Ослянка, наконец, мы до нее добрались! Это была непростая история.

Ослянка — самая высокая гора и единственный тысячник Среднего Урала. Трудно добраться до нее в формате похода выходного дня, а других у меня в этом сезоне, к сожалению, не получается. Но хочется, в том числе из-за наличия родового незакрытого гештальта: в мае 1977 года на Ослянку ходила с турклубом УрГУ моя мама, и маршрут они не прошли. Не смогли перейти разлившуюся реку Сухую, затем вышли на лесовозную дорогу, где их подобрала охрана ИТЛ — на лесозаготовках вокруг Ослянки тогда работали заключенные, и была целая сеть лагерей. Солдаты ВВ приютили туристов в казарме, потом явилось начальство, покарало солдат, а студентов отправило восвояси подальше из этих мест.

В июне 2021 мы с сыном и двумя друзьями собрались пройти примерно тем же маршрутом. Подъехали на машине с востока, стороны Средней Усьвы, по лесовозным дорогам — леспромхоз с этой стороны действует, работают теперь вольняшки. Через Першинские болота идти не хотелось, поэтому взяли южнее. Планировали пройти 8 км до Сухой, поставить лагерь, на следующий день 10 км до вершины. На карте обозначены просеки и дороги, но… по факту их там нет. Все карты, включая генштабовские, показывают местность по состоянию на 40 лет назад. Дороги заросли плотным молодым лесом, двигаться по ним невозможно — по окружающей тайге и то идти легче. Болотистая почва, поваленные деревья, скорость 2 км/ч. В общем, до Сухой мы тогда дошли, лагерь поставили, но идти дальше до вершины двое членов группы отказались. Пришлось возвращаться.

Разумеется, душа требовала реванша, и в минувшие выходные мы в сокращенном составе повторили попытку. Решили заехать с западной стороны, от Кизела. Выехали в пятницу, хотели доехать до бывшей деревни Большая Ослянка, оттуда до вершины 12 км — это самый короткий маршрут. От Кизела к Большой Ослянке ведет грунтовая дорога, по которой первые 30 км на моей дастер-подобной машине проехать можно (на второй передаче, за 2 часа), а дальше нас не пустили полуметровые водоемы на дороге. Пришлось свернуть к базе «Рассольный», куда дорога лучше. Приехали туда в полночь, и тут начались приключения.

Маршруты на Ослянку

Хозяин базы показал место на берегу Косьвы, где можно разместиться. Только мы поставили палатки и сели ужинать — приехали две компании кизельских рыбаков (по крайней мере, так они сами себя позиционировали) и расположились прямо рядом с нами. Мы попытались лечь спать, но не тут-то было… Рыбаки хотели веселья. Быстро доведя себя до кондиции, они стали петь песни («Голуби летят над нашей зоной, / Голубям нигде преграды нет» — это было исполнено раз 50), драться между собой, кататься на мотоцикле «Урал» в полной темноте. В конце концов, они уронили мотоцикл под обрыв, другая компания рыбаков стала помогать его вытащить, и так далее. В общем, поспать нам удалось 1 час уже под утро.

Утром любезный хозяин базы показал нам дорогу, предупредил о медведях («особенно наглые с белой холкой, выходят на дорогу и не боятся»), и мы пошли. По идее нужно было брать с собой всю поклажу и ставить лагерь на лугах, в воскресенье штурмовать гору, спускаться и ехать обратно — но на такой вариант у нас не было сил и запаса времени, поэтому пошли налегке, одним днем. Спасибо хозяину базы — он расчистил дорогу до Ослянки от растительности, и по ней можно идти в нормальном темпе.

Следы больших медведей попадались обильно (вокруг Екб и на Южном Урале я таких больших не видел), переходимые вброд реки были ледяными, тайга вокруг — совершенно безлюдна. Мы прошли 18 км, миновали луга, вышли на курумник, но на штурм вершины времени уже не оставалось. Не дойдя 4 км до вершины, мы повернули назад, в общей сложности пройдя за день 37 км. Переночевали рядом с базой, уже без приключений, и поехали назад.

Медведи здесь крупные с белой холкой
Противо-медвежий набор: фальшфейер и пол-литра перцового газа с дальностью 8 м

Теперь я хорошо информирован об окрестностях Ослянки, о наследии кипевшей там лагерной жизни, отпечаток которой хорошо виден как на людях, так и на местности, о годных и негодных путях к вершине… нужно будет вернуться туда еще раз, чтобы поставить в этой истории точку.

По дороге обратно я думал о том, как прекрасно, что от нашего города можно за несколько часов добраться до столь диких и колоритных мест, а в понедельник вернуться в офис и продолжить заниматься онтологическим моделированием; как здорово, что не везде еще есть заповедники, природные парки и размеченные тропы (я ничего против них не имею, но они должны быть не везде); как быстро природа возвращается к дикости и как долго хранит отпечаток дел человеческих.

Среди леса встречаются следы производственных драм полувековой давности. Например, из земли торчат куски металлических тросов, валяются какие-то запчасти: видно, что здесь вытаскивали застрявший транспорт, чинили порванные гусеницы. Земля разворочена колеями: среди них выросли уже довольно толстые деревья, но сами колеи отлично видны, местами они стали руслами ручьев. Остатки мостов на реках, деревянные дороги-лежнёвки, развалины бараков и казарм, виденные мной на маминых фотографиях, за полвека не исчезли, по-прежнему видны и наводят на самые разные мысли.

Автор: Сергей Горшков

Исходный текст: https://www.facebook.com/GorshkovSerge/posts/1521345298208377

Интересно? Расскажи друзьям!
2 комментариев
старые
сначала новые популярные
Inline Feedbacks
View all comments
Игорь
6 дней назад

1119 метров? Лучше на Иремель Высота над уровнем моря: 1 589 м

Антон
1 минута назад
Reply to  Игорь

Так до Иремеля еще доехать надо. С среднего урала до южного день будешь только ехать