Провинциальный город, почти 200 км от столицы Урала — Екатеринбурга, а история закрутила здесь напряженную интригу: театр и будущий великий писатель, запретная любовь и Надежда Константиновна Крупская, конструктивизм — и это все в Нижней Салде.
Дворец культуры имени В. И. Ленина в Нижней Салде не только культурная доминанта города — он находится в центре и в самом красивом месте города, но и центр культурной жизни города.
Трем из 33 коллективов Дворца присуждено звание «народный». Это народный театр (режиссёр Волгин М. А.), вокальный коллектив «Мелодия» (руководитель Здобнякова Н. М.), который получил звание «народный» в 2001 году, студия вокального пения «Экспресс» (руководитель Забегаева Л. А.).
Вы можете себе представить, что народному театру Нижней Салды уже 138 лет?
Немного фактов о здании Дворца культуры имени В. И. Ленина История Дворца культуры в Нижней Салде началась с заводского клуба имени героя Гражданской войны Трофима Евсеева, где по выходным собиралась заводская молодежь. Когда здание не стало вмещать всех желающих, возникла идея построить новое. За помощью салдинцы решили обратиться в столицу. По пути с профсоюзного съезда глиномялка Евдокия Голованова попала на прием к Надежде Константиновне Крупской – председателю Главполитпросвещения и попросила у нее построить в Салде новый дворец культуры. Спустя несколько месяцев из столицы пришел указ начать строительство Дома культуры по самому современному на то время проекту. Краевед Ирина Танкиевская помнит, сколь значимым было его строительство для жителей старой Салды:
«Здание выполнено в стиле конструктивизма. Конечно, в рамках того времени оно было роскошным для заводского поселка. Такие постройки присутствовали только в крупных городах, таких как Екатеринбург.
Официальным днем рождения сотрудники ДК считают 1 мая 1931 года, в этот день Дворцу было присвоено имя Владимира Ильича Ленина.»
Здание выглядит отлично и снаружи, и внутри. Его можно показывать как талантливо воплощенную и живую до сих пор идею конструктивизма: красота прямых линий, большие внутренние пространства, освещенные дневным светом из повторяющихся больших окон. Обязательно зайдите в здание и полюбуйтесь внутренним убранством.
А если получится организовать экскурсию, обязательно попросите провести вас по внутренним цехам Дворца: например, в гардеробной Веры Исаенко храниться более тысячи нарядов – от бальных платьев до костюмов ростовых игрушек. Вера Ивановна работает здесь почти 30 лет и знает историю появления каждого костюма.
Еще одна фишка Дворца культуры — рукописные афиши – ежедневно в своей мастерской масляные буквы выводит художник Анатолий Долматов, он же делает почти все декорации к спектаклям.
В том, что здание выглядит отлично внутри и снаружи, во многом заслуга сегодняшнего директора — Людмилы Забегаевой. За время ее директорства произошло много хорошего: отремонтированы все репетиционные, вестибюль, фойе, сцена, грим-уборная полностью заменен пол в коридоре. Ремонт продолжается и скоро все здание будет, как новое.
Дворец Культуры — место обитания старейшего на Урале народного театра в Нижней Салде. Театр в Нижней Салде появился в конце 70-х годов XIX столетия. Первая труппа Нижнесалдинского театра состояла из членов семей администрации Салдинского завода и прислуги дома Поленова. И начиналось всё на чердаке…
Театральный кружок
Появился театр в Салде во многом благодаря Марии Якимовне Алексееве, дочери крепостного, получившего вольную за управленческие таланты. Мария Якимовна воспитывалась в семье генерала, там выучила иностранные языки, музыку, вышла замуж за московского инженера, приехавшего на завод в Нижнюю Салду. Мария Якимовна — прекрасно знала русскую литературу, чудесно пела и играла на рояле, в ее доме проходили музыкальные вечера, на которые собиралась местная знать. Летом 1877 года Мария Якимовна познакомилась с Дмитрием Маминым — студентом, только что приехавшим из Петербурга к отцу, священнику Мамину. По просьбе Марии Якимовны в 1878 году Дмитрий Наркисович стал режиссёром одной из первых театральных постановок аристократического кружка. То есть в зарождении Салдинского театра определенную роль сыграл и будущий писатель Мамин-Сибиряк. Правда, история закончилась бурным романом, влюбленным пришлось покинуть Салду.
Но постановки театрального кружка продолжались и руководила им уже жена управителя Мария Александровна Поленова.
Как-то на день рождения Константина Павловича труппа приготовила для него сюрприз — театрализованное представление, в программу которого входили музыка, пение, живые картинкы и небольшой водевиль Н. Кони «Жених по доверенности». Большое помещение на чердаке дома управителя переоборудовали под зрительный зал, соорудили сцену, подмостки, повесили занавес. В партере стояли стулья. Под высокой крышей, в пространстве, освещаемом боковыми окнами, прекрасно размещались и актёры, и зрители. Летом на чердаке деревянного дома проходили постановки, а зимой актёры учили роли и репетировали.
После смерти Марии Поленовой, в конце 19 века, руководителем театральных постановок становится Ольга Константиновна Нешкодны. Официально она считалась экономкой при доме Поленова, но фактически являлась гражданской женой Константина Павловича. После отставки Поленова Ольга Константиновна уехала с ним в Екатеринбург.
Рабочий кружок
Рабочие люди знали о театральных постановках, но доступа к участию в них не имели. Но им так хотелось приобщиться к прекрасному, что они решили создать свой театральный коллектив.
Старейшие участницы заводского, то есть рабочего театра — Капитолина Павловна Исунина и Анна Васильевна Шишарина-Углова вспоминают, что помещения у кружка не было. Спектакли ставили на квартирах, но даже самая просторная горница не могла вместить зрителей. Много хлопот было перед каждым спектаклем: накануне обходили дома рабочих семей, собирали мебель, одежду, посуду, все это использовалось в качестве реквизита в спектакле. Театр любили, поэтому люди охотно предлагали всё нужное.
Появился у рабочего театра и ещё один помощник — аристократический кружок. На афише 1903 года читаем: «Ноября 2 дня 1903 года любителями дан будет спектакль в пользу нового театра». Новый театр с благодарностью принял поддержку и очень активно стал развиваться.
В 1910 году оба коллектива одновременно поставили «На дне» Горького. Постановка рабочих прошла с большим успехом и решила судьбу кружка: актёрам разрешили играть на чердаке заводоуправления, а впоследствии дали более просторное помещение на территории завода — бывшую заводскую конюшню, где рабочие устроили клуб.
В 1915 году часть кружковцев ушла на войну, но рабочий кружок всё равно работал. После революционная реальность. 20-е годы 20 века — страшные времена. Население заводского посёлка просто боролось за физическое выживание. Народ был измучен войнами, голодом, нуждой.
Но театральный кружок всё же работал. В 1923 году при нём организовали агитбригаду под названием «Синяя блуза». Кружковцы стали ездить вместе с агитаторами ревкома по районам.
На спектакль продавали билеты за необычную цену: яйцо, хлеб, муку или связку лука. В 20-х годах были поставлены спектакли «Хлеба и зрелищ»; «На дне», «Мещане», «Дети солнца» Горького; «Чужие» Потапенко; «Савка» Андреева. Заведующим клубом в тот непростой период был Пётр Степанович Тютин, он же был режиссёром и художником.
После 1929 года театр лишился своего одноэтажного кирпичного здания — клуб перевели в деревянное здание конторы лесничества, стоящее в начале Салдинской улицы (ныне это улица Энгельса). В ветхом домишке зимой было холодно, и часто клуб был закрыт.
Но в 1931 г. был построен новый Дворец и театр легко обживал это пространство.
Во время Великой Отечественной войны театральный кружок продолжал свою работу под руководством Виктора Ивановича Усольцева. Здание клуба имени Ленина в 1942 году занял госпиталь… Участники кружка репетировали в старом сарае.
Когда госпиталь перебазировали в другой город, собрали не только больничный скарб, но и практически всё имущество клуба: ковры, дорожки, зеркала, шторы, даже личные вещи салдинцев. Директор клуба Капитолина Павловна Исунина прибегла к помощи милиции и вернула пару зеркал и сценические дорожки.
После эвакуации госпиталя в 1942 году театр вернулся в клуб. Всю войну на салдинских подмостках шли репетиции, состоялось 14 премьер.
За зданием Дворца находится и любимый горожанами городской стадион.
Больше почитать о городе Нижняя Салда можно здесь: ТОП 17+ достопримечательностей Нижней Салды