Нур-Султан (Астана) – столица Республики Казахстан с 1997 года. Город находится на севере республики на реке Ишим, основан в 1830 году. Население на 2021 год составляет 1,2 млн человек, а площадь – 810 км².

В статье представлены заметки Константина Киселёва, который отправился в самостоятельное путешествие по Казахстану и поделился своим мнением о таком многогранном и необычном городе – Нур-Султане, столице республики.

На заметку
Город Астана был официально переименован в Нур-Султан 20 марта 2019 года в честь президента РК Нурсултана Назарбаева после его отставки.

Историческая отсылка

Задумывался Нур-Султан как город будущего. Как по планировке и архитектуре, так и по перспективам. Так из бывшего тогда города Акмолинска (Целинограда) сделали столицу, Астану. Ныне – Нур-Султан.

Условно мегаполис делиться на 2 части: Старый и Новый город, между которыми протекает река Ишим.

Старый город располагается на правом берегу реки. Здесь расположены старые районы, которые возникли ещё в советское время. Новый город начал возникать после провозглашения Астаны столицей республики. Располагается на левом берегу реки.

Для работы над архитектурным было принято решение провести конкурс среди архитекторов по всему миру. В 1996 году в нем победил японец Кисё Курокава. Он решил воплотить в жизнь линейную модель города, где представлял человека и природу как единое целое.  К сожалению, не все планы Курокавы были воплощены в жизнь: Астана росла в два быстрее, чем предсказывалось. По сей день в городе существует проблема с дефицитом квадратных метров.

Свой вклад в строительство города внёс и британский архитектор Норман Фостер. В Астане он воплотил целых 4 своих проекта, которые по сей день являются знаковыми достопримечательностями Нур-Султана, но обо всём по порядку.

Макет города Нур-Султан (Астана)
Макет города Нур-Султан (Астана). Фото: Константин Киселёв

Особенности архитектуры Нур-Султана

В настоящее время путешественники могут наблюдать, что архитектура Нур-Султана весьма традиционна: здесь расположено много жилых комплексов со своим характерным стилем и локальной идентичностью.

Жилой комплекс в едином стиле
Жилой комплекс в едином стиле, Нур-Султан (Астана). Фото: Константин Киселёв

Хватает и отдельных оригинальных зданий, например Центральный концертный зал «Казахстан», который выполнен в виде домры (струнного музыкального инструмента) – работа итальянского архитектора Манфреди Николетти.

Центральный концертный зал «Казахстан»
Центральный концертный зал «Казахстан». Фото: Константин Киселёв
В городе можно встретить много разных скульптур и монументов с необычными задумками. Вот лев, смотрящий в зеркало, и его технологическое отражение. Лев всматривается в будущее. Или наоборот? Технологическая цивилизация ищет свое природное, экологическое прошлое?Константин Киселёв
Лев экологический и лев технологический, Нур-Султан
Лев экологический и лев технологический, Нур-Султан (Астана). Фото: Константин Киселёв

Работы Нормана Фостера в городе Нур-Султан (Астана)

Байтерек

Адрес: бул. Нуржол, 14

Байтерек, Нур-Султан
Байтерек, Нур-Султан (Астана). Фото: Константин Киселёв

Байтерек – символ города Нур-Султан. Это величественный монумент, который представляет из себя Дерево жизни из древнетюркской мифологии, который соединяет три мира и символизирует его переменчивость и цикличность.

Байтерек – тополь, Дерево жизни, чьи корни находятся под землёй. Там своя жизнь: заведения, галерея. Ствол – это мир нынешний, современность. Крепкий, поддерживающий крону, которая стремится ввысь, в будущее. В корне дерева священная птица Самрук каждый год откладывает яйцо – Солнце, которое впоследствии глотает дракон Айдахар. Происходит смена зимы и лета, дня и ночи, добра и зла. Через перемены жизнь продолжается: город, страна и нация крепнут.Константин Киселёв

Автор проекта – уже известный нам Норман Фостер. Некоторые источники утверждают, что его на салфетке набросал сам Нурсултан Назарбаев. Шар наверху меняет цвет. Его диаметр 22 метра. Внутри находится зал, из окон которого открывается панорама на всю столицу.

Пирамидальный Дворец мира и согласия

Адрес: просп. Тауелсиздик, 57

Пирамидальный Дворец мира и согласия
Пирамидальный Дворец мира и согласия, Нур-Султан (Астана). Фото: Константин Киселёв

Дворец мира и согласия – здание в форме пирамиды, ещё один проект, созданный архитектором Норманом Фостером в Нур-Султане специально для проведения «Конгресса лидеров мировых и традиционных религий». Дворец является центром религиоведения и веротерпимости, а также площадкой для проведения мероприятий (концертов, выставок).

Внешне – это просто пирамида. Говорят, что нужно смотреть вечером, в дни мероприятий, когда начинается световая игра. Рядом расположен президентский парк, в котором горожане любят устраивать пикники, читать книги, просто валяются на травке и прячутся от солнца.Константин Киселёв

Библиотека первого президента Елбасы Нурсултана Назарбаева

Адрес: ул. А. Бокейхана, 1А

Библиотека первого президента Елбасы Нурсултана Назарбаева
Библиотека первого президента Елбасы Нурсултана Назарбаева, Нур-Султан (Астана). Фото: Константин Киселёв

Библиотека первого президента Елбасы – третий проект архитектора Нормана Фостера, построенный в 2013 году. Его также называют «Фара» или «Глаз». И действительно, по своему виду здание напоминает глаз, который смотрит в небо, в нечто божественное, откуда получает информацию, энергию и делится ей с людьми. Поверхность шара покрывают солнечные батареи.

На первом этаже расположены музейные экспозиции и сама библиотека, на втором – зал на 2000 мест для проведения мероприятий, а на третьем – коворкинг центр и административные офисы.

Торгово-развлекательный центр Хан Шатыр

Наконец, четвертый объект Нормана Фостера – торгово-развлекательный центр Хан Шатыр.

Торгово-развлекательный центр Хан Шатыр
Торгово-развлекательный центр Хан Шатыр, Нур-Султан. Фото: Константин Киселёв
Здесь все продумано до мелочей: от сохранения тепла и обеспечения прохлады до прозрачности и изолированности. На пятом этаже есть круглогодичный пляж. Да, именно так. Пляж с двумя бассейнами. Цена вопроса примерно 1,5 тысячи рублей за целый день.Константин Киселёв

По мнению Константина, любое здание мирового уровня исключительно позитивно влияет на идентичность города:

В этом смысле новая Астана, мне кажется, очень много сделала для национального самосознания, для формирования и укрепления национальной идентичности Казахстана. Идеология нового, современного, будущего при проговаривании основ, начал исключительно позитивна. Астана и Казахстан идут в этом направлении.Константин Киселёв

Музей энергии будущего «Нур Алем»

Адрес: просп. Мангилик Ел, B1

Музей энергии будущего «Нур Алем»
Музей энергии будущего «Нур Алем», Нур-Султан (Астана). Фото: Константин Киселёв

«Нур Алем» (Сияющий мир) — самое большое в мире сферическое здание, спроектированное немецким архитектором Альбертом Шпеером-младшим. Это был центральный павильон всемирной выставки EXPO-2017 «Энергия Будущего».

Идея павильона – «последняя капля нефти перед началом эры зеленых технологий». Вся выставка была посвящена «Энергии будущего». Верхний этаж воплощал Энергию космоса, а нижний – Энергию воды. Интересно, особенно для детей, которым есть что покрутить, полистать, потрогать.Константин Киселёв

Национальный музей Республики Казахстан

Адрес: проспект Тауелсиздик, 54

Национальный музей – самый большой музей в стране, в котором собрано всё самое интересное из истории Республики Казахстан.

Невероятная культурная институция. Просто невероятная. Музей создавался вместе с Астаной, а потому изначально закладывалась идея перфекционизма. Сделать идеальный музей. Отсюда все достоинства и недостатки.

Всего в музее 7 этажей, 5 из которых выставочные. Можно приобрести 2 билета – один общий, другой для двух залов с золотом. Цена вопроса 250–300  рублей за оба.

Национальный музей Республики Казахстан
Национальный музей Республики Казахстан, Нур-Султан (Астана). Фото: Константин Киселёв

Здесь можно посмотреть на работы архитектора Сакена Нарынова, художника Пак Дэ Сонга, который искал вдохновение в природе. Безусловно, есть отдельный этаж, посвященный культуре, где в прямом смысле собраны все шедевральные экспонаты от древности к современности.

Отдельного внимания заслуживают золотые залы, где представлены одеяния сарматских и сакских вождей, украшения тончайшей работы.

Сотни полотен, яркие костюмы, предметы быта… Как говорится, всё это нужно увидеть самому.

Здесь видны и история, и культура. Выпукло, отчётливо, ярко. После музея хочется читать и читать. Появляется жажда новой информации: А как? А кто? Почему? Масса вопросов. Поиск смыслов. Это очень крутой эффект. Так и должно быть после любого музея, после любой выставки.Константин Киселёв
Интересно? Расскажи друзьям!
Подписаться
Notify of

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments