Почитав историю Лысьвенского горного округа, да и до этого, в прошлом году, посетив велопокатушкой, Троицкий рудник, я решил проехаться по другим рудникам Кусье-Александровского завода, в частности, по куртымской группе рудников. Кроме этого (ну так получилось!), благодаря природе, что между Куртымским и Старокойвенским рудниками находится Большая Куртымская пещера, так что можно посетить и ее, а заодно предоставляется случай взглянуть на нырок (понор) речки Куртымки.
Погода на день похода обещает быть солнечной, а пещера без шкуродеров, поэтому собираясь, кладу в рюкзак минимум вещей. Итак, стартую в 6 утра, от Лысьвы до вокзала Чусового добираюсь на велосипеде, а дальше электричка везет меня во Всесвятскую.
Куртымский рудник
Первым чекпойнтом является Куртымский рудник. Когда-то в царское время до него от станции Всесвятской шла дорога напрямик и даже сейчас на спутниковых снимках прослеживается линия дороги-просеки, что и натолкнуло меня проехаться именно по ней, но на самом деле, как оказалось, из 7 километров до рудника проходимы и проезжабельны на велике первые 1800 метров, до первой высоковольтной ЛЭП, а дальше просто жесть, лес и бурелом. Бреду практически по лесу, навалы земли на обочинах и колея обозначают, что я двигаюсь все-таки по дороге, значит, в верном направлении.
Через час ходьбы с великом пересекаю две широкие просеки ЛЭП, затем по правому берегу заболоченного бобрового пруда выхожу на газопроводы. Бобры-звери оставляют после себя пни с заостренным наконечником и в высокой траве даже чуть не наскочил на такой пень, это опасно. В пути уже час и двадцать минут, а преодолено только 3,5 километра. Очень много времени ушло на пересечение бурелома, а также свежей вырубки на ЛЭПке, электрики, почистив ЛЭПку от молодняка, свалили спиленные деревья к краю охранной зоны.
Выхожу на технологическую дорогу газотрассы, перевожу дух, немного ошарашен таким началом путешествия, слишком много времени потеряно. Уже мысленно решаюсь на Куртымский рудник ехать по газотрассам, сделав петлю в 8 километров, но пройтись проверить дорогу хотя бы немного от газотрассы все же стоит. На отвороте на рудник замечаю УАЗик, а через десяток метров идет к нему грибник с ружьем или охотник с грибами. У мужика интересуюсь про состояние дороги на Куртымский рудник, на что он мне отвечает, что там черт ногу сломит. С этим ясно, значит буду объезжать.
Кручу педали на запад, в сторону Всесвятской, дорога сухая, катится приятно, всего пара луж встретилась до пересечения с дорогой на ИК-35, теперь на юг, примерно, километр и поворачиваю на вторую газотрассу. Она отсыпана щебенкой лучше, в низинах ямы подсыпаны свежим щебнем, это пока что лучшая дорога за сегодня.
Сворачиваю с газотрассы в сторону рудника, остается всего 300 метров, их преодолеваю пешком, а велик отдыхает в кустах. Время на часах 11 часов утра. Приступаю к осмотру местности. Выхожу на поляну, справа появляется ельник, в котором нахожу первый шурф, оказывается, ельник вырос уже на старом кургане пустой породы, рядом стоит старый навес, которому на вид лет двадцать. Интересно, интересно. Кто же его тут соорудил? Старатели? Охотники? Пастухи? В верхушке кургана красуется яма, кто-то что-то здесь искал.
Продолжаю идти по восточной части поляны, иногда под ногами попадается разрытая кабанами земля. Шурфы встречаются разных размеров от небольших ям метрового диаметра до больших копаней диаметром десятков метров, заполненных красной водой от цвета глины. Всего здесь было около 30 шахт и шурфов. Рудник открыт в 1752 году и разрабатывался до 1918 года, т.е. до закрытия Кусье-Александровского завода.
Отрывок из книги «Лысьвенский горный округ. 1751-1918 гг.»: «Профессор В. Н. Липин, работавший управителем Бисерского завода, в своем труде «Металлургия чугуна и стали» писал: «…Куртымское месторождение представляет собой пластообразную толщу мощностью от 3 до 5 м конгломератового красного железняка с содержанием: Fe2O3 – 47,9%, SiO2 – 10,8-11%, AI2O3 – 5-8,5%, S – 0,05 %, окиси P – 0,6-0,7%. CaOи MgO – 2-2,3%, Mn – 0,4-0,5 %.». Обследовав Куртымский рудник в 1931 году, Ф.Ф. Чазов делал отчет: «Работы производились по простиранию рудных пластов на расстоянии 1 км и в крест простирания до 200 м. Руда добывалась шурфами и шахтами».
Возвращаюсь к велосипеду на газотрассу, подпитываюсь шоколадным батончиком и водой, щелкаю на телефон дорогу и продолжаю путь.
Большая Куртымская пещера
Вторым чекпойнтом является Большая Куртымская пещера. Для этого нужно пересечь километровый участок вырубки, (уже позже узнал, что по этой вырубке прошел совсем рядом со Шкатулинским рудником, располагающим чуть южнее Куртымского) выйти уже на третью по счету газотрассу, что, собственно, и было сделано. Двигаюсь по третьей газотрассе на юго-запад, путь ведет в гору и практически на вершине технологическая дорога под прямым углом переходит на другой край газотрассы, а я продолжаю ехать по этой же стороне, на этом краю дорога также отсыпана щебенкой, но она меньше используется, поэтому начинает зарастать кустами.
Путь идет уже вниз в долину Куртымки, за 250 метров до самой реки влево в лес уходит заросшая дорога на старую делянку. Пройдя чуток по ней, понимаю, передвигаться с велосипедом проблематично, оставляю его возле большой березы на обочине, а дальше только пешком. До пещеры по прямой ровно километр, но этот километр обошелся в час двадцать. Шагать по заросшей вырубке с упавшими деревьями и высокой траве очень сложно. Тем временем попадаются следы жизнедеятельности медведей: разрытый муравейник, разрушенные старые пни, примятая трава (лежанки). Жутковато.
И того небольшая скорость передвижения резко снижается, часто останавливаюсь, вслушиваюсь в шорохи, делаю выстрелы из пугача. Иду по маршруту вдоль склона реки, постепенно спускаясь вниз, прохожу два лога с ручьями в последнем из которых, можно набирать для питья воду. Куртымка тут делает правый поворот, а я ухожу влево, ползу в гору. Появляется скальный массив. Прохожу по низу скальника, натыкаюсь на небольшой грот, в таком даже не спрятаться от дождя, продолжаю идти вдоль скальника вниз по течению Куртымки.
Скальный массив представляет собой почти вертикальную стенку с одной террасой, по крайней мере, мне попалась одна. Уже даже отдаляюсь от пещеры, пора забираться на камень. Выбрав не такую крутую стенку, забираюсь на вершину.
До пещеры остаётся 20 метров, запросто уничтожаю это расстояние и… вход подо мной. Спускаюсь ко входу, вижу треугольный вход. Ура, это она. Теперь можно и поесть.
Из пещерных шмоток у меня только толстовка, перчатки, шапка, фонарик, в принципе, большего здесь и не надо. Захожу в грот Надежды, здесь пол усеян крупными обломками, удобнее передвигаться по левой стороне, дальше появляется глинистое влажное дно, кроссовки затягивает, с потолка капают единичные капли, воздух становится холоднее. Свет от входа еще проникает сюда, виден туман. Ухожу вправо, в грот Веселый, на стенках встречаются причудливые формы корродированного известняка, далее ход сужается, переходит в ход Молочный, туда я не суюсь.
Выхожу из грота, двигаюсь в грот Каток, ожидал увидеть здесь лед или воду, но как-то обошлось без этого, зато влажное глинистое дно. Дальнейший ход сужается, уходит вверх, переходя в трещину, заканчивающуюся тупиком. На полу крупные валуны. Обратно к выходу двигаюсь через Галерею Чудес, на стенках которой, можно увидеть куски изъеденного известняка.
Благодаря большому входу пещера зимой промерзает и образуется множество ледяных образований. От этого пещера становится привлекательной для зимнего похода.
Нырок реки Куртымки
Следующая метка — нырок Куртымки. До нырка 450 метров от пещеры, это расстояние прохожу траверсом вдоль склона с постепенным спуском к пойме. Склон труднопроходимый, поваленные деревья и крутизна заставляют быть осторожным, но все-таки пару метров проехал вниз по камню на спине. Выхожу метров в 100 до нырка, а воды в русле уже нет, только набор валунов разной величины и все.
Подхожу уже к «официальному» нырку, сухое русло здесь раздваивается, валуны заменяет галька, на пути русла встает гора, а у подножья этой горы поноры с характерными завалами веток и бревен. Дальше вниз по долине каменистого русла нет, а подошва долины зарастает высокой травой и деревьями, к тому же подошва выше от уровня поноров. В период весеннего половодья, скорее всего, часть воды бежит по поверхности.
Старокойвенский рудник
Так об этом чекпойнте все. Возвращаться решаю идти по реке вверх до газотрассы, а уж потом подняться по ней до места стоянки велосипеда. Идти вверх по склону через лес, а потом еще по вырубке было бы убийственным для меня на сегодня. А еще ждет Старокойвенский рудник. Прохожу где-то 500 метров и сначала появляются небольшие отдельные лужи, которые связаны маленьким ручейком.
Постарался прислушаться к шуму воды (вспоминая уход Верхней Талки в долине Кумыша, так вот, там вода просачивалась через гальку, создавая гул). Здесь никакого гула нет. Все выше вверх по реке, а воды в русле наоборот все больше и больше, удивительно. Пока иду по голым камням, скорость передвижения все равно выше, чем по лесу. Далее шлепаю по воде, у газотрассы набираю воды и к велику.
Спуск, крутой подъем из долины. Выбираюсь.
Доезжаю до перекрестка с будкой катодной защиты, налево на рудник 2 километра, направо на Всесвятскую 9 километров, на часах 17.40 до электрички остается два часа. Гляжу на дорогу до рудника, дорога просто взорвана лесовозами. Это значит, что передвигаться придется с пешей скоростью, на туда-обратно уйдет час, и до станции также час, есть шанс успеть. Ну что ж, рискую. В начале дорога еще более-менее, докатываюсь до первой трубки КИП электрохимзащиты, дальше уже пешком, да и пешком тяжеловато, проваливаясь в мягкую глину.
Солнце клонится к горизонту, в лесу становится темнее, а тут еще и эти медвежьи следы. Через десяток метров показались еще и следы медвежат, длина стопы которых, примерно в ширину ладони. А до рудника остается 500 метров и вот тут-то я думаю да ну его… В другой раз.
Дорога домой
Теперь нужно обратно при чем в диком темпе, успеть на электричку. Пересекаю газотрассу, и еще один сюрприз, дорога на Всесвятскую в таком же состоянии, 4,8 километра проходится в пешем темпе, только самая концовка перед отворотом на 35 колонию подсыпана мягким опилом, по которому хоть как-то, но можно ехать. После отворота до станции идет щебенка, но время потеряно. Электричка гудит где-то далеко. Опоздал на 20 минут. Узнаю по звонку товарищам и от местных жителей, что в 21.50 будет автобус до Чусового. Буду ждать. А пока купил воды, устроил перекус из остатков провизий, на остановке понаблюдал поселковую жизнь. Молодежь в поселке гоняет на Юпитерах, а по улицам иногда проходят заключенные. Хм. Ну и дела.
Автобус летит по убитой дороге с убитой подвеской, везет уставших людей. Немного халявы мне не повредит, довезли меня до Чусовского АТП. Спасибо водителю, которому было не жалко.
Время 22.50, снова на коне лечу в Лысьву, в принципе, катится нормально, ноги отдохнули, даже ехал с приличной скоростью, конечно, по темноте ехать опасно, для обозначения горели фонарики, поэтому даже некоторые встречные машины переходили на ближний свет. А возле отворота на Макариху даже догнал велосипедиста, который ехал по обочине без света и к тому же на спущенных колесах. Вот это сюжет. Это, даже похлеще моей покатушки. Ну вот и все.
Как добраться и трек маршрута
Маршрут в большей степени рекомендуем для дневного велопохода или с одной ночевкой. Здесь ссылка на трек маршрута: gpsies.com.