Историко-технический музей «Дом Черепановых» расположен на южном берегу Выйского пруда. Это двухэтажный каменный дом с мезонином, с балконами, украшенными ажурной решеткой, и широкой террасой, обращённой в парк. Здание — одно из немногих памятников архитектуры XIX века в Нижнем Тагиле, которое сохранило за собой территорию усадьбы с надворными постройками. Усадьба построена в 1830-е годы, в стиле позднего классицизма, предположительно тагильским крепостным архитектором А.П. Чеботаревым, получившим образование в Императорской Академии Художеств.
Где остановиться в Нижнем Тагиле?
Название музея «Дом Черепановых» — было выбрано неслучайно. Именно так тагильчане называли этот дом задолго до открытия в нём музея. Согласно устоявшемуся мнению горожан, в этом доме проживали знаменитые тагильские изобретатели, создатели первого русского паровоза Ефим и Мирон Черепановы. Данный исторический факт подтверждает документ «Уставная грамота Выйского завода на усадьбы и покосы 1862-ого года», по которой, владельцем первого дома по улице Большой Выйской (современная ул. Верхняя Черепанова), является купец Киприян Миронович Черепанов, старший сын Мирона Черепанова, одного из механиков.
Кратко возвращаясь к истории создания паровозов. Первый паровоз, в традиционном его понимании, был создан в Англии в 1801 году, патент на усовершенствованное изобретение получен в 1804 году Ричардом Тривитиком. В России самостоятельное, но с учетом ошибок и достижения англичан, паровозостроение начинается с создания паровоза отцом (Ефимом) и сыном (Мироном) Черепановыми, механиками заводов Нижнего Тагила (нужно отметить, что должность их не привязывала к конкретному заводу, так как заводоуправление было городским, в него входили все заводы города, принадлежавшие семье Демидовых).
Пуск первого паровоза для заводских нужд, в 1833-34 годах, не столь ярко было отмечено современниками, как открытие 6 ноября 1836 года Царскосельской железной дороги, которая стала первой общественным железнодорожным путем сообщения.
За свои разработки в строительстве паровых машин, отец и сын Черепановы, которые являлись крепостными Демидовых, получили вольную, однако, обещанная воля коснулась только этих двух Черепановых, семьи которых остались закрепощены.
Основная часть экспозиции рассказывает о судьбе семьи бывших хозяев усадьбы, Черепановых, а также об изобретателе велосипеда, тагильчанине Ефиме Артамонове (кстати, изобретенный им велосипед оказался на 17 лет моложе запатентованного Карлом Дрезом «самоката для ходьбы»).
Оправдывая притязания на политехнический музейный статус, в «Доме Черепановых» отдельные залы отведены рассказам о развитии связи, звукозаписывающей и воспроизводящей техники. Отличительной чертой музея является, что часть раритетов находится в рабочем состоянии и их работа демонстрируется посетителям.
Контакты музея «Дом Черепановых»
|