В XVII веке царь Алексей Михайлович Романов и патриарх Никон провели церковную реформу, которая изменила традиции и большую часть канонических правил. Многие  увидели в этом изменение самой веры, поэтому  не приняли нововведений. Они продолжали проводить привычные обряды, за это  их стали называть старообрядцами. Они подвергались гонениям и репрессиям. Им пришлось искать новые земли, куда представители власти не смогли бы добраться. В 17 веке территории Урала еще были плохо заселены, поэтому старообрядцы здесь  нашли для себя приют.

В Верещагинском районе (Пермский край) проживает много старообрядцев. Их культура, быт и традиции имеют свои особенности, в том числе и в питании. С веками у них были выработаны определённые правила приготовления и приема пищи. Старообрядцы считали, что у каждого члена семьи должна быть своя посуда, чтобы сохранять свою индивидуальность. При всем своем радушии, после праздничного обеда они выбрасывали посуду, из которой ел человек, который не соблюдает их традиции. Они были уверены, что предметы пользования, посуда и остатки пищи человека способны передать его внутренний мир. Поэтому считалось, что доедать пищу можно только за тем человеком, который намного превосходит своей мудростью и душевными качествами. (Вещи, к которым прикасался святой, и сейчас почитаются во всех вероисповеданиях как святые реликвии, приносящие удачу.) Есть пищу в «людных» местах считалось нежелательным, поскольку случайные люди могли «сглазить» еду. Если же все-таки приходилось есть при посторонних, то сначала надо было угостить присутствующих, а потом есть самим.
Старообрядцы Верхокамья (и Верещагинский район в том числе) с особым почтением относились к первому караваю, испеченному из муки свежего урожая. Они вспоминают: «Все садились за стол, каждый на свое место. Каравай разрезала бабушка, прислонив его ребром к груди. Начинала резать с нижней корки. Горбушки ели взрослые и парни, девушки не брали: муж будет спать горбом. Все дети дожидались, когда бабушка отрежет второй ломоть. Он назывался растительным. Его ели, чтобы быстрей расти. Третий ломоть — потягунчик, четвертый — ленивый. Не разрешалось оставлять и ронять крошки. Стол находился под божничкой и бабушка говорила: «Боженька все видит».

В питании старообрядцев Урала в XIX–XX вв. основное место занимали мучные, крупяные и мясные блюда. Исконно уральским  блюдом считаются пельмени. Название, по мнению ученых, произошло от слова языка коми пельнянь, которое на русский язык переводится как хлебное ухо (пель – ухо, нянь – хлеб). Пельмени изготавливались вручную с различными начинками.
Как и всюду, на Урале старообрядцы употребляли огородные овощи: лук, капусту, морковь, свеклу, редьку и особенно любили репу. Долго отказывались старообрядцы от картофеля, называя его чертовым яблоком. Из мяса отдавали предпочтение говядине и телятине. Свинину ели редко. Для разнообразия в питание вводили мясо домашних птиц – гусей, уток, индюков. В различных видах употребляли рыбу: варили уху, пекли пироги – рыбники; сушеную и вяленую рыбу брали в дорогу. У старообрядцев был запрет на зайчатину. Из напитков в ходу был квас и брага из овса, пиво из ржаного сусла. Мед употреблялся старообрядцами в пищу как естественный продукт.

Особое место в питании старообрядцев занимали хлебные изделия: караваи и ярушники. Их выпекали из кислого теста, замешанного на гуще от кваса или на мели. Квашню, предназначенную на хлеб, процеживали, «чтобы вкуснее был хлеб». Распространенной пищей были оладьи и пироги, которые ели с маслом, сметаной и медом. По традиции самые вкусные пироги пекли на масленицу. Из теста готовили разнообразные пряники и печенье, которые издавна считались праздничным угощением. Самыми излюбленными считались печатные пряники с узорами, полученными в результате применения деревянных форм – досок с изображениями птиц, животных, розеток.

В Масленицу особым угощением являлись орешки из ячменной или овсяной муки. Тесто для них замешивали на молоке, добавляли масло и яйца. Перед тем как печь в русской печи, их обваливали в сливочном масле.

Старообрядцы издавна неукоснительно соблюдали все церковные праздники, приучая к этому детей, и режим питания у них была согласован с установленными церковными канонами. В пост не использовались горшки, чугуны, сковородки и тарелки, которые были в обиходе в мясоед.
Рождественский (Филиппов) пост длится с 28 ноября по 6 января и установлен ко дню Рождества Христова. Устав о пище в этот пост совпадает с уставом Петрова поста до дня святителя Николая (19 декабря), т. е. рыба позволяется во вторник, четверг, субботу и воскресенье. Если праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря) выпадает на среду или пятницу, то и в этот день разрешается рыба. От дня памяти святителя Николая до предпразднества Рождества, которое начинается 2 января, рыба разрешается только в субботу и воскресенье. В предпразднество Рождества Христова пост соблюдается так же, как в дни Великого Поста: рыба возбраняется во все дни, пища с маслом разрешается только в субботу и воскресенье. В навечерие Рождества (Сочельник) 6 января пища не употребляется до появления первой вечерней звезды, после чего принято есть кутью. Это ритуальное рождественское блюдо славян, каша, сваренная из целых зёрен пшеницы, реже ячменя или других круп, в последнее время — из риса, политая медом, медовой сытью или сахаром, с добавлением мака, изюма, орехов, молока и даже варенья) или сочиво (вареные в меду зерна пшеницы), а также взвар (отварные сухие плоды с сахаром).
В Великий Пост принято с особой строгостью соблюдать первую и Страстную седмицы. В понедельник первой седмицы поста – «Чистый понедельник» – установлена высшая степень поста – полное воздержание от пищи.

В остальные дни недели поста: в понедельник, среду и пятницу – сухоядение (хлеб, вода, фрукты, вареные овощи, компот), вторник, четверг – горячая пища без масла (овощная, крупяная, грибная), в субботу и воскресенье разрешается растительное масло. Если случится память великого святого, тогда во вторник и четверг – пища с растительным маслом, понедельник, среда, пятница – горячая пища без масла. Рыба разрешается два раза за весь пост – в Благовещение Пресвятой Богородицы, «если праздник не выпал на Страстную седмицу», и в Вербное воскресенье. В Лазареву субботу (суббота перед Вербным воскресеньем) разрешается рыбная икра. В пятницу Страстной седмицы принято не вкушать никакой пищи до выноса плащаницы.
Петров пост начинается через неделю после праздника Святой Троицы и заканчивается 12 июля, в день празднования памяти святых апостолов Петра и Павла. Длительность этого поста в разные годы различная и зависит от дня празднования Пасхи. Рыба в данный пост дозволяется, кроме понедельника, среды и пятницы. Понедельник – горячая пища без масла, среда и пятница – строгий пост «сухоядение»: хлеб, вода, фрукты, вареные овощи, компот. В остальные дни – рыбные, крупяные, грибные блюда с растительным маслом. Если случится великий святой в понедельник, среду или пятницу – горячая пища с маслом.

Успенский пост наступает через месяц после Петрова поста. Три праздника – Спаса – «медовый Спас», Преображение Господа Бога и Спаса Иисуса Христа «яблочный Спас» и перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворногого Образа Господа Иисуса Христа – как бы связуют весь Успенский пост. В понедельник, среду и пятницу Успенского поста Устав церкви предписывает питаться в режиме сухоядения, во вторник и четверг можно есть отварные овощи, но без масла; по субботним и воскресным дням разрешается и елей (постное масло). В праздник Преображения Господня по церковному уставу разрешается на трапезе рыба. Было выяснено, что опрашиваемые старообрядцы питаются по старообрядческому обряду с разного возраста: с 8, 21 и 68 лет. Моя бабушка стала соблюдать пост только после выхода на пенсию, объясняя это тем, что ее муж не ест постную пищу, а для приготовления постной пищи требовалось дополнительное время. Моя одноклассница соблюдает пост с 8 лет. Ей нетрудно питаться в пост, так как его соблюдает вся ее семья.
Особый интерес вызвал вопрос о том, какую пищу употребляют старообрядцы в настоящее время в обычные дни. Были получены ответы следующего содержания: «растительную, мясную и молочную пищу (молоко, кефир, хлеб, масло сливочное и растительное, курица, рыба, овощи в основном картошку и морковь, крупы и фрукты)».

Статья написана в рамках  районного историко-краеведческого конкурса исследовательских работ учащихся. Организатор конкурса Верещагинский  районный музейно-культурный центр  https://vk.com/club86493805

Автор статьи: Деменева Александра, 5 «А» класс МАОУ ВСОШ № 1
Руководитель Конева Н. Н.

Интересно? Расскажи друзьям!
Нам нужна ваша помощь!
avatar
сначала новые старые популярные
Дмитрий
Гость
Дмитрий

старообрядцы не ели телятину от слова НИКОГДА! точно подмечено про зайчатину. а про телятину такой швах…