В субботу, 25 января, прошла очередная конференция «Нашего Урала». На этот раз встреча была посвящена промышленному туризму. В стенах коворкинг-центра «Точка кипения» собрались представители промышленности Урала, экскурсоводы и любители путешествий.
Конференция
На встрече обсуждались вопросы доступности промышленного туризма на Урале, его потенциал и существующие проблемы. Отдельно затрагивалась тема возможностей проведения экскурсий подобного плана для детей, в частности обеспечение безопасности и соблюдение необходимых регламентов. Также специалисты поделились личным опытом проведения экскурсионных мероприятий на производствах.
Спикеры прошедшей встречи – Трепалова Анна (директор музея Северская домна), Тухфатулина Анель (начальник отдела маркетинга и рекламы АО «СМАК»), Черепанова Татьяна (руководитель пресс-службы Группы ЧТПЗ), Голенкова Мария (начальник отдела по продвижению туристического продукта ГБУ СО «Центр развития туризма Свердловской области»), Токмянина Мария (руководитель департамента методического сопровождения АНО ИМЦ «Единая промышленная карта»).
Токмянина Мария — руководитель департамента методического сопровождения АНО ИМЦ «Единая промышленная карта»
Мария рассказала, что посещение промышленных предприятий для школьников возможно в рамках профориентации. Есть много сложных вопросов: организация транспорта для школьников, допуск на предприятия, но проект отлично развивается, так как предприятиям нужны кадры.
Черепанова Татьяна — руководитель пресс-службы Группы ЧТПЗ
Татьяна очень интересно говорила об экскурсиях на предприятия ЧТПЗ, они возможны и в городе Первоуральске, и в городе Челябинске. Самым высокопоставленным туристом на ЧТПЗ, можно так сказать (шутка) был Президент РФ В.В. Путин. Экскурсии организуются для всех желающих, проводят их сотрудники предприятия. Сегодня для посетителей уже не читают инструктаж по технике безопасности, а показывают мультфильм, после которого ясно, что можно делать во время экскурсии и что нельзя.
Трепалова Анна – директор музея Северская домна
Анна рассказала не только о музее, но и о многих проблемах отраслевых музеев. Я согласна с Анной в том, что на сегодняшний день нет классификации в промышленном туризме, нет отработанной методологии, нет законодательно закрепленного положения о промышленном туризме. Для продвижения заводского музея в небольшом городе необходимы качественные мероприятия, и Ночь Музеев для Полевского — реально очень значимое событие, на которое приезжают посетители со всей России.
Очень интересна была информация о путях сохранения промышленного наследства не только прошедших веков, но и прошедших десятилетий. Хотя эта деятельность не приносит владельцам бизнеса прибыли, но она имеет огромный социальный эффект.
Тухфатулина Анель — начальник отдела маркетинга и рекламы АО «СМАК»
Сначала Анель нас восхитила отличной организацией промышленного туризма на предприятии, а потом огорчила: взрослым попасть на экскурсию почти невозможно: на экскурсию принимаются группы до 30 человек и только школьники, с 3-го по 9-ый классы. Да и школьникам попасть на экскурсию трудно, можете представить — ближайшее время, на которое вы можете отправить ребенка с классом — март 2021 года! Но мы все рано продолжаем мечтать туда попасть.
Голенкова Мария — начальник отдела по продвижению туристического продукта ГБУ СО «Центр развития туризма Свердловской области»
Мария рассказала нам, что в Свердловской области создана специальная комиссия по развитию промышленного туризма и каждый желающий может принять участие в ее работе. Свердловская область намерена в ближайшее время активно развивать промышленный туризм.
В конференции принимали участие не только слушатели из Екатеринбурга и Свердловской области, но и жители Челябинской области и Пермского края.
Марина Чеботаева — руководитель проекта «Двигаем Урал в России и в мире»
Вот несколько моих соображений на тему «Промышленный туризм».
1. Самая, казалось бы, простая задача, но попробуйте ответить на вопрос — а что такое промышленный туризм? Я, если честно, со 100% уверенностью формулировку, которая бы меня устроила, не знаю. И поездка в гончарную мастерскую, это всё — таки не знакомство с промышленным предприятием…
А как классифицировать «промышленный туризм»?
Походы на индустриальный заброшки — это промышленный туризм? Ну и так далее… То есть, если даже термины пока ещё не совсем термины, то что мы собираемся развивать?
2. Как правильно на действующих предприятиях организовать службу приёма туристов?
3. Зачем вообще предприятию пускать на свою территорию туристов?
4. Где найти полный список предприятий, которые принимают туристов? (Ну эту-то проблему на Урале мы в течение года на портале Наш Урал решим)
5. Школьники на промышленные предприятия попадают, а вот как организовать «студенческий туризм»?
6. Туризм для пенсионеров. Эти люди строили нашу страну и было бы неплохо им показать новое состояние промышленности России — за чей счёт?
7. Ну и так далее…
Видеозапись конференции
При подготовке к конференции нас многие (в основном люди вне Екатеринбурга) спрашивали, а будет ли вестись прямая трансляция? К сожалению, пока такой возможности нет, зато уже готова полная запись и загружена на наш канал в Ютубе! Благодарим Алексея Вдовина за качественную работу!
Презентации спикеров
- Токмянина Мария: Проект «Промышленная карта Урала»
- Голенкова Мария: «Развитие промышленного туризма в Свердловской области»
- Трепалова Анна: «Промышленный туризм в промышленном музее»
- Тухфатулина Анель: «Булки – это счастье! Как превратить экскурсию на хлебозавод в квест»
- Черепанова Татьяна: «Белая металлургия — территория притяжения»