Село Кын (или Кын-Завод) – один из самых интересных с точки зрения туризма населенных пунктов Урала. Чего в нем только нет: богатая природа, живописные скалы, красавица река Чусовая, многочисленные памятники истории. Кын можно смело назвать настоящим музеем-заповедником под открытым небом.
Слово «кын» означает на коми-пермяцком языке «холодный», «мерзлый». Кстати, одна из гор в Кыне также называется Мерзлой горой. Это не случайно. Село раскинулось в ущелье, по которому стекает холодный воздух. Поэтому климат в Кыне достаточно холодный. Село небольшое. Число жителей – около одной тысячи человек.
Кын находится в Пермском крае, на самой популярной среди туристов-водников уральской реке Чусовой. Поблизости от Кына на реке Чусовой находятся такие красивые камни, как Великан, Печка, Денежный, Стеновой, Мултык. В прошлые века во время сплава барок с металлом уральских заводов об эти камни-бойцы разбилось немало судов.
Приплывающих по реке туристов в Кыне встречает сложенная из огромных каменных блоков пристань. Ее общая длина – 37 метров, а высота достигает 3,5 метров. Раньше к ней причаливали плывшие по весенней Чусовой барки с продукцией уральских заводов – так называемые «железные караваны». Летом в межень вода Чусовой не доходит до блоков пристани и к ней можно подойти по суше.
Самое главное украшение Кына – Свято-Троицкая церковь. Несмотря на то, что еще с советских времен она находится в плачевном состоянии и нуждается в восстановлении, она выглядит очень красиво и оказывает положительное впечатление на бывающих в Кыне туристов. Каждый непременно спешит сфотографировать ее на память.
Построенная в 1864 году на средства графа С.Г. Строганова церковь в настоящее время не функционирует. Но если еще сравнительно недавно в нее можно было беспрепятственно попасть и посмотреть на остатки фресок, то сейчас все входы в нее закрыты.
В селе достаточно хорошо сохранился целый архитектурный комплекс старинного железоделательного завода. Он самый полный в Пермском крае.
Кыновский завод был основан Строгановыми в 1759 году, проработал до 1911 года. Заводские механизмы приводились в движение силой воды. Поэтому речка Кын была запружена плотиной. В настоящее время пруд спущен, от плотины остались лишь кое-какие руины. На дне бывшего пруда сейчас раскинулся луг, на котором привольно себя чувствуют лошади и коровы местных жителей.
Средняя плотина (название объясняется тем, что плотин на реке Кын было несколько) существовала до 1930-х годов.
В 1862 году в Кыне произошла крупнейшая в его истории авария. В результате сильного наводнения были размыты все находящиеся на реке Кын плотины, в том числе Средняя. Хлынувший водяной вал разрушил большинство заводских строений.
Сейчас на месте плотины можно увидеть насыпь, бревенчатые срубы и сваи, подпорную каменную стенку. Также угадывается котлован заводского пруда.
Ниже останков плотины сохранились кое-какие заводские корпуса.
Самое красивое здание в Кыновском архитектурном ансамбле – здание провиантского магазина 1830-х годов постройки. К сожалению, имя архитектора, построившего этот памятник архитектуры, краеведы выяснить не смогли. Здание сложено из местной тесаной каменной плитки. Здесь хранились различные запасы (железо, зерно и т.д.). Кыновский провиантский магазин – один из старейших и интереснейших образцов горнозаводской архитектуры Урала. После реставрации в этом уникальном здании планируется поместить экспозиции музея.
К зданию амбара примыкает корпус паровых машин. Он был построен в 1830-е годы. В 1862 году из-за наводнения корпус паровых машин был сильно разрушен, поэтому в 1870-х годах он подвергся реконструкции.
Поблизости можно посмотреть здание, в котором размещались слесарня и кузница. Сначала (в 1820-х годах) это были два разных здания, но позже (1840) их объединили в одно длинное.
Из старинных зданий Кыновского завода хуже всего сохранилось здание пожарной. В 2001 году у нее рухнула крыша. Сейчас здание 1880-х годов постройки представляет собой руины.
В деревянном здании бывшей заводской чертежной сейчас располагается сельский клуб и неплохой музей. Кстати, это здание было оплотом культуры еще с середины XIX века. В помещении заводской чертежной показывал спектакли любительский театр. Также выступали хор и камерный оркестр. Внутри здания сохранились некоторые элементы внутренней отделки помещений XIX века.
Еще одно любопытное старое здание из дерева – караульная изба. Это совсем небольшая избушка на каменном фундаменте, построенная еще в середине XIX века. Раньше в ней сидели сторожа, наблюдавшие за порядком на Кыновском заводе.
Кын оставил заметный след в истории России. В 1864 году в нем открылось первое во всей стране кооперативное общество потребителей. Фактически – первая российская фирма. В потребительское общество вошли рабочие завода. Цены здесь были значительно ниже, чем у торговавших по соседству купцов. До наших дней сохранилось здание кооперативной лавки. Сейчас это деревянное здание бесхозное, недавно было законсервировано, чтобы избежать разрушения. На здании размещена мраморная табличка, подчеркивающая значимость этого домика.
Население Кына сильно пострадало в Гражданскую войну. Кын несколько раз переходил от красных к белым и наоборот. И каждый раз это сопровождалось кровопролитиями. В селе и около него находятся несколько братских могил расстрелянных заложников с обоих сторон конфликта.
Один из памятников расстрелянным одиннадцати жителям стоит над братской могилой у подножия скалы Гребешок, которая находится чуть ниже Кына по течению Чусовой. А на самой скале до сих пор можно разглядеть следы окопов, в которых оборонялись солдаты.
Всего в Кыне три братские могилы красноармейцев (помимо Гребешка у въезда в село и в сквере возле школы). Могилы расстрелянных белых были уничтожены. По некоторым данным они были в ограде Свято-Троицкого храма и около нынешней школы.
Кын – родина уникальных археологических артефактов. Здесь было найдено пять из шести известных в мире бронзовых блях, которые археологи назвали «Медведь в жертвенной позе». Они относятся к загадочному пермскому звериному стилю. В честь этого в Кыне у подножия Плакун горы на левом берегу реки Кын установили памятник «Начало Пермского края».
Второй похожий памятник стоит прямо на берегу Чусовой, в сотне метров ниже пристани. Это памятник сплаву «железных караванов». Он выглядит в виде установленного на постаменте огромного лота – слитка чугуна с шипами. Сплавщики бросали его в воду за баркой, чтобы замедлить бег судна и избежать столкновения со скалами-бойцами.
В 1912 году в Кыне побывал царский фотограф С.М. Прокудин-Горский. Сохранились две выполненные им фотографии села Кын, одна из которых цветная. На снимках видны некоторые из сохранившиеся до наших дней построек. Летом 2011 года команда проекта «Наш Урал» повторила путь этого известного фотографа по реке Чусовой. На нашем сайте можно сравнить, как выглядело село Кын в 1912 году и каким оно предстает сейчас.
В настоящее время правительством Пермского края планируется организовать в Кыне крупный туристический центр. Главный идеолог создания такого центра – известный пермский писатель Алексей Иванов.
Как доехать до Кына?
Село Кын находится в Лысьвенском районе Пермского края, в 92 километрах от Лысьвы. На автомобиле нужно ехать по Пермскому тракту до Кунгура, затем повернуть на город Лысьва. В Лысьве – по указателям на Кын.
До станции Кын можно доехать на пригородном поезде от станций Чусовская или Кузино (ходит дважды в сутки). От станции до села Кын – около 15 километров, которые можно проехать на рейсовом автобусе либо договорившись с местными жителями.
Можно маленьку поправочку внесу, наверно всё таки не в Кыне, а в Кыну.
На карте не тот Кын указан!
Есть 2 Кына: посёлок и село. Рассказ идёт про село, а на карте указан посёлок!