Билимбай — уникальная по своей исторической значимости территория для Свердловской области и России в целом, образец горнозаводского поселения, единственное место в Свердловской области, которое заложили Строгановы.
Целый комплекс культурно-исторических объектов размещен на его территории. Часть из них — Свято-Троицкий храм и Билимбаевский чугуноплавильный завод — имеют статус памятников федерального и областного значения.
Поселок знаменит и тем, что в годы Великой отечественной войны здесь велись научные разработки первого реактивного самолета БИ-1 (Гагарин отметил впоследствии роль этого изобретения в космонавтике).
Билимбай: история
Билимбай – поселок с богатой историей освоения Урала, на своем примере показывающий, как строились города-заводы, возводились храмы, сохранялись леса.
В начале XVIII века династией Строгановых в поселке Билимбай был заложен их первый чугуноплавильный завод на реке Билимбаихе – правом притоке реки Чусовой. Завод в свое время стал одним из передовых и лучших в России и Европе.
Построенный в XIX веке великолепный Свято-Троицкий Храм считался самым большим в горнозаводском Урале. Это один из трех Храмов Воинской Славы, которые Строгановы построили в Санкт-Петербурге, в Москве и в поселке Билимбай в честь Победы русского народа в войне над Наполеоном.
Билимбай – пересечение четырех дорог на границе Европа-Азия:
- водный путь — Река Чусовая
- сухопутный маршрут — Московско-Сибирский Тракт
- железнодорожная магистраль — Транссиб
- дорога в космос
В годы Великой Отечественной войны именно в Билимбай, что в переводе с башкирского означает «Богатый знанием», в стены Свято-Троицкого Храма по приказу Сталина были эвакуированы секретные конструкторские бюро и лучшие умы — первопроходцы реактивной авиации, будущие создатели ракетного щита, первооткрыватели космического пространства. Именно здесь был создан первый в мире военный реактивный самолет-ракета БИ-1, который поднял в воздух на аэродроме Кольцово летчик испытатель Г.Бахчиванджи.
На небольшой территории поселка уникальным образом сохранился симбиоз многовековой истории освоения Урала, прекрасной природы и творений человека. В поселке с развитой инфраструктурой, удобной логистикой и удаленностью от Екатеринбурга всего 60 км, сформировалось три основных направления культурно-познавательного туризма: архитектурно-историческое, природно-географическое, военно-патриотическое.
- Архитектурно-историческое направление с объектами культурного наследия Строгановской эпохи федерального и областного значения — Свято-Троицкий Храм, часовня Александра Невского, Строгановский театр, комплекс зданий чугуноплавильного завода;
- Природно-географическое направление – Уральский хребет, вековые леса, река Чусовая, которая пересекла границу Европы-Азии; прохождение знаменитого старинного сухопутного маршрута Сибирского тракта и самой длинной железной дороги в мире — Транссибирской магистрали.
- Военно-патриотическое направление, связанное с историей создания в годы ВОВ первого в мире военного реактивного самолета БИ-1, работой ученых в пос. Билимбай, которые впоследствии создали весь ракетно-космический комплекс Советского Союза.
Туристический маршрут: «Все дороги ведут в Билимбай»
В сентябре 2017 года по итогам конкурса, организованного Центром развития туризма Свердловской области и Екатеринбургской епархией, в номинации «Маршрут, связанный с храмовой культурой, архитектурой и иконописью на территории Свердловской области» одним из лучших маршрутов признан проект «Все дороги ведут в Билимбай». Разработчиком маршрута стал Фонд «Строганофф».
Маршрут рассчитан на один день. В любое время года можно ознакомиться с памятниками истории и архитектуры, размещенными на территории поселка: узнать судьбу Храма Святой Троицы, историю развития горнозаводского Урала на примере Билимбаевского чугуноплавильного завода, посетить музей Дома народной культуры, увидеть макет первого в мире военного реактивного самолета-ракеты БИ-1 и др.
Билимбай: достопримечательности
Билимбаевский чугуноплавильный завод Строгановых
Билимбаевский завод был основан Строгановыми при маловодной реке Билимбаихе для снабжения чугуном и железными изделиями своих прикамских солеварен. 17 июня 1734 г. доменная печь выдала первый чугун. Этот день стал считаться датой основания поселка.
Река Чусовая
Земли вдоль реки Чусовой были подарены Строгановым по царской жалованной грамоте 1558 г. Иваном Грозным. В XVIII-XIX вв. Чусовая являлась главной транспортной «магистралью» по доставке чугуна с Урала в центральную часть России и Европу.
Московско-Сибирский тракт
Билимбаевский чугуноплавильный завод был построен на главной российской дороге – на Московско-Сибирском тракте, который протянулся на 8332 версты и стал самой протяженной дорогой в мире. В 1824 г. Билимбай посетил император Александр I, где пробыл чуть больше суток, успев ознакомиться с основными объектами в поселке.
Свое название Билимбай получил от реки Билимбаихи, на которой был построен чугуноплавильный завод. Через Билимбаиху перекинут мост по направлению следования Московско-Сибирского тракта. Мост построен в начале XX века, о чем свидетельствует надпись на мосту – 1909.
Здание железнодорожного вокзала
Билимбаевский железнодорожный вокзал является одним из старейших пассажирских зданий магистрали: деревянный вокзал и водонапорная башня были построены в 1909 г. при строительстве железнодорожной ветки «Пермь – Кунгур – Екатеринбург».
Плотина и комплекс зданий чугуноплавильного завода
Комплекс Билимбаевского завода, включая Свято-Троицкую церковь и колоритный доменный цех, строившиеся почти одновременно, можно отнести к ряду выдающихся произведений уральского зодчества эпохи классицизма.
Остов Строгановского театра
В 1862 г. в Билимбае был открыт заводской театр. Содержался театр на средства завода. В качестве артистов выступали заводские служащие и учителя. Он был настолько популярен и известен, что на его спектакли съезжались зрители из Шайтанки, Утки, Ревды и близлежащих деревень.
Дом управляющего заводом Н.А. Тунева, ныне почта
«Просвещеннейшим, вдумчивым и опытным» называл Дмитрий Иванович Менделеев управляющего Билимбаевским округом Н.А.Тунева. Хороший инженер, выпускник Императорского Московского технического училища Николай Александрович остался верен Билимбаевскому заводу до конца жизни.
Роща Могилица
В 1843 году, под руководством обер форстмейстера И.И. Шульца, была заложена дичками сосны роща «Могилица» в центре Билимбая. Было высажено 28 тысяч саженцев сосны. В повторной посадке деревьев в роще участвовал ученый Д.И.Менделеев во время визита на Билимбаевский завод в 1899 г.
Храм во имя Живоначальной Троицы
Свято-Троицкая церковь в Билимбае была заложена в 1820 г. Существует две версии об авторстве проекта храма. По одной храм построен по проекту А.Воронихиина – автора Казанского собора в Петербурге, по другой – по проекту И.Свиязева, старшего архитектора на сооружении Храма Христа Спасителя в Москве. Свято-Троицкий храм был самым величественным, самым красивым и богатым во всей округе.
Строгановы не только строили монастыри и храмы, но и содержали их в своих имениях на собственные средства. В Билимбай ими была привезена храмовая икона Божией Матери «Скоропослушница». Этот список был написан благочестивым иноком с Чудотворной иконы Скоропослушница, находящейся в Монастыре Дохиар на Святой Горе Афон.
Чудотворная Билимбаевская храмовая икона Божией Матери «Скоропослушница» (сейчас находится в Приходе во имя Георгия Победоносца в с. Слобода) была, по воспоминаниям старожил, найдена Августой, жительницей поселка Елани, после прихода ей во сне Божией Матери.
Еще одной Святыней в Билимбаевском храме является Распятие Христа, случайно найденное через десятки лет после закрытия храма в советское время. В 2003 г. Распятие замироточило, что было зафиксировано Екатеринбургской Епархией.
Выставочный комплекс Фонда «Строганофф»
17 декабря 2015 г., в день ракетных войск стратегического назначения, Фонд открыл выставочную экспозицию, где представлены материалы о достопримечательностях поселка, о легендарных конструкторах и летчиках, которые разрабатывали новое вооружение в годы ВОВ. В Зале искусств представлены картины российских художников об Урале, а также работы Билимбаевской мастерицы – керамические игрушки на разные тематики, в том числе зарождения космоса в Билимбае.
Полномасштабный макет реактивного самолета БИ-1
«БИ-1» — ближний истребитель конструкции А.Я.Березняка, А.М.Исаева, первый реактивный самолет, который создавался для быстрой и эффективной борьбы с вражескими бомбардировщиками. Разработка и первые испытания велись с конца 1941г. КБ Болховитинова в Билимбае на эвакуированном заводе №293. Конструкторское бюро находилось в стенах Свято-Троицкого храма.
15 мая 1942 г. с аэродрома «Кольцово» г. Свердловск взлетел первый военный в мире реактивный истребитель «БИ» с ракетным двигателем. Это событие стало началом эры реактивных полетов в мировой воздушной практике. Пилотом «БИ» был капитан Григорий Яковлевич Бахчиванджи, уроженец ст. Бриньковской Приморско-Ахтарского района Краснодарского края.
На Доме по адресу ул. Бахчиванджи 1, где располагается выставочная экспозиция, установлена в 75-летний юбилейный год мемориальная доска Герою Советского Союза Г.Я. Бахчиванджи.
Часовня Александра Невского, заложена в 1843 г.
Поселок Билимбай сохраняет до наших дней объемно-планировочную структуру и пространственный образ, характерные для уральских городов-заводов XVIII- первой половины XIX веков, что представляет большую градостроительную ценность. Президент Российской академии архитектуры и строительных наук Александр Кузьмин после посещения Билимбая в апреле 2016 г. сказал: «В России такого практически не осталось. Да и в мире тоже…»
Билимбай: как добраться?
- На автомобиле по Московскому тракту к западу от Екатеринбурга около 57 км. Повернуть по указателю на Первоуральск. Проехав через город, миновав плотину пруда, продолжать движение по дороге. Чем 15 минут окажетесь в Билимбае. Время в пути от 1 до 1,15 часа.
- Рейсовые автобусы с Северного автовокзала Екатеринбурга до Билимбая. Среднее время автобуса в пути ~ 1 ч. 42 мин.
- Пригородный электропоезд от Екатеринбурга в направлении Кузино, Шали. Выйти на станции Билимбай. Среднее время в пути 1 час 10 минут.