роста, имел необычайно правильные славянские черты лица. Огромная борода и длинные, слегка вьющиеся волосы на голове были белыми. Нет, это не была цыганская седина, эта белизна была как бы олицетворением сущности этого человека. Весь облик его, облик монаха, аскета первых времен христианства, поражал величием и одухотворенностью, молитвенностью. И только глаза были несколько иными: они излучали какую-то необыкновенную свежесть и доброту. На устах играла легкая, добрая, ласковая и согревающая улыбка.
Он был монахом необычайного аскетизма. О его внешних подвигах рассказывали чудеса, бывало, весь Великий пост на воде и паре сухарей проводил! Носил власяницу и вериги. Сапоги его были подбиты свинцовыми пластинами. Посох у него был сделан из тяжелой дубовой слеги. Все признаки святой жизни. Даже архиереи почитали за счастье у этого старца благословение взять. И он давал.
Разными путями спасаются люди и по-разному приходят к избранию монашеского пути.
На вопрос о том, можно ли, не оставляя мирского образа жизни, уповать на спасение, он отвечал так: можно, но трудно, очень трудно. Это можно сравнить с несением воды в решете: можно, но весьма затруднительно. А ещё рассказывал притчу: о том, как двум монахам дали в качестве послушания носить песок на постройку монастыря в корзинах с дырявым дном. Один так и носил, а другой выстлал дно пальмовыми листьями, укрепил корзину. Да, было затрачено время, можно сказать, что и послушание исполнено не совсем так, как говорилось, но он-то в итоге добился большего, корзина его всегда была полна! Конечно, такое количество песка и нести было тяжелее, но приносил он больше, а значит, и быстрее шло строительство. Монах учил православию как-то особенно, приучал чувствовать каждое Евангельское слово, понимать стоящую за этим словом мудрость.
Один из основных обетов каждого монаха — обещание жить в бедности. Монах обрек себя на полную нищету и отказ от денег. Милостыню брал только натуральными продуктами: едой, одеждой и книгами. Своим трудом он получал все необходимое для поддержания жизни. Сам выращивал овощи, ходил на речку ловить рыбу, разводил пчел. У него был всего лишь один улей. С верхней стороны его было отверстие под стеклом, в которое монах часто с любовью наблюдал, как работают там пчелы. И вдруг однажды этот улей пропал. Но потом открылось, что его украл некий Федор. Улей возвратили, а монах охотно простил вора. И после этого говорил: «Если ты не прощал от всей души человека, тебя обидевшего, ты еще не знаешь настоящей радости».
Монаху было чуждо любое материальное попечение о жизни, даже о еде. Он постоянно забывал, что надо есть, хотя иногда и сознательно отказывался даже от весьма убогой трапезы, считая это излишеством.
Ел он один раз в день. Обычная трапеза — бобы, овощи, фрукты, по церковным праздникам рыбу. Утром и вечером пил травяной чай из металлической кружки.
На все работы, называемые трудовым послушанием, у монаха уходило четыре часа. Спал он тоже очень мало: основное дело монаха — молитва и поэтому он большую часть времени проводил в молитвах, которые сопровождались поклонами, коленопреклонением, падением ниц. Таким образом, монах выражал свое полное подчинение Богу и желание ему служить.
Ложился спать он в 9 часов вечера и вставал в 1 час ночи. До пяти утра перед алтарем читал по четкам Иисусову молитву. С пяти до семи читал акафисты и Евангелие. После трудового послушания (с 1 до 2 часов дня) тоже совершал молитвы. Один раз в неделю, по воскресеньям, он отправлялся к своему духовнику в сельскую церковь. Здесь он участвовал в богослужении, исповедовался, причащался и беседовал с духовным наставником. После этого возвращался в свою пещеру. До следующей встречи в церкви он неукоснительно выполнял то, что подсказал ему духовный отец. Так в молитвах жил монах до прихода Советской власти.
Множество гонений, клеветы, оскорблений перенес он за имя Христово. В опасностях, злостраданиях провел он свою монашескую жизнь в последние годы жизни и окончил он ее мученически. Выслали монаха в Казахстан, требовали отречения от Христа. Конечно, он отвергнул это. И его расстреляли. Вот такую печальную историю вспоминают старожила села Троицкое.