Купеческое сословие в 19 веке во многом определяло развитие регионов, участвовало в организации местного самоуправления, влияло на уровень и качество образования. Люди предприимчивые, знающие цену деньгам, они инициировали строительство не только промышленных и торговых объектов, но вкладывали деньги в строительство школ, больниц, церквей…

Купцы в третьем и последующих поколениях имели высокий уровень образования, часто европейского. Их воспитание и знания, приобретенные в учебных заведениях, позволяли принимать решения, направленные на решение социальных вопросов. Принадлежащие им строения определяли облик городов.

Участие в местном самоуправлении обязывало купцов не только вкладывать деньги в строительство социальных объектов, но и контролировать расходы на их содержание. Разворовывать у таких контролеров было делом рискованным.

Многие объекты, построенные купцами в дореволюционный период, с успехом эксплуатируются и сегодня. Они, конечно, перепрофилированы, переоборудованы, но сохранили свой облик и тот запас прочности, который был в них заложен.

Краеведческий час «История Абдулинского купечества»

Следы стремительного развития Абдулинского купечества сохранились до сегодняшнего дня: самые известные в городе здания — особняки бывших хозяев, магазины, мукомольные предприятия, больницы и школы, библиотеки, культурные учреждения.

В 1893 году был введён новый хлебный тариф, отчего переработка зерна на месте сделалась весьма выгодной, что и вызвало стремительный рост парового мукомолья.
Это обстоятельство способствовало появлению и росту оживлённого хлебного рынка в Абдулино. Строительство железной дороги Самара-Уфа резко подняло значение Абдулино как перевалочного пункта и как торгового центра. К тому же Абдулинский рынок был богат не только хлебом, но также скотом, мясом и кожей. Абдулино сделалось весьма привлекательным местом для купцов со всей России.

К началу XX века население Абдулино достигло 18 000 ревизских душ.
В 1906 году были открыты нефтяные склады Никиты Фёдоровича Пузикова вместимостью 25 тысяч пудов. Весьма крупной фигурой Абдулинского делового круга являлся Константин Степанович Марканов – хозяин механической сортовой мельницы, которая производила столь знаменитую на мировом рынке крупчатку.
Мельница Марканова была построена в 1911 году немецкой компанией «Эрлангер».

Покупать крупчатку К. С. Марканова приезжали приказчики хлебных фирм из Петербурга, Ревеля, Риги, которые сбывали абдулинский хлеб немцам в Германию. Только за 1913 год на мельницах Марканова и Перова-Зуева вырабатывалось 2 650 000 пудов муки.

К 1917 году Савелий Степанович Жоголев успел построить паровую мукомольную мельницу (на месте современного элеватора), паровую просорушку из красного кирпича, дом по ул. Линейной, разбить фруктовый сад за рекой Терешкой. Продукцию С. Жоголев поставлял на интендантство. Рассказывают, что рабочие трудились у него по 8 часов, а не по 16 или 14 часов, как у других хозяев. Перед праздниками хозяин на рысаке лично объезжал дома рабочих и каждому вручал пуд муки сейки (так называлась мука высшего сорта, крупинками напоминающая манку). У Жоголева была больничная касса, в которую каждый работник вносил небольшую сумму, и если кто-то заболевал, он получал из этой кассы деньги на лечение.

Кроме Жоголева переработкой гречи в крупу занимались купцы Рогов, Свиридов, Г. Коваль, Киселёв, П. Фирюлин. О размерах торгово-промышленных операций говорят следующие цифры: в урожайные годы продавалось 750 тысяч пудов гречневой крупы. (Сведения за 1901 год).

В те годы широко развернулось строительство мельниц, жилых домов приезжих купцов, магазинов в Абдулино и окружающем районе.
В начале XX века в Абдулино возникают торговые фирмы крупного масштаба с миллионными средствами. Это магазины братьев Иевлевых (ныне «Центр»), братьев Кузнецовых (здание рядом со школой № 38) чайная купца Александрова (бывшее общежитие ПТУ-17), Волгушева (магазин «Купец»), Белобородова (ныне торгово-развлекательный центр “АРТ”) и другие.

Среди богатых пришельцев села Абдулино выделяются коммерсанты С. В. и П. В. Кузнецовы. Немногое известно об их деятельности на ниве предпринимательства, но современники очень часто представляли их как людей, которые заботились о культурном и нравственном совершенствовании абдулинцев.
В доме купца Кузнецова велась просветительская и культурная деятельность: шла организация спектаклей для населения, чтение лекции. Для детей была организована кружковая работа по секциям.

Бурный рост хлеботоргового дела, частый приезд в Абдулино скупщиков зерна, где производится массовая закупка, непосредственно у крестьян – производителей хлебных товаров, вызывает появление гостиничных номеров. Так, например, абдулинский крестьянин Роман Петрович Овсянников, с разрешения самарских властей, отводит 20 комнат в собственном доме под номера (ныне здание администрации).

В 1913 году М. М. Минкину также разрешено содержать в своём доме 8 «номеров» (ныне управление социальной политики).

В 1911 году абдулинский крестьянин Константин Михайлович Амелин открывает торговые бани с номерами по ул. Банной (бывший валяльный цех по ул. Чкалова). Чуть позже такие же бани открывает купец Шмаков (магазин по ул. Анищенко). В начале двадцатого века в с. Абдулино владелец калачной Гренфельд выпекал калачи, знаменитые по всей округе.

Иван Михайлович Мамонтов по Главной улице построил деревянный двухэтажный дом с фотаном в центре двора. Иван Михайлович был строг и бережлив, и требовал, чтобы дети относились к деньгам с большим уважением.

Постепенно, к началу XX века выстроились основные присутственные места, например, электротеатр Черепанова (кинотеатр «Рейс») и биоскоп «Экспресс» в доме Кузнецова (2-й этаж школы №38).

По данным Абдулинской волостной земской управы, в 1918 году население Абдулино составляет 25 тысяч душ, которое состоит на ¾ из служащих и рабочих железной дороги и разных предприятий, имеющихся в Абдулино, и только ¼ занимается земледелием. Кроме того, Абдулино как крупный торгово-промышленный и культурный центр имеет 10 мельниц, 200 различных торгово-промышленных предприятий.

Некоторые предприятия, основанные нашими уважаемыми земляками, живут и действуют до сих пор.

Текст: Краеведческий час «История Абдулинского купечества»
Фото из фонда Абдулинского историко-краеведческого музея

Интересно? Расскажи друзьям!
Подписаться
Notify of

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments