Рассказ о сплаве-открытии 2025 года. Река Реж

…И с этим встрепенётся туристский водный люд,
Ноздрями заповодит, весны почуя зуд,
Достанет свои каты, палатки, рюкзаки,
Пойдёт встречать закаты на берегу реки.

Воскресенье. Раннее утро. 04.30.

Прозвенел будильник. Мы проснулись. Нехотя и с ленцой потянулись. Ну а когда в голове окончательно пробудилась и всплыла на поверхность мысль о том, что нас ждёт сегодня, сон вмиг сдуло вслед за уходящей ночью. Сегодня нас ждёт открытие сезона сплавов.

Всё снаряжение мы принесли домой ещё с вечера, оставалось только уложиться. Впрочем, кое-чего и не хватало.  Мысли постоянно возвращались к поиску. Не самое необходимое, но и немаловажное. Всё же, решили идти без чалки и ремнабора. Ходили без них как-то и раньше. Воды много. Порваться не должны.

И вот все вещи на местах. По сравнению с двух- и более-днЕвным сплавом, их гораздо меньше. Чуть ли не основную часть веса составляют сапоги. Значит придётся в будущем поискать что-нибудь полегче.

На автобус мы вышли вовремя, однако, подходя к остановке, обнаружили его уже стоящим на ней. Пришлось немного пробежаться. Успели. Катим. Людей в салоне всё меньше. В итоге, из города выехало лишь трое. Я, Елена и ещё один пассажир. Уже до мелочей знакомый вокзал Режа. На стоянке кучкуются таксисты. Елена сходила в кассу и взяла билеты обратно, а затем выбрала уже давно знакомого нам шофёра. Поехали. Дорога недолгая. И вот мы на берегу. Пустынно. Лишь в сторонке одинокий рыбак. Он ловит, ну а мы собираемся.

Фото Елена Тонкушина
Лишь в сторонке одинокий рыбак. Фото Елена Тонкушина
Фото Елена Тонкушина

Река полным-полна. Даже не могу припомнить такого уровня. Это радует. На этом фоне возникает мысль пройти новым путём: протока в самом начале маршрута, которая обычно мелководна, сейчас влечёт хорошим течением и изрядной глубиной. А вода… ох уж эта большая вода! Только водник сможет понять это чувство при виде полной реки. Она несёт и кружит, вертит и сплетает свои пряди в тугие узлы, обещая хорошую скорость и пресловутые семь футов.

Вещи упакованы, лодка уложена, всё готово в путь. Стартуем. Как и решили, пошли новой протокой.

Фото Елена Тонкушина

– Не ходите туда! – прозвучало нам с берега от рыбака.

Однако, поздно. Мы уже в струе. Идём. Что-то там ждёт? Из-за поворота выплывает огромный, прямо-таки нейвинский сундук, а дальше – реденькая ольховая расчёска, а у меня в руках абсолютно новое и необкатанное весло, с непривычным диаметром шафта и безо всяких накладок на нём, отчего скользким, как рыба. Ну ладно, без больших проблем продрались. Далее решили не искушать судьбу и идти уже знакомыми путями. Скользим вдоль берегов, ещё заваленных снегом, под прячущимся за вологодским кружевом облаков и пускающим в дырки отдельные лучики, солнцем. Островов, памятных по сплаву-закрытию вовсе нет. Их все залило водой. Лишь одинокие былки кустов чертят стрелки на равномерно стремящейся вниз воде.

– Такими темпами мы будем в Голендухино в час, – сказал я Елене, – что делать будем? До Глинского пойдём?
В планах было повторить маршрут прошлогоднего закрытия, не больше.
– Посмотрим.

Белый камень. Фото Елена Тонкушина
Белый камень. Фото Елена Тонкушина
Фото Елена Тонкушина

Камень Белый. Безмолвие. Напротив него – одинокий рыбак, соблюдая всеобщий режим тишины, тихонько ответил на приветствие. Ну а наш путь лежит дальше. Длинная прямая, изрядно мучившая нас мелями на большинстве сплавов. Сейчас на ней можно было танцевать абсолютно любой танец, настолько было глубоко. Лишь виднелись редкие одинокие тени от самых больших камней в русле. Да и то, мы бы их, наверное, и не задели, пройдя даже над самими ими. Попытались найти хоть какую-то живность. Но пусто. Нет даже уток. Однако, вскоре вдалеке всё-же пронеслась парочка высоко в небе.

Вот и эта долгая прямая закончилась. За правым поворотом, на левом берегу – весьма симпатичный Брагинский камень, а за ним и первый перебор на месте бывшей Брагинской мельницы. Под слоем воды скрылись все опасные доселе камни, лишь тревожа всплесками водную поверхность. Стрежень изгибался вправо, опасно прижимая к острову. Врезаться в островов не хотелось, поэтому я взял несколько правее него. Более медленная вода не заставила себя долго уговаривать, подхватила нос лодки и незамедлительно её развернула, затащив в улов. Пришлось долго и упорно выгребать обратно в струю. А весло так и не хотело прочно усесться в руке, всё скользило и артачилось, причём мокрое скользило даже сильней, даже в перчатках. Ладно, как-нибудь привыкну. Гребу помаленьку.

Узнать больше!
Читать на портале «Наш Урал и весь мир»: «Река Реж: Страна Самоцветов»
Брагинский камень. Фото Елена Тонкушина

Кружево на небе понемногу стало растягивать, открывая взору голубой фон. На левом повороте вскоре должен быть камень Хвощёвский. На закрытии мы как-то проскочили его мимо, не заметив. В этот раз твёрдо решили найти. Вот и он, степенно выплывает из-за поворота. Но что мы видим? Он весьма похож на Мраморный камень. Так же стеной обрывается в воду.

Может быть, это два названия одной скалы? Посмотрим. Если за ним окажется водопад, так и есть. Водопад не заставил себя долго ждать. Он возник, обрамлённый ожерельем льда с двух сторон, шумно стекая вниз бурлящим потоком. Подумалось, что, вероятно, это самый высокий водопад Свердловской области. В пятый раз мы здесь проходили, а лишь сейчас его смогли застать. Значит и Хвощёвский, и Мраморный — это названия одного и того же утёса. Разобрались.

Хвощёвский (Мраморный) камень. Фото Елена Тонкушина
Техногенный водопад на Мраморном камне. Фото Елена Тонкушина
Техногенный водопад на Мраморном камне. Фото Елена Тонкушина
Техногенный водопад на Мраморном камне

И вновь прямая, пусть и не такая длинная. Освещённые солнцем взгорки и холодный сумрак противоположного южного берега. В новых мембранных перчатках хорошо. Не жарко и не холодно. В самый раз. Из леса приносит ледяную свежесть. Елене зябко, ну а я угадал с одеждой. Даже приходится расстёгивать ворот флиски, чтобы не вспотеть.

Брагино. Фото Елена Тонкушина
Коровий камень. Фото Елена Тонкушина
К Суханову камню. Фото Елена Тонкушина
Суханов камень

Коровий камень, а за ним и наш любимый Суханов. Полупрозрачные берёзки на нём всё кружат хороводом, белея изящными стволами, не закрытыми летней зеленью.  После крутого левого поворота – плавный изгиб, ведущий мимо Першинской пещеры прямо к руинам ряжевого моста. На воде появилась мелкая пока рябь. Ветерок мало-помалу усиливается. Уже по привычке остановились оглядеться и передохнуть перед мостом. Заодно и компота из термоса напились. А кто хотел – и перекусил.

К Першино. Фото Елена Тонкушина
Першино. Остатки моста. Фото Елена Тонкушина
Першино. Остатки моста. Фото Елена Тонкушина
Водная обстановка у руин моста
Водная обстановка у руин моста

Воды в реке было столько, что можно идти, не опасаясь, любым пролётом. Впрочем, средний и левый были предпочтительней. Бурляшек практически не осталось, лишь плотный стремительный поток с гребешками некрупных валов крутым сливом выходил между остатков опор.

Ещё пять минут и выходим.
Надо лишь лодку подкачать.

Пока стояли, Елена ещё утеплилась, а я попробовал надеть перчатки с короткими пальцами, хотя бы на прохождение моста, в надежде что абсолютно голый алюминий рукоятки весла перестанет скользить. В итоге, вернулся к первоначальному варианту. Так хоть тепло. Хоть перчатки и были уже влажными на ощупь, внутри было комфортно.

Весло я заказал от РусСплава. Ну да, вариант эконом, пока не готов я к композиту, знаю что это такое. Но я заказывал с трубками ЭВА на шафте, а прислали, в итоге, без них. Перепутали. Получил я его за день до открытия. Можно было и вернуть, но я уже настроился на новое, да и продумал уже как его усовершенствовать. К его лопатам нареканий вообще никаких нет. Я и хотел побольше, взамен предыдущего RST.  Вот то как-то сразу легло в руку, а новое всячески изворачивается. Да, конечно и нагрузка на руки возросла, но это ведь всего лишь вопрос тренированности. Я бы посоветовал конструкторам РусСплава всё же одевать что-нибудь на шафт, да хоть термоусадку, ведь не в СССР же мы живём. Хватит за свои же деньги потом самим колхозить.

К открытию была прикуплена ещё одна обновка. Это надувной спасжилет от TimeTrial для моей спутницы. Однако Елена побоялась в нём замёрзнуть и взяла старый.

Но я отвлёкся, рассказывая о новинках.

Узнать больше!
Читать на портале «Наш Урал и весь мир»: «ТОП-10 самых интересных уральских рек для сплава 2025»
Фото Елена Тонкушина
Фото Елена Тонкушина

Уже как-то обыденно мы расселись и отчалили. А ведь раньше, на заре нашей карьеры самостоятельных сплавщиков в этот момент нас бы потряхивало перед подобным препятствием. Гребём. Выбрали траекторию. Набрали ход. Между опор нос байдарки наклонился вниз, поток подхватил и понёс. Выгребать из улова больше не хотелось, поэтому я постарался удержаться на стрежне. Пройдя пару его изгибов, мы оказались под Першинскими скалами. Вода успокаивалась.

Фото Елена Тонкушина
Глэмпинг. Фото Елена Тонкушина

Мы двигались, справа скалы потихоньку сходили на нет, а по левому берегу уплывали нам за спину домики и огороды. На возвышенности берега, на повороте реки, мы заметили новенькую маковку церкви. А ведь осенью её ещё не было. Она ярко светилась свежей позолотой где-то рядом с местом расположения старого храма Покрова Божией Матери (дома я посмотрел, между ними всего 130 метров).

Ещё осенью мы заметили, что на естественной площадке  высокого берега идёт строительство глэмпинга. Три модуля с большими панорамными окнами в торце были уже готовы, а четвёртый стоял ещё с заколоченным проёмом. Сейчас постройки пустовали, однако было видно, что на Новый год здесь кто-то праздновал, по украшенной гирляндами сосёнке рядом с ними.

Фото Елена Тонкушина

Першино закончилось. Впереди была широкая прямая плёса до самого Чёртова пальца. Осенью она немного помучила нас мелями, сейчас же было глубоко и мы шли в своё удовольствие. Стали появляться цапли и утки. Утки и парами, и небольшими стайками. Ещё абсолютно голые, лишь с пушистыми серёжками кусты тальника абсолютно не загораживали берега. Зелень сосен, жёлто-коричневая серость травы и берегов, слепящие на солнце лоскуты снега, голубое, с белой ватой облаков небо – вот такое великолепие окружало нас.

Была надежда хорошо рассмотреть Чёртов палец. Но нет, увлёкшись прохождением переката на месте Лоскутовской мельницы, мы проскочили точку, откуда открывается скала. Можно было зайти улово и по нему вернуться, но стало лень.

А впереди уже открывалась Белая скала, или Разбойник, как зовут его голендухинцы. В планах было напротив неё пообедать. Покрутились мы, покрутились в поисках хорошего места для парковки, да так и не нашли. К тому же, вся поляна была в снегу. Ну и пришлось идти дальше. До Голендухино оставалось лишь пять километров. Дойдём. Не помрём с голоду.

Белая скала (Разбойник)

Теперь река сузилась и потекла в тёмном коридоре из скал и деревьев. По левому берегу началась самая настоящая Бобряндия. То тут, то там виднелись поваленные и объеденные стволы деревьев. В довершении всего, где-то сзади, метрах в пятнадцати, что-то зашуршало на берегу, я повернул голову, но увидел и услышал лишь грузный «плюх» какого-то тела в воду.

Бобряндия. Фото Елена Тонкушина

– Вероятно, бобёр, – решил я.

Рукотворный остров. Фото Елена Тонкушина
Голендухинский Белый камень
Голендухинский Белый камень

А впереди уже показался рукотворный остров, оставшийся от ряжа старого Никельского моста. Самой дороги по берегу уже не было видно. Всё так же, петляющим коридором, поросшим ольхой и тальником, мы вышли к интересному каменному берегу. Из самой воды под углом поднималась серая скала, с островками мха в складках, да чахлыми сосёнками в немногочисленных уступах.

Как я понимаю, именно в ней должна находиться Голендухинская пещера, в которой была найдена стоянка древнего человека. Уже недалеко было и до Голендухинского Белого камня. Вот и он, манит нас своим белым боком. А впереди – острова в местечке со странным названием Кривляк, поворот. Длинный, почти прямой, отрезок мимо Большого камня (Грачатника), как обычно, встретил нас встречным ветром. К счастью, не особо сильным, да и течение хорошо помогало.

Впереди Кривляк
Большой камень (Грачатник)

На этом участке стали чувствоваться плечи. Обычно так бывало только на третий день сплава. Сейчас же увеличенная площадь лопат весла хорошо нагрузила руки. Но ничего, с тренировками всё пройдёт. К тому же, это первый сплав этого года.

К Голендухинскому камню. Фото Елена Тонкушина

Вот и Голендухинский камень темнеет на правом берегу, а под ним шумит перебор. Мы нашли место прошлогодней парковки. Сейчас вода почти залила поляну, на которой мы в прошлый раз собирались.

Вышли.
Я вытащил лодку.
Времени час пополудни.
Что делать?
Заканчивать здесь, или идти дальше?
Думаем.

Пока суть да дело,  наперво прогулялись до Яшмового водопада. Не так давно через каньон перекинули трап, немного подпортив его вид. Но ничего, немного повозившись, удалось поймать нужный ракурс и мостик в кадр не попал. А так, Грязнушка как и прежде, жила своей речной жизнью, журча по камням.

Яшмовый водопад
Яшмовый водопад

Потом я заглянул на рабочий канал, оставшийся от Голендухинской мельницы. Он был весьма глубок, так что можно было пройти и по нему. Единственное место, где могли возникнуть затруднения, было на входе в него. Там под водой лежало несколько камней. Но глубины должно было хватить. Всё же, помня об утреннем решении, мы отказались от данной затеи.

Так что делать? Разбираться здесь, или идти дальше, до Глинского? Поизучав немного берег, и не найдя хорошего места, где можно было бы сесть, мы решили идти дальше. До следующего населённого пункта оставалось 5 километров. Это максимум на час пути. К тому же, там есть навес со столиком, где можно комфортно собраться и подождать времени отправления. Был ещё вариант уйти до Петрухиной поляны и подождать там, но стало лень потом идти от неё с нашей поклажей. Ну коли решили, тянуть время смысла нет. Мы вновь уселись в лодку и отчалили. Вода резво подхватила нас и понесла к перекату. Мы ещё добавили вёслами и лихо скатились по стремнине, также выдерживая линию стержня. Веселье опять как-то быстро закончилось. Хорошо хоть, перед окончанием путешествия нас ждёт ещё.

Узнать больше!
Читать на портале «Наш Урал и весь мир»: «Водопады Свердловской области: фото, описание, карта»
Петрухина поляна. Фото Елена Тонкушина
Фото Елена Тонкушина

На подходе к Петрухиной поляне всегда торчащий межень камень полностью скрыло водой. Остался лишь след в виде стрелки на поверхности. На прошлом сплаве-открытии было точно так же. А вот сама поляна была в тени и, соответственно, скрывалась под снегом. Мы даже порадовались что не пошли до неё. Собираться там было бы некомфортно.

Круто повернув, река резво уносила нас от стоянки, на которой мы так замечательно переночевали год назад. Теперь начинался участок, на котором летом обычно приходится устраивать слалом в поисках глубины, или таскать своё плавсредство. Сейчас же мы плыли и ни о чём не задумывались, разглядывая красоты весеннего леса и ища впереди глазами то уток, то цапель.

Камень Глинский (Скала Смерти). Фото Елена Тонкушина
Глинские скалы. Фото Елена Тонкушина

Вскоре, после нескольких поворотов, из-за кромки леса стала появляться Скала Смерти. Мы оказались на финишной прямой перед Глинским. Прямая заканчивалась поляной Смолянка по левому берегу. Но до неё ещё надо было добраться. А встречный ветерок всячески мешал этому, да и плечи не думали проходить. Но, как бы то ни было, Глинские скалы неуклонно приближались. Смолянка тоже была в островках снега, да и выбираться с неё было не очень-то удобно. Нам надо было пройти всё село и остановиться за устьем реки Глинки. Это будет конечная точка маршрута. А до этого надо было преодолеть слив невесть для чего возведённой дамбы и ещё один переборчик. Раньше этот слив осложнялся нависавшей над ним веткой. Но сейчас из-за высокой воды он должен был быть шире, так что сложностей возникнуть было не должно. Подойдя поближе, мы с радостью увидели, что за зиму ветку кто-то сломал, или спилил. Проход был абсолютно свободен. Летом в этом месте были хорошие бурляшки, сейчас же поверхность воды была стремительной и абсолютно гладкой. Поток по крутому радиусу заворачивал перед островом. Следуя ему, мы прошли также по дуге и вышли к заключительному перекату. Перед ним, на острове, ещё издалека мы увидели две фигуры. Одна фигура нырнула в воду и выудила оттуда велосипед. Дальнейшую судьбу транспорта мы так и не узнали. Он остался сзади. Ещё одна протока между берегом и островом. Всё. Финиш. Оставалось вытащить лодку и вещи к беседке. На наше счастье была весна и пройти можно было в любом месте, поскольку вся высокая прошлогодняя трава лежала, а новая ещё не выросла. За три ходки мы управились.

Антистапель. Вид в сторону Ощепково. Фото Елена Тонкушина
Фото Елена Тонкушина

Место было довольно открытым и по нему гулял ветерок. Я помыл лодку и перевернул её для просушки. Мы потихоньку стали укладываться, расположившись на столе и скамейках. Ещё оставалось всё-таки пообедать. Ветер пытался задуть пламя горелки, но мне удалось укрыть её от его порывов. Вскоре и чайник закипел. Можно откушать. За время обеда лодка успела просохнуть, после чего была свёрнута.

Оставалось позаботиться о дороге до вокзала Режа. Елена позвонила в такси. Диспетчер поинтересовалась адресом. Но поскольку мы были не в селе, пришлось объяснять ей чуть ли не на пальцах наше местоположение. В итоге, заказ был принят. Но это ещё было не всё. Принять-то она приняла, да как-то неправильно. Гораздо проще для нас было скинуть координаты, но уж не знаю почему, она их принимать не захотела. Были ещё моменты недопонимания, но к счастью, в их службе оказался таксист из Глинского. Он-то за нами и приехал и наш путь превратился в небольшую экскурсию.

На вокзале выяснилось, что мы зря купили билеты на поезд. Оказывается, перед ним ещё идёт автобус до нас, что гораздо удобнее. На нём мы доезжаем прямо до дома. Что-же, придётся потерять немного денег. Билеты-то у нас взяли, но за гораздо меньшую сумму. Ну и ладно, пусть будет так.
Мы дома.

Понедельник. Утро. Навязчиво болят плечи…

Так и прошло наше открытие сезона 2025 года. 
Надеюсь, он будет плодотворным и мы пройдём немало километров по разным рекам. 
Очень хочется в это верить. 

Ну и вы не отставайте.

Апрель 2025.

Автор: Дмитрий Смирнов.
Фото без указания авторства: Дмитрий Смирнов.

Интересно? Расскажи друзьям!
Фото аватара
"Моё увлечение сплавами родилось в 2016 году, после путешествия по Чусовой с одной из фирм. Потом мы с супругой Еленой ещё несколько раз пользовались их услугами, однако в 2020-м я понял, что формат коммерческого сплава мне стал малоинтересен и я склеил байдарку. Сам. С тех пор мы прошли на ней уже 1500 километров по различным рекам Урала. Уже хочется расширить географию и выйти за пределы нашего региона. Написание рассказов о наших сплавах -- это не только желание похвастаться своими достижениями, но и закрепить для себя какие-то моменты наших путешествий, которые с течением времени будут неизбежно стираться из памяти. Но любознательный читатель сможет почерпнуть из них для себя и какие-то наши походные хитрости, не совершать наших ошибок. Хочется обратиться ко всем путешествующим людям. Берегите нашу природу. Не оставляйте на ней следов своего пребывания. Тогда она будет ещё долго радовать нас своими красотами."
Подписаться
Notify of
guest

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments