Когда мы только выезжали в Кудымкар, мы уже точно знали, что столица коми-пермяков откроет нам новый – этнический мир, где властвуют легенды, сказки и национальная культура. И действительно – с первых же минут город встретил нас лешим, Кудым-Ошем, чудами, Вакулем, злой колдуньей и древним городищем. Моментами было даже странно – словно ты оказался во владениях какой-то неведомой до сих пор, сказочной нации. Но давайте обо всем по порядку.
Здесь быть моему городищу!
Впервые поселение на современной территории Кудымкара упоминается в 1579 году, однако жизнь закипела здесь много раньше – бревенчатые жилища предков коми-пермяков, обнесенные частоколом, стояли здесь еще в VII–XVII веках. Первые поселенцы коми-пермяцкой земли обустроились на 40-метровом выступе неспроста – во-первых, данное расположение защищало жителей от набегов врага, а во-вторых, позволяло древним племенам быть ближе к Солнцу и богу-покровителю Ену.
А основал поселение здесь коми-пермяцкий богатырь Кудым-Ош – само название города переводится как «городище Кудыма». Согласно легенде долго скитался он по дремучим лесам и землям в поисках лучшего дома для своего племени, а затем наткнулся на выступ на крутом берегу реки Иньвы. Тогда богатырь воскликнул: «Здесь быть моему городищу!» и переселился на эти земли вместе со своим народом.
Сегодня это место носит название «Изъюр» и является памятником родановской археологической культуры. Отсюда и начал «Наш Урал» освоение Кудымкарских земель.
Сегодня гора выглядит как обычный городской район – с деревянными домами, огородами и злющими собаками за забором. Однако и сейчас прошлое не отпускает это место – достаточно часто местные жители, обрабатывая землю на своих участках, натыкаются на материальные доказательства пребывания здесь древних коми-пермяков – осколки сосудов, металлические украшения и т. д. Находки эти, как правило, оказываются впоследствии в Коми-пермяцком краеведческом музее.
На «Изъюре» можно не только напитаться древней историей, но и полюбоваться местной природой – городским прудом и лесом. К сожалению, водоем подсыхает, однако мы застали его в очень даже неплохом состоянии.
Последние годы территория древнего городища стала популярной у туристов, вследствие чего появилась проблема, знакомая, наверное, любому, кто хоть раз посещал природные достопримечательности, – мусор, который посетители не удосуживаются забирать с собой, оставляя его прямо на склонах горы. Местные активисты стараются содержать это место в чистоте и порядке, однако справляться с этим было бы намного проще, если бы приезжающие просто не мусорили. Поэтому, друзья, если вы соберетесь окунуться в историю коми-пермяков, убедительно просим – оставляйте здесь только свои положительные эмоции, а фантики увозите к ближайшей урне!
Координаты: 59.013940, 54.649225
Злые духи в милом обличье
Прогулявшись к истокам города, мы решили увидеть и его настоящее – отправившись в центральную часть современного Кудымкара. Но и она дышит стариной и самобытностью. Даже, казалось бы, обычный уголок города с известным продуктовым магазином под боком – и тот раскрывает тайны коми-пермяцкой культуры.
Помните, как нас в детстве за плохое поведение и беспорядок в комнате пугали разгневанным домовым, Бабой-ягой и Кощеем Бессмертным? Так вот, маленьких коми-пермяков пугали чудами (не путать с чудью!). Например, детям, которые задерживались допоздна на улице, не уставали напоминать, что где-то там в ночи бродит Ойшериха, неровен час заберет гуляку с собой.
Чуды – это колоритные фольклорные персонажи, нечто вроде злых духов, которые имели тысячи личин и сопровождали человека ежедневно и при любой деятельности. Более того, любые несчастья и даже обычную неуклюжесть приписывали именно проискам чудов. Например, разобьет человек горшок в бане – это чуд постарался. Поэтому коми-пермяки нередко пытались задобрить нечистую силу различными подношениями – традиция, бытующая почти во всех языческих племенах.
Однако не все чуды были злыми – в легендах коми-пермяков говорится также и о Луншерихе – единственном добром духе. Имя ее переводится как «день», и по преданиям она охраняла посевы от всяческих невзгод.
Недалеко от КДЦ стоит целая аллея чудов – около десятка деревянных изваяний, каждый из которых имеет свою уникальную личину. Причем личины эти у автора – местного художника Москалева Владимира – получились совсем не зловещие, а вполне добродушные и даже забавные. Поначалу это несоответствие коми-пермякам не понравилось, многие высказывали недовольство. Однако со временем персонажи полюбились кудымкарцам, сейчас эти арт-объекты являются одними из любимых у жителей города. Даже сейчас мы наблюдаем большую компанию ребятишек, радостно скачущих между чудами, а некоторые пытаются повиснуть на шее то у одного, то у другого «злого духа».
Интересная особенность арт-выставки – перед каждым из чудов стоит небольшой пенек. По задумке автора, сделаны они были, чтобы каждый пришедший мог посидеть рядом с персонажем местного фольклора, может, даже побеседовать с ним.
А неподалеку стоит памятник национальной коми-пермяцкой букве, которая выглядит как буква «О» с двумя точками сверху. Рядом с буквой сидит еще один персонаж местных легенд – лешак, он же леший. Здесь он выглядит весьма дружелюбно, однако в местной мифологии персонаж этот один из тех, чье имя стараются не называть, особенно в лесу.
Координаты: 59.015222, 54.657734
И снова по тропе к Кудым-Ошу
От деревянных чудов мы направились прямо по бульвару, через пешеходный мост, к аллее скульптур. И то, что открылось перед нами, вновь напомнило о том, в чьих владениях мы находимся.
При входе в сквер по правую руку от нас оказалась девятиэтажка – на первый взгляд, типичная и ничем не примечательная. Но пройдя чуть дальше, мы увидели нанесенные на торец дома национальные узоры. Еще пара шагов – и со стены дома в нас уперся взгляд Кудым-Оша. Узоры нанесены на дом таким образом, что только с определенного ракурса они складываются в изображение знаменитого коми-пермяцкого богатыря.
Вдоль всей аллеи выставлены скульптуры, рассказывающие историю легендарного основателя Кудымкара. Вот стоит безобразная колдунья – главный антагонист Кудым-Оша: долгие годы она провела за придумыванием и реализацией планов по избавлению от Кудым-Оша. Как нетрудно догадаться, все они были провальными.
А чуть поодаль можно увидеть Костэ – мансийскую княжну, жену Кудым-Оша, а по совместительству ключевое звено в очередном провальном плане колдуньи. Согласно легендам именно колдунья отправила богатыря свататься к дочери мансийского князя – старуха достоверно знала, что ни один из женихов, ушедших с этой же миссией, назад так и не вернулся. Все они были обезглавлены по приказу князя, так как увидев невесту, тут же отказывались от женитьбы. Пугало богатырей безобразное мохнатое лицо потенциальной жены. Но, как это обычно бывает, на самом деле Костэ была красавицей, а шерсть на лице – кусочки телячьей шкуры, приклеенные матерью Костэ, которая хотела предоставить дочери возможность самой выбрать жениха.
Когда Кудым-Ош зашел в шатер к будущей невесте, перед ним предстала такая же безобразная девушка, что и перед остальными женихами, – но, в отличие от них, Кудым-Ош смог сквозь щетину разглядеть удивительной красоты глаза девушки. Да и сама Костэ сразу же почувствовала, что вошедший богатырь – ее суженый. Поэтому девушка незаметно отклеила кусочек шкуры, продемонстрировав Кудым-Ошу нежную девичью кожу. Свадьбу молодые сыграли дважды – на родине Кудым-Оша и в родных краях Костэ.
В конце аллеи расположилась наиболее популярная скульптура – сам богатырь Кудым-Ош. У его ног стоит медведь (многие отмечают, что рука богатыря поднесена к медведю с какой-то особенной заботой), а на плече сидит сова – символ мудрости богатыря. Еще одна интересная деталь скульптуры – композиция ее выстроена таким образом, будто богатырь сходит со страниц книги. Очень символичный штрих.
Координаты: 59.015171, 54.660056
Кудымкар – удивительный город с богатым наследием и необычными достопримечательностями. Приехать сюда стоит ради легендарных персонажей местного эпоса, а вот остаться здесь можно по тысяче других причин, одна из них – это национальная кухня с посекунчиками, икрой из грибов, блюдами из лосятины, супом из пеканов и пельменей из пистиков. Но это уже отдельная история.