Возможно, это изображение (на открытом воздухе)Железнодорожная станция/ рабочий поселок железнодорожников Косью находится между Печорой и Интой, в 2 км от одноименной реки.Возможно, это изображение (один или несколько человек и на открытом воздухе)
Возникла в конце 1930-х – начале 1940-х гг. как лагерное поселение Севжелдорлага («Печорстрой НКВД»), основной функцией которого было строительство, а позднее обслуживание Северо-Печорской железной дороги. В 1942 году силами заключенных Печорлага был построен железнодорожный мост через р.Косью; по обеим сторонам его на левом берегу реки кое-где еще сохранились остатки строений лагпунктов «зоны» его строителей (сейчас там «дачи» местных рыбаков). На берегу Косью, рядом с современным кладбищем, уцелели остатки старого кладбища заключенных.
В 1952 году Косью получил статус поселка городского типа. В 50-е годы здесь располагалось паровозное депо, где работало 200 человек. Тогда в поселке было более 3000 жителей: добротные деревянные дома, лесничество, школа-семилетка, больница и роддом, клуб, библиотека, магазины, столовая, баня, почта и сберкасса, дом отдыха паровозных бригад — жители называли свой поселок Косьюградом. Позже для железнодорожников были построены два пятиэтажных кирпичных дома.
В 1950-е, на заре уральского туризма, станция Косью была главным «портом» — отправной и конечной точкой почти всех туристических маршрутов к Большому Уралу, а река Косью – главной дорогой к Народной и Манараге.
Возможно, это изображение (5 человек, люди стоят и текст «слева направо: пучков B., саратов ю., сурков B., ождихин м., M. маклецов A.»)
Для жителей поселка это была возможность подработать на заброске туристов. «От станции Косью до устья Вангыра … целесообразно проехать на моторной лодке, о найме которой надо заранее списаться с поселковым Советом Косью» — писал в 1959 году А.О.Кеммерих в путеводителе «Приполярный Урал». Вверх по реке уходило, бывало, по нескольку групп в день; столько же собиралось в ожидании поезда на станции – для них поселок Косью был «воротами в цивилизацию». Особенно зимой: в февральские сорокаградусные морозы маленькие деревянные станции были просто счастьем для усталых и замерзших туристов.
Возможно, это изображение (один или несколько человек и люди стоят)
Многие до сих пор помнят и поселковую столовую в Косью, и уютное помещение станции с просторными фанерными диванами и настоящей оранжереей из пальм в горшках. В станционном магазине можно было купить не только стандартные продукты на дорогу, но и такие деликатесы, как оленья колбаса.
Возможно, это изображение (один или несколько человек, люди стоят, на открытом воздухе и текст «фото 2 в кось-ю пo дороге в столовую»)
1957 г. Группа студентов МГУ (ДСО «Буревестник») в Косью.
Шли годы. Железная дорога перешла на тепловозную тягу, и паровозное депо в поселке Косью закрыли. Десятки старых паровозов до конца прошлого века еще стояли в тупике на «запасном пути», потом их куда-то перегнали.
Возможно, это изображение (поезд и железная дорога)
1999 г.
Вместе с работой станцию покидали люди; оставшиеся переселялись из деревянных развалюх в пятиэтажки. К 1998 году Косью из поселка «усох» до сельского населённого пункта.
В 2006 г. в путеводителе для туристов мы писали: «на станции Косью останавливаются рабочие и пассажирские поезда, которыми можно уехать на север до ст.Инта или на юг до ст.Печора. На станции есть зал ожидания, дежурный поможет при посадке в проходящий поезд. В поселке есть магазин, где туристы могут закупить продукты на дорогу». Билетных касс на станциях тогда уже не было — «оптимизировали», и купить билеты можно было только в общем вагоне поезда.
К концу «нулевых» в Косью оставалось уже меньше сотни жителей, вмещающихся в одну пятиэтажку.
Возможно, это изображение (небо)
Кроме работы на железной дороге, людей здесь держит дикая северная природа, да воля, да ушедшее прошлое.
Недалеко от станции, на притоке р.Косью речке Изьяю, расположена лодочная станция – летом, пожалуй, более людное место, чем бывший поселок. Закрылся последний магазин.
Возможно, это изображение (озеро, природа и дерево)
Возможно, это изображение (на открытом воздухе)
В этом году поселок Косью официально закрывают – как закрыли когда-то Кожим-рудник. Как и в Кожиме, здесь останутся одни «дачники»-пенсионеры в деревянных домишках. Ну, и память о бывших «воротах в Большой Урал». И, конечно же, очередное громадьё планов по развитию туризма на севере России в целом и в Коми в частности.
Возможно, это изображение (мост, природа и водоем)
Мост через Косью. 2019.
Автор: Елена Шубницина
фотографии автора 
Интересно? Расскажи друзьям!
Нам нужна ваша помощь!
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments