Археологический памятник «Палкинские каменные палатки» находится в двух километрах северо-восточнее посёлка Палкино и представляет собой остров на реке Исети с трёх сторон окруженный болотом и только одной стороной выходящий на русло реки. От стоянки на ЕКАДе по болоту сделан настил из стволов деревьев, который называется гать.

По мнению археологов, во времена неолита и ранней бронзы это был полноценный остров на реке Исети, со всех сторон окружённый водой. В те времена Исеть была шире и полноводнее. По-видимому, первобытные люди выбрали его для жилья, потому что на нём было удобно защищаться от врагов, строить жилища, ловить рыбу и изготавливать орудия труда.

Автор фотографии: seniy-kup

Археологические работы на острове ведутся более полувека. На нём находится базовый лагерь Исетской археологической экспедиции, о чём свидетельствует табличка на сосне. К сожалению, в настоящее время, работы по изучению стоянки древнего человека прекращены из-за отсутствия финансирования.

Учёные считают, что в этом месте было древнее поселение, в котором в VI-V тысячелетии до н.э. жили люди, занимающиеся охотой и рыболовством, о чём свидетельствуют находки остатков жилищ, орудий труда, наконечников копий, каменных грузил для сетей и изображений добычи.

Жилища этих людей, слегка углублённые в землю, представляли собой каркасно-столбовые конструкции с бревенчатыми крышей и полом. В интерьере для сооружения лежанок и «столиков» использовались природные каменные напластования и валуны. На территории памятника были обнаружены мастерские по изготовлению орудий из камня: шлифовальные плиты, скопления кусков породы, наковальни, заготовки орудий. Жители посёлка использовали для изготовления орудий свыше 50 различных пород и минералов, которые находили в радиусе около 70 км. Этот факт говорит о прекрасном знании населением природных богатств края.

Культурный слой богато насыщен артефактами и содержит большое количество обломков камня, заготовок каменных орудий и отщепов, указывающих на то, что орудия изготовлялись на месте, непосредственно у поселений.

Наша экскурсия

Ежегодно в начале сентября наш класс выезжает на природу для празднования дня рождения класса. На празднике мы играем, устраиваем конкурсы, поздравляем летних именинников, общаемся, обмениваемся впечатлениями от летних каникул. В этом году мы перешли из начальной школы в среднюю, у нас началось предметное обучение, и, по предложению учителя истории Зои Васильевны Ракульцевой, мы нынче решили совместить наш праздник с интересным уроком в гостях у предков.

Зоя Васильевна предложила посетить стоянку древнего человека около Палкино. Родители арендовали автобус, который в выходной день 14 сентября 2013 г. примерно за 40 минут довёз нас от школы до стоянки на ЕКАДе. Расстояние по автодороге составило 30 км.

Маршрут экскурсии от гимназии №13 до автостоянки на ЕКАДе (А-Б)

От стоянки по тропинке и по гати через болото мы дошли непосредственно до базового лагеря Исетской археологической экспедиции. Он находится примерно в пятистах метрах от автостоянки. На просторной поляне с костровищем, столами и скамейками можно удобно расположиться, перекусить, погреться у костра. Здесь мы встретили наших ровесников из другой школы.

После небольшой передышки мы отправились на экскурсию под руководством Балашевой Татьяны Владимировны — преподавателя истории гимназии №130. Она очень хорошо знает этот памятник, поэтому наша учительница, встретив её здесь на экскурсии со своим классом, попросила провести экскурсию и для нас. Прежде всего, нас повели к наскальному рисунку «Бегущий охотник», который был выполнен охрой и насечкой на стене одной из каменных палаток. Рисунок трудноразличим, но, по указаниям преподавателя, мы смогли рассмотреть его.

Наскальный рисунок «Бегущий охотник»

Затем нам показали гладкообтёсанный камешек с дыркой из коллекции учителя, нам было предложено угадать, какую функцию он выполнял у древнего человека. Перечислив всевозможные способы его применения, в итоге мы догадались, что он служил грузилом для рыболовной сети.

Палкинские каменные палатки

Затем, у другой каменной палатки, мы увидели на вертикальном камне рельеф в виде летящей чайки, но преподаватель сказала, что это символическое изображение рогов лося — основного объекта охоты тогдашнего человека.Палкинские каменные палатки

Чуть ниже на плоском камне высечен глубокий след лося (копыто).Палкинские каменные палатки

По предположению учёных, между двумя этими изображениями происходила разделка туши зверя, а насечки выполняли роль заклинания, чтобы задобрить душу убитого животного. Чтобы на следующей охоте охотникам снова повезло с добычей. Так зарождалась религия, то есть мистическое восприятие реальных событий. Чуть в стороне нам показали каменное изваяние головы лося.Палкинские каменные палатки

Археологи предполагают, что изначально камень, удивительно напоминающий голову этого животного, венчали каменные рога. Затем мы увидели рукотворное углубление в плоском камне — здесь происходила выплавка металлических изделий.Палкинские каменные палатки

Чуть дальше нам показали надпиленный и отчасти расколотый валун, из которого изготовляли каменные орудия труда. Это была древняя каменоломня.Палкинские каменные палаткиНиже по склону располагался могильник, а если спуститься ещё ниже и пройти примерно триста метров, то можно выйти к заболоченному берегу реки Исеть. Учёные считают, что в древности река подступала к самым палаткам.

Точные координаты места: широта: 56°53’26.38″N (56.89066), долгота: 60°24’59.22″E (60.41645). Экскурсия заняла около пяти часов с учётом дороги туда и обратно. Таким образом, мы посетили стоянку первобытного человека, увидели много удивительных вещей, которые даже могли потрогать руками. Мы не только узнали много нового из жизни наших пращуров, но и смогли прикоснуться к ней!

Доступность этого памятника и впечатляющая наглядность его экспонатов позволяет использовать его для школьных экскурсий и делает удобным для посещения организованных групп туристов и гостей нашего города.

Палкинские каменные палатки на карте: