Want create site? Find Free WordPress Themes and plugins.

Воскресенская церковь открывает центральный архитектурный ансамбль Соликамска, находясь — чуть впереди — между Троицким собором и Соборной колокольней. Издавна, с XVI века, на этом месте стояли деревянные храмы — Успенская и Рождественская церкви, они были уничтожаемы пожаром пять раз, спасать удавалось только утварь и иконы. Последнюю деревянную Рождественскую церковь возвели в 1688-90 гг. Однако в 1711 году она опять сгорела. Устав от пожаров, прихожане решили не скупиться, а построить храм из кирпича. Тем более что к тому времени почти все церкви Соликамска были каменными. Вместо двух отдельно стоящих храмов замыслили поставить один и устроить большой придел.

   Где остановиться в Соликамске?

31 июля 1713 года архиепископ Вятский и Великопермский Дионисий дал храмозданную грамоту, и в следующем году церковь была заложена. Сначала отстроили придел во имя Воскресения Христова и освятили его 10 декабря 1721 года. Значительно позднее из-за нехватки средств — в 1752 году — возвели летнюю церковь во имя Рождества Христова. Но прихожане по привычке называли весь храм Воскресенским. Идя навстречу пожеланиям прихожан, летнюю церковь освятили во имя Воскресения Христова, а зимний придел освятили наново — во имя Рождества.

Такое длительное строительство не прошло даром. Оно отразилось прежде всего в декоративном оформлении фасадов церкви. Декор Рождественского придела перекликается с убранством Троицкого и Крестовоздвиженского соборов, Богоявленской церкви. В строгих наличниках позднего летнего храма видны новые веяния в архитектуре послепетровского времени. Стены его венчались широкими полукружиями с окнами-люкарнами.

Воскресенская церковь сложна в плане: к главному, возвышающемуся, храму с севера примыкает теплый придел, у каждого из них — алтарные полукружия, с запада, объединяя оба храма, идет галерея-трапезная с большими окнами, над которой высилась семиярусная колокольня. Вход в церковь был нетрадиционный — с юга. У придела была одна глава, у основного храма — пять. Они выделялись ярусной формой вытянутых барабанов. Четыре угловые барабана были глухими, центральный — световым.

В результате позднейших перестроек церковь утратила первоначальный облик. Разобраны главы и колокольня. На летнем храме убраны полукружия с окнами-люкарнами, сейчас это просто двусветный четверик, перекрытый сомкнутым сводом. Утрачен алтарь главного храма. В настоящее время, не обнаруживая традиционных глав и колокольни, Воскресенскую церковь часто путают с купеческим особняком, сохранившимся с незапамятных времен. Но даже безглавая, несмотря на значительные утраты, Воскресенская церковь органично вписывается в центральный архитектурный ансамбль Соликамска.

Это был один из самых больших соликамских храмов. Колокольня с пятью колоколами возвышалась над торговой площадью. Вся церковь находилась на высоком подклете, служившем для складки купеческих товаров. Приход был очень богат: большинство его прихожан составляли купеческие фамилии. Помимо них, вклады делались приезжавшими в Соликамск и следовавшими через него в Сибирь и назад торговцами, заказывавшими молебны «на обережение в пути».

В Воскресенской церкви было немало древних образов, украшенных серебряными окладами с самоцветными камнями и золотыми венцами. Один из венцов — к иконе Премудрости Слова Божия — был пожертвован в 1692 году боярыней Е.П. Нарышкиной, матерью тогдашнего соликамского воеводы. В церкви находился замечательный образ мученицы Параскевы, особенно чтимый соликамцами и окрестными жителями, которые в праздник Девятой пятницы приходили на поклонение ему из дальних мест Соликамского и Чердынского уездов. В числе церковной утвари был позолоченный крест с одиннадцатью частицами святых мощей. Интерьер церкви украшали деревянные скульптуры.

После потери Соликамском торгового значения и переселения значительной части купцов в другие города приход Воскресенской церкви беднеет, вклады делаются редко и невеликие. В XIX веке храм приписали к Троицкому собору, и служба в нем велась только по праздникам. Доходов поступало немного. Однако на обновление церкви, иконостаса, ремонт и покраску средства находили. Порой даже слишком усердствовали.

Академик архитектуры П.П. Покрышкин, побывавший в Соликамске в конце лета 1917 года, отметил: «В Воскресенской церкви великолепный иконостас искажен розовой покраской, позолотой и заменой старой превосходной резьбы новою плохой; при исправлении переплетов Евангелий перепутаны их оклады: на Евангелии 1775 года помещен оклад 1717 года и наоборот; аналойная икона Рождества Христова, первоклассных писем царских иконописцев конца 17 века, сильно испорчена грубым обновлением главного изображения». За это строго выговорено церковному причту и велено впредь для подобных работ приглашать специалистов из Москвы. Что и было запланировано на следующий, 1918 год. Но к тому времени стало не до церковного убранства.

В Соликамске провозгласили Советскую власть. Началась борьба с религией, постепенно — один за другим — храмы в городе закрывались. В конце 1920-х годов была разогнана и община верующих Воскресенской церкви. Еще раньше власти «пограбили» ее богатую утварь, переплавили серебряные изделия, прибрали самоцветы. Деревянная скульптура была вывезена в Пермь и выставлена в художественной галерее, где она находится и поныне. Наиболее известен среди нее «Сидящий Христос», отмеченный А.В. Луначарским в 1928 году как «замечательное художественное произведение»: «Сидящий Христос не столько задумчивый, сколько как бы далеко ушедший от мира, старающийся все перетерпеть».

В начале 1930-х годов иконостас Воскресенской церкви, ее главы и колокольню уничтожили, «дабы ничто более не напоминало религиозное сооружение». В здании разместилась ватная фабрика, с 1940-х годов ее сменил пимокатный завод. Позднее — фабрика по пошиву обуви. С 1995 года, после ремонта и соответствующего приспособления помещения, в здании Воскресенской церкви находится отдел фондов музея и городской выставочный зал. Готовится проект реставрации храма, планируется восстановление утраченных частей.

Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.
Наш Урал
Портал «Наш Урал» - единственный ресурс в интернете, который в течение 10 лет предоставляет проверенную и достоверную информацию о достопримечательностях всего Уральского региона: от Полярного Урала до Казахстана. На портале можно получить информацию не только туристических возможностях Урала, но и о том, какие события происходят на Урале, где можно попробовать уральскую кухню, какие уральские подарки привезти с Урала. Кроме всего этого мы издаем самые лучшие книги об Урале.