Железнодорожная станция/ рабочий поселок железнодорожников Косью находится между Печорой и Интой, в 2 км от одноименной реки.

Возникла в конце 1930-х – начале 1940-х гг. как лагерное поселение Севжелдорлага («Печорстрой НКВД»), основной функцией которого было строительство, а позднее обслуживание Северо-Печорской железной дороги. В 1942 году силами заключенных Печорлага был построен железнодорожный мост через р.Косью; по обеим сторонам его на левом берегу реки кое-где еще сохранились остатки строений лагпунктов «зоны» его строителей (сейчас там «дачи» местных рыбаков). На берегу Косью, рядом с современным кладбищем, уцелели остатки старого кладбища заключенных.

В 1952 году Косью получил статус поселка городского типа. В 50-е годы здесь располагалось паровозное депо, где работало 200 человек. Тогда в поселке было более 3000 жителей: добротные деревянные дома, лесничество, школа-семилетка, больница и роддом, клуб, библиотека, магазины, столовая, баня, почта и сберкасса, дом отдыха паровозных бригад — жители называли свой поселок Косьюградом. Позже для железнодорожников были построены два пятиэтажных кирпичных дома.

В 1950-е, на заре уральского туризма, станция Косью была главным «портом» — отправной и конечной точкой почти всех туристических маршрутов к Большому Уралу, а река Косью – главной дорогой к Народной и Манараге.

Для жителей поселка это была возможность подработать на заброске туристов. «От станции Косью до устья Вангыра … целесообразно проехать на моторной лодке, о найме которой надо заранее списаться с поселковым Советом Косью» — писал в 1959 году А.О.Кеммерих в путеводителе «Приполярный Урал». Вверх по реке уходило, бывало, по нескольку групп в день; столько же собиралось в ожидании поезда на станции – для них поселок Косью был «воротами в цивилизацию». Особенно зимой: в февральские сорокаградусные морозы маленькие деревянные станции были просто счастьем для усталых и замерзших туристов.
Многие до сих пор помнят и поселковую столовую в Косью, и уютное помещение станции с просторными фанерными диванами и настоящей оранжереей из пальм в горшках. В станционном магазине можно было купить не только стандартные продукты на дорогу, но и такие деликатесы, как оленья колбаса.
1957 г. Группа студентов МГУ (ДСО «Буревестник») в Косью.
Шли годы. Железная дорога перешла на тепловозную тягу, и паровозное депо в поселке Косью закрыли. Десятки старых паровозов до конца прошлого века еще стояли в тупике на «запасном пути», потом их куда-то перегнали.

1999 г.

Вместе с работой станцию покидали люди; оставшиеся переселялись из деревянных развалюх в пятиэтажки. К 1998 году Косью из поселка «усох» до сельского населённого пункта.

В 2006 г. в путеводителе для туристов мы писали: «на станции Косью останавливаются рабочие и пассажирские поезда, которыми можно уехать на север до ст.Инта или на юг до ст.Печора. На станции есть зал ожидания, дежурный поможет при посадке в проходящий поезд. В поселке есть магазин, где туристы могут закупить продукты на дорогу». Билетных касс на станциях тогда уже не было — «оптимизировали», и купить билеты можно было только в общем вагоне поезда.

К концу «нулевых» в Косью оставалось уже меньше сотни жителей, вмещающихся в одну пятиэтажку.

Кроме работы на железной дороге, людей здесь держит дикая северная природа, да воля, да ушедшее прошлое.

Недалеко от станции, на притоке р.Косью речке Изьяю, расположена лодочная станция – летом, пожалуй, более людное место, чем бывший поселок. Закрылся последний магазин.

В этом году поселок Косью официально закрывают – как закрыли когда-то Кожим-рудник. Как и в Кожиме, здесь останутся одни «дачники»-пенсионеры в деревянных домишках. Ну, и память о бывших «воротах в Большой Урал». И, конечно же, очередное громадьё планов по развитию туризма на севере России в целом и в Коми в частности.
Мост через Косью. 2019.
Автор: Елена Шубницина
фотографии автора 
Интересно? Расскажи друзьям!
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments