К понедельнику 19 октября в нашей программе оставались еще мастер-классы и обзорная экскурсия по административному центру района. К проведению мероприятия в масочно-дистанционном режиме мы уже привыкли. Так что встреча с целевой аудиторией прошла без проблем.

Главная трудность состояла в том, что мы физически не успели посетить все предложенные нам объекты. Понедельник был завершающим днем нашей шестидневной командировки в Ялуторовск, Заводоуковск и Упорово, и вечером предстоял обратный путь почти в 500 километров. Так что действовали мы исходя из реальных возможностей.

Мы держали в руках зуб мамонта…

После встречи в Доме культуры нас пригласили сначала осмотреть экспозиции Упоровского краеведческого музея. Как-то я уже писал, что в каждом музее села, поселка или малого города обязательно найдется экспонат или даже несколько, которые могут считаться своего рода вишенками на краеведческом торте. Данный музей не стал исключением.

Упорово

Особое впечатление на команду «Нашего Урала» произвели несколько экспонатов. Один из них нам даже дали подержать в руках. Это настоящий зуб мамонта. Во-первых, он оказался невероятных размеров и веса. Во-вторых, совсем неожиданной формы. В-третьих, зуб сохранился в таком виде, будто бы его только что извлек изо рта животного великан стоматолог.

Еще наше внимание оказалось привлечено к необычной находке, сделанной местными ребятами прямо в селе. Их внимание привлек предмет в форме небольшого бревна, который на поверку оказался берцовой костью мамонта. Есть мнение, что это одна из самых больших по размеру находок такого рода.

Упоровский район входит в состав четырех районов Тюменской области, где раскинулась знаменитая Ингальская долина. Вот как о ней написано на официальном сайте Упоровского района: «По данным археологов Н. П. Матвеевой и А. В. Матвеева, на территории долины выявлены археологические памятники от эпохи мезолита (V–VII тыс. до н.э.) до средневековья (XV век). Эти памятники относятся к древним цивилизациям: арийской (андроновская культура) и угорской (саргацкая культура древних венгров). Во II тысячелетии до н.э. на территории Упоровского муниципального района жили саргатские племена. Увалы на живописных берегах двух соединяющихся озер – Песьяново и Атаманово – были усыпаны большими курганами, высота отдельных достигала 3 м. В древние времена это были курганы-усыпальницы, которые тянулись грядой по высокому берегу Тобола в так называемой «долине царей».

Часть экспонатов музея найдена именно в Ингальской долине.

Мы с удовольствием и особой теплотой осмотрели экспозицию, посвященную истории школы. Парты, за какими и мы когда-то учились (ориентируюсь на то, что в школу пошел в далеком 1962 году). Здесь представлены и учебники довоенного образца. Часть из них привезли с собой педагоги, эвакуированные из Ленинграда вместе со своими учебными заведениями и учениками.

И просто потрясающим экспонатом оказалась настоящая форма участницы Парада Победы в июне 1945 года в Москве. Гимнастерка и юбка кажутся совсем новенькими. И это понятно. Форма шилась специально к параду и не исключено, что больше хозяйка просто не надевала ее. Хранила именно как реликвию.

Здесь жили прародители Агафьи Лыковой

В Упоровском районе находится деревня Лыкова. В ней когда-то жили предки знаменитой отшельницы. Лыковы пришли сюда в 70–80-х годах XVII века. Во времена особых гонений на старообрядцев предки Агафьи и еще несколько семей переселились в Красноярскую тайгу и жили там в полном отрыве от цивилизации.

«Семью Лыковых случайно обнаружили геологи в 1978 году, где более 60 лет жили отшельники. 4 детей Карпа (2 сына и 2 дочери) никогда не видели других людей, кроме своей семьи. Они родились в глухой тайге. Младшая – Агафья – родилась в 1943 году». 

В Упорово рядом со школой искусств и Домом культуры оборудован музей старообрядчества. Находится он в отдельно стоящем деревянном здании. Здесь собраны предметы быта, показано, как жили люди, отказавшиеся принять Никоновскую реформу, каких обычаев придерживались.

Как автор этой публикации возьму на себя смелость объяснить, почему мне эта тема достаточно близка. Дело в том, что я крещен в моленной избе, а не храме. И крещен я именно по канонам старообрядчества. Обряд, по рассказам моих родных, совершал не священник, а человек типа старосты, обладающий всеми необходимыми для этого знаниями и полномочиями. Мой дед Михаил всегда крестился только двумя перстами.

В силу того, что там, где я проживаю сейчас, старообрядчество не в почете, то я хожу в обычный православный храм и крещусь не двумя перстами, а щепотью. Что меня ничуть не смущает. Хотя в последнее время начал интересоваться историей раскола и узнал много нового, что требует глубоких знаний и осмысления. Тема слишком глубокая и в чем-то даже опасная для сложившегося мировоззрения.

Упоровский музей старообрядчества только подтолкнул меня к тому, чтобы вновь вернуться к ознакомлению с тем, что произошло с верой в России. Почему произошла Никоновская реформа? Кто на самом деле был инициатором и вдохновителем тех преобразований? Принесла ли она пользу России или наоборот спровоцировала раскол, который отразился не только на жизни людей, но и на всей последующей истории?

А музей действительно замечательный. Многое из того, что я там увидел и услышал, показалось мне знакомым. Например, закрытые шторками иконы, как было в домах, где жили мои старшие родственники. Молитва дедушки перед началом обеда. Уважение к нему, как к самому старшему в роду.

Даже некоторые предметы показались мне знакомыми, виденными в детстве. От посещения музея осталось впечатление, что я вновь окунулся в свое прошлое. В то время, когда меня любили, как ребенка, и ненавязчиво учили тому, как должен вести себя человек, воспитанный в старообрядческой семье. Происходило это больше на собственном примере. Без назиданий и наказаний.

Перед тем как проститься с Натальей Николаевной Сезевой, которая провела нам замечательные экскурсии по обоим музеям, мы сделали запись в книге отзывов гостей. А еще выяснили, что у нас есть общие знакомые – редакция газеты «Красноярский рабочий». Вот так неожиданно в Тюменской области мы вспомнили о моих коллегах из далекого сибирского края. Их стараниями многие люди узнали об Агафье Лыковой. Они встречались с ней и до сих пор поддерживают и помогают, чем могут.

Храм Всех скорбящих радость

Еще на подъезде к Упорово хорошо виден золоченый главный купол нового храма. Он пока не действует. Служба проходит в старом, деревянном. В скором времени новый храм откроется, а старый должны разобрать и перенести в другой населенный пункт. Так мне рассказала одна из его смотрительниц.

Упорово

Картина, когда рядом находятся два разнящихся по возрасту, форме, архитектуре и материалам, из которых они построены, храма, довольно необычная. А еще подвигающая на сравнения. Понимаю, что заниматься сравнением в данном случае некорректно, но все же. Мне почему-то ближе старый деревянный. Он, безусловно, уже сослужил свою службу и, возможно, объективно должен уступить место более основательному, более нарядному и вместительному сооружению, но что-то останавливает подобные мысли. Невольно думается о том, что в старом храме спокойней. Да простят меня за мои ощущения, но и уютней.

Упорово

В храме поразило невероятное количество икон. Понятно, что они будут развешаны в новом храме, и тогда впечатление поменяется. Очень понравилось общение со служительницей. Она так охотно и приветливо беседовала с нами, что даже уходить не хотелось.

Но на улице меня ждали товарищи по поездке, и я обязан был принимать во внимание и их интересы. Тем более что нам предстояла дальняя дорога.

Уже попрощавшись и выйдя из храма, я обратил внимание на надгробную плиту, которая стояла под наклоном к фундаменту здания. Судя по надписи, под ней в 1905 году был похоронен священник. Не знаю судьбу этой конкретной плиты, но знаю, что по обычаям настоятелей хоронили в пределах церковной ограды. Не исключено, что эта плита займет положенное ей место, когда откроется новый храм.

Упоровом

Если еще когда доведется побывать в этом храме, обязательно уточню, оправдались ли мои предположения? А на этом я перекрестился и пошел к нашему автомобилю.

Прощай, Упорово. Или все-таки до свидания?

Небольшое дополнение

В обратный путь мы рискнули отправить ся через Исетское и Шадринск. Дорога, может быть, короче и транспорта на ней меньше, но очень много участков, где ведутся строительные работы. Приходится долго стоять на таких участках. Поэтому лучше не рисковать и возвращаться в Екатеринбург через Тюмень.

Интересно? Расскажи друзьям!
Нам нужна ваша помощь!
guest
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments