Многие поселения давно утратили свое былое значение, а некоторые из них даже оказались стертыми с лица земли. Однако, и в наши дни, в культурно-историческом наследии России, некоторые продолжают выполнять роль своеобразных «культурных магистралей», несущих в себе следы жизни давно минувших эпох. Таким местом является поселок Павда.

Координаты для GPS-навигатора

59.24932625183226, 59.514038999999926

Поселок Павда на карте

Немного статистических данных. Расположение поселка — на р. Павда, близ её впадения в р. Ляля (бассейн Оби), в 110 км к С.-3. от ж.-д. станции Ляля (на линии Нижний Тагил — Серов, Свердловская область). Его географические координаты 59?1501″с.ш., 59?3030″ в.д.. Климат — континентальным, что сказывается в более резких сменах температур. Население – 480 чел., в т.ч. рабочие – 144 чел., пенсионеры – 216 чел.

История возникновения поселка Павда.

Живи и процветай родной поселок!

Поселок детства, юности, любви.

Поселок горя, радости, печали.

Но все же ты живи, живи!

Павда основана в 1599 году, сначала это была застава, а потом — поселение. В настоящее время – это посёлок в Новолялинском районе Свердловской области РСФСР. Бабиновская дорога стала, можно сказать, судьбой этого поселка. Сначала здесь была только ямская станция — государево заведение на государевой дороге. Потом, почти два века спустя, возник завод. Он просуществовал чуть более столетия.

Многих гостей из дальних краев повидали здешние места. Известный командир уральского партизанского отряда времен гражданской войны Борис Дидковский вел геологические исследования.   В честь Дидковского названы гора на Приполярном Урале, улицы в Верхотурье и Павде.

Безрадостным зябким путем на санях по льду реки Ляли параллельно Бабиновке проезжали здесь братья Александра Твардовского — Иван и Костя. Их семью раскулачили и с жалким скарбом, с ребятишками везли в тайгу на лесоповал. Мальчишки несколько раз пытались бежать домой, на Смоленщину. Их ловили, возвращали в тайгу. Потом в барачный поселок Парча, что рядом с Павдой, пришло к ним наставительное письмо от старшего брата — Александра: «… Прошу вас крепиться, терпеть, работать. Ликвидация кулачества не есть ликвидация людей, тем более детей».

Из затеи с колхозами в Павде ничего путного так и не вышло. А вот артель «Гужтранспорт», вероятно, благодаря исконной привычке местных жителей к ямщине, долгие годы жила и здравствовала. Много лет павдинские мужики были заняты тоже, можно сказать, извозом. Перевозили лес с делянок на переработку в райцентр — Новую Лялю.

Достопримечательные места. Бабиновская дорога

А тонкая нить среди диких теней —

Дорога — как линия жизни моей

Я — пленник путей.

Дорога от Соликамска до Верхотурья была открыта в 1597 году. Освоение Сибири потребовало строительства новой, более короткой дороги, так как старая проходила через Чердынь и была необыкновенно длинной (более двух тыс. верст). Первопроходцем нового пути стал крестьянин села Верх-Усолка Артемий Сафронович Бабинов. Поэтому новую дорогу в народе прозвали Бабиновской. Бабиновская дорога проходила «сухим путём» через реки Усолку, Сурмаг, Яйву, Косьву, посёлок Ростес, деревню Павдинскую, реки Мостовую, Туру.

Бабиновская дорога на двести лет стала единственным маршрутом, соединявшим Европу с Азией. По ней через Уральские горы, тайгу и реки везли царские указы, денежную казну, проезжали посольские делегации, почтовые кареты и научные экспедиции. Тысячи русских крестьян, заселявших Прикамье, прошли этим путем в поисках свободных, пригодных для жизни земель. Прежде путь к первым сибирским городам — Тобольску, Тюмени — шел только по рекам, озерам и волокам. Новая дорога значительно сократила время пути. Надежная, сухопутная, более короткая дорога в Сибирь в конце XVI века стала просто необходимостью. Недаром ее строительство и дальнейшее обустройство было прописано в специальных указах русских царей Федора Иоанновича, Бориса Годунова, Михаила Федоровича. Потому что мало было победить последнего сибирского хана Кучума, надо было еще победить пространство, заселить его, войти в контакт с местными жителями, научить их жить по единым российским законам.

За открытие и устройство прямой дороги в Сибирь царь Федор Иоаннович пожаловал Артемия Бабинова земельными угодьями по верхнему течению р. Яйвы и освободил от уплаты податей. До конца жизни А. Бабинов находился на государственной службе, следил за содержанием дороги. Царские грамоты называли его «вождем сибирской дороги».Известно, что после смерти Артемия Бабинова его земельные угодья переходили на правах личной собственности его потомкам, а сам Бабинов, по свидетельствам старожилов, был похоронен на старом кладбище села Верх-Яйва.

С 1598 года, со времени постройки города Верхотурья, и по 1763 год, когда был открыт сибирско-московский тракт на Екатеринбург, Бабиновская дорога именовалась официальным путем в Сибирь. В 1733 году по Бабиновской дороге проследовала научная экспедиция, возглавляемая Витусом Берингом. В ее состав входили академик астроном Людовик Кройтер, натуралист Иоганн Гмелин, историк Герард Миллер и пять студентов, в числе которых — Степан Крашенинников, будущий исследователь Камчатки. Наиболее подробное описание Бабиновской дороги оставил академик Иван Лепехин, одолевший уральские перевалы в 1771 году. Годом раньше в этих местах побывал естествоиспытатель, географ и путешественник, 29-летний член Санкт-Петербургской Академии наук Петр Паллас.

«Сколько верст по Бабиновской дороге от Соликамска до Верхотурья уж, право, не могу сказать наверное», — писал в 1873 году основатель Уральского общества любителей естествознания Наркиз Чупин. Далее, сопоставив данные множества справочников, в том числе таких, как «Всеобщий и совершенный гонец и путеуказатель», «Российский почткалендарь», Н. Чупин пришел к выводу, что наиболее точной можно считать цифру 273 версты.

Музей краеведения

Летят года, проходит век за веком,
Все созданное в мире человеком
Храните, человечество любя, —
Многое живо, вам благодаря.

В Павде, в Доме Культуры находится краеведческий музей, в котором собран большой материал по истории поселка.   В нем можно узнать почти все об истории происхождения поселка, и о жизни здесь. Первое население Павды – “демидовские” каторжане. Сюда из пригоняли мыть золото, да медь добывать, поселок изначально назывался “Павдинской горнозаводской дачей”. Следующий поток в Павду – ссыльные времен “сталинских” репрессий. И все это перемешалось с манси, “вогулами”.

Музей ведет свою историю от основания с 2005 года г. Музейный фонд насчитывает более тысячи экспонатов. Музей представляет экспозиции и выставки, рассказывающие об истории Павды с древнейших времен до современности. Постоянно действующие экспозиции:

«История народа» —  охватывает исторический период от появления человека до наших дней. Посетитель может побывать в деревенской избе, увидеть предметы старины, познакомиться с историей создания обрядом разных вещей.

«На путях в Сибирь – Бабиновская дорога» — это история строительства дороги, которая повествует об освоении Урала русскими первопроходцами.

«Годы, опаленные войной» — посвящена истории Павды в годы Великой Отечественной войны, представляет образцы вооружения и обмундирования времен войны, коллекцию орденов, знаки отличия, наградное оружие.

«Люди поселка» — рассказывает о людях, которые оставили свой след в развитии поселка. Главной достопримечательностью экспозиции является альбом с архивными данными – достижениям поселка.

Парк Победы

Как горько нам стоять у обелисков
и видеть там скорбящих матерей ,
мы головы свои склоним низко ,
земной поклон за ваших сыновей.

Гордостью Павды является Парк Победы. Возведение   памятника   Победы   в   поселке Павда было предложено Анкушину   Федору   Георгиевичу. Предложение   исходило   от председателя совета   ветеранов   города   Новая Ляля   и председателя   поселка Павда Навалихина Н.Г.

Стела была   заказана   в г. Ревда. Для возведения памятника нужны были бетон,   цемент, нержавеющее   железо, мраморные   плиты. Изгородь  изготовили в г. Ляля работники ЛТП. Работа   началась   с очистки   территории: был   снесен   старый   барак.  За   два   дня   была создана   насыпь. Привезли  из Ревды   стелу   и   началась ее   установка. За несколько месяцев   удалось   установить   памятник.   Около памятника были уложены   плиты, с именами солдат, которые не пришли с ВОВ. В парке   ученики   под руководством   Анкушина Ф.Г.   посадили саженцы.

Памятник был торжественно открыт   9 мая 1986 года.

Участники Великой Отечественной войны:

Серых   Василий   Антонович.

Родился   в   п. Павда   в   1923   году, учился   в   Павдинской   школе.   После   окончания   работал  слесарем   11   мая   1942   года   был   призван   в   армию.

Старцев Евгений Леонидович.

Родился 21 января 1924 года в п. Павда. Был призван в армию в августе 1942 года. После подготовки, принял присягу 10 ноября 1942 года и был отправлен на фронт.

Анкушин Федор Георгиевич.

Родился в феврале 1924 года. В 1941 проходил военную подготовку по программе 11 ч, по программе молодежи, не достигшего призывного возраста: учились ходить в строю, копать окопы ходить в атаку. Учения велись каждый день по два часа.

Братская могила.

Воздух мягкий, но без силы,
Ели, мшистые каменья…
Это — братские могилы,
И полней уж нет забвенья.

Осенью 1918 года белогвардейцами временно были захвачены Караул, Мелехино, Павда, Кытлым. Жестокой расправе были подвергнуты даже сочувствующие советской власти. В ответ на это формировались партизанские и добровольческие отряды под руководством большевиков Б.В. Дидковского и В.Н. Сильных.

Нужно было руководить обороной Кытлымо-Павдинского района, единственного советского участка на восточном склоне Среднего Урала. Район был важным в промышленном и стратегическом отношении. Во-первых, на его территории располагались богатейшие платиновые прииски, во-вторых, он лежал на пути белых к поселку Кизел — угольной базе Советской России. Держали фронт более трех недель, прикрывали отход огромного обоза с драгоценным металлом и ценнейшим оборудованием. Дважды попадали в окружение. Сражались в условиях, типичных для того места и времени: в 35-градусный мороз, плохо одетые, опухшие от голода, кое-как вооруженные. Громоздкий обоз эвакуированных сковывал маневренность отряда. Тем не менее левый фланг 3-й армии, который прикрывали бойцы Дидковского, белые так и не смогли обойти. Отряд прошел с боями более 300 километров от Павды до Юрлы и вырос с 70 до 800 человек.

Запись со слов Новоселовой Анны Константиновны — участницы исторических событий:

«14 ноября 1918г отряд Дидковского отступил из Павды по направлению в деревню Курья. На 10 км от Павды был кордон Шозовский-река Шоза, там был привал. А на утро отряд отступил до Кырья, там остались на ночлег. На этом месте простояли 7 дней. Дидковский свое командование передал комиссару Т.Смирнов, а сам отправился в Кытлым. В деревне Растёсе был бой, в котором погибло много бойцов. В Кытлыме у Дитковского в отряде произошел спор: одни говорили, что идти через Тылай, кто через Косьвинский камень, но Дитковский пошёл через Тылай и блудил 9 дней. Отряд Дитковского после боёв вышел в деревню Чихман и пошли до Соликамска.

А тех кто пошёл через Косвинский Камень поймали, привели в Павду и расстреляли. Когда Белые ушли из Павды, застреленных жителей похоронили. В 1919г. в Павду пришла Красная Армия, и был поставлен памятник, погибшим партизанам. А позднее на здании штаба партизанского отряда (здание конторы) поместили мемориальную табличку. В Братской могиле похоронены 8 человек:

Коробков, Дюльдин, Еркулён, Петрушин, Понамарев, Крюков, Грёбенкин, Зиновьев».

Горы Урала

Урал, Урал,

Твои просторы

Волнуют сердце мне всегда.

Твои леса, озёра, горы

Я не забуду никогда.

Усыпанное звездами небо и так отчетливо видный Млечный Путь, седые Уральские горы, таежные массивы, неповторимые восходы и закаты солнца – все это насыщает человека бодростью, уверенным спокойствием и здоровьем. Одно из красивейших мест Уральских гор – Павдинский Камень – находится в 15 км от Павды. С вершины Камня открывается захватывающий вид на окрестности. В 40 км от поселка расположена высшая точка Свердловской области и всего Северного Урала – Конжаковский Камень, высота которого достигает 1569 метров.

Уже из Павды заметны вершины седого Урала. Из посёлка горы видны как на ладони. В их сторону идёт просёлочная дорога. Восхождение на гору- это нелёгкое испытание, требующие не только сил, но и большой ловкости, внутренней собранности, умения нащупать ногой устойчивый валун, вовремя опереться или ухватиться за надежную опору. С каменного плато открывается и полоса подхода к вершине. Здесь можно сделать привал.

На высоте примерно километра лес кончается. Подъём в безлесной части пологий. Подъёмный день стал наслаждением. Благодаря снегу, в первую очередь. Но снег — чистейший, рассыпающийся на мириады оттенков белого, серебристого, синего, голубого, розового,- он просто восхищал. Снег сверкает и искрится почти в полной тишине.  Через Павду проходит туристический маршрут на Павдинский камень, Колпак, Косьвинский и Конжаковский камень.

Водоём

Вечер тихой песнею над рекой поёт,

Дальними зарницами светится Павда.

В окрестностях Павды пользуется известностью Павдинский водоем — источник чистой воды: место рыбалки, охоты и отдыха. В 1966 году на съезде жителей поселка Павда было принято решение о постройки места отдыха. Надо было построить такое место отдыха, чтобы была возможность покататься на лодках, отдохнуть, покупаться.

За поселком Байковка, в двух километрах от Павды, в месте слияния двух рек Байковка и Безымянка (в низине) сделали запруду. Вода поднялась до нужного уровня и чтобы она не разливалась — сделали насыпь. По отводу вода понеслась вниз. Дно будущего водоема чистили все жители поселка: от мало до велика. Спиливали деревья, убирали хворост. А сколько было задора в глазах у всех!!!

Была сделана купальня, мостик с перилами, лодочная станция, танцевальная площадка , 4 киоска. В 1983 году в пруд запустили рыбу. Когда запустили рыбу, прилетели утки. И с этих пор рыбаки и охотники любители постоянно посещают водоем. С тех пор многое изменилось на водоеме, но красота этих мест сохранилась до сих пор.

Водоём

Выписка:

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

от 17.01 2001 г.   N   41-ПП «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЕЙ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ, РАСПОЛОЖЕННЫХ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

Муниципальное образование Новолялинский район:

Павдинский естественный горный кедровник.

Озеро «Спайское».

Гидрологический и ботанический памятник природы.

Павдинское лесничество. В окрестностях п. Павда.

Павда — край загадок (местные легенды по рассказам местных жителей)

Чудес на свете не бывает,

Есть постижений глубина.

Но суть, что чудо отражает

Великолепием — верна.

Черная речка

Находится в 40 км от Павды. Черная речка — вода целебная.

Там слышатся голоса, девичий смех со стороны пруда. И все пропадает внезапно.

А ночью наблюдаются вспышки красных огней над горами.

Чертова поляна

На поляне среди густых зарослей травы и кустарника резко выделялся почти правильный круг из камней с кварцевыми глыбами посередине. Обилие в этом месте костей животных и птиц. Это — Чертов колодец — ночью отсюда нечисть на поверхность выходит. Очень страшное место.

Заколдованная гора

Когда поднимаешься на гору, первым делом старательно метишь следы: нещадно крушишь палкой траву и кустарник, чтобы без помех вернуться обратно. На вершине горы — две неожиданности: кедровый пень с грубо вырезанными чертами лица, напоминавшими сказочного гнома, и маленький, величиной с ладонь каменный топорик, лежащий на его корню и столь же грубо сделанный.

Спускаешься с горы, точь-в-точь по своим следам. Но вышел совсем к незнакомому месту. Метки исчезли, как и не было их совсем. Если вернуться на вершину, то увидишь, что, идя точно по своим следам, сделал поворот ровно на 90 градусов. Это происходит в том случае, если ты взял что-то с вершины. Оставишь вещь на месте и вернешься без приключений. Не оставляет мысль: кто в безлюдном месте устроил этот жертвенник да еще и поставил такую защиту? Это подземный народец – карлики – так свои места метят.

Гора ведьм

Гора, на которую в определенные ночи слетаются ведьмы со всего Урала. Небо ночами там напоминает огромную линзу, через которую хорошо видны пролеты НЛО на огромной высоте. Один такой «звездолет» даже снизился над долиной в одну из ночей и ярко вспыхнул, приняв треугольную форму. Окрестности поселка Павда не простые. Есть поляна у болота, где на людей нападает внезапный страх, есть гора Осиновка, где временами появляется призрак убитого там человека. Вот наиболее интересные впечатления об этих местах. Со слов очевидцев: Ярослава Петухова, Владимира Николаева, Стольникова И.М.

Как доехать до Павды?

Расстояние от Екатеринбурга до Павды по автодороге составляет 370 километров.

1. Доехать на автомобиле от города Екатеринбург до поселка Павда можно по следующему маршруту: Екатеринбург — Невьянск — Нижний Тагил — своротка на Савиново (около своротки на Верхотурье) — Савиново — Караул — Юрты — Павда.

2. По ж/д.

Поездом до станции Ляля. Потом на рейсовом автобусе до Павды (автобус ходит в понедельник, среду и пятницу утром в 6-00 и вечером в 18-30).

3. Автобусом из Екатеринбурга до Ляли. Потом на рейсовом автобусе до Павды.

Интересно? Расскажи друзьям!
Подписаться
Notify of

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments