История города тесно связана с историей развития железнодорожного узла на ст. Верещагино. Железнодорожные предприятия всегда были градообразующими в нашем городе.
В начале 30-х голов прошлого столетия перед молодой Россией возникла острая необходимость транспортного обеспечения развития промышленности. Все отчетливо понимали, что на огромных территориях сделать это без железнодорожного транспорта невозможно. А транспорту нужны кадры. Министерством путей сообщения для решения кадровой проблемы создается сеть школ фабрично-заводского ученичества. ‘Так, 1 декабря 1931 года на базе Верещагинского паровозного депо была открыта школа ФЗУ. Это событие стало первой страницей долгой и славной истории училища.
В первом наборе были две группы по 25 человек помощников машиниста паровоза, две группы слесарей по ремонту паровозов и группа телеграфистов (в основном девочки). Срок обучения был два года. Преподаватели и мастера подбирались из числа лучших производственников. В октябре 1940 года на базе школы ФЗУ было основано железнодорожное ремесленное училище с порядковым номером 1 (ЖУ-1). Срок обучения увеличился до трех лет. Транспорту уже требовались не просто кадры, а квалифицированные работники.
В то время школа была организована в помещениях барачного типа. Учащиеся (фабзайцы) сами помогали в ремонте, заготавливали дрова. В то время платили стипендию 24 рубля, а 17 рублей вычитали за питание. Учебный корпус, общежитие, столовая были в разных частях города. Из помещения в помещение учащиеся ходили организованно – строем.
Учащиеся формировались по принципу мобилизации, находились на полном государственном обеспечении и после окончания училища были обязаны отработать определенное количество лет на предприятии. Однако начавшаяся Великая Отечественная война в корне изменила жизнь и работу училища.
Главной стала задача «Все для фронта, все для победы!». Мужчины уходили на фронт. Мальчишки заменили кадровых рабочих. Училище стало принимать девушек на все железнодорожные специальности. Женщины шли работать даже машинистами паровоза и кочегарами. В учебные мастерские направлялись фронтовые заказы. Из листов стали зубилом и кувалдой вырубали и изготавливали штыковые лопаты, выпускали детали взрывателей для мин, комбинированные плоскогубцы.
Вспоминает выпускница 1944 года Гилёва Анна Викуловна: «В училище поступила в 15 лет, в группу «слесарей по ремонту вагонов». Осенью 1943 года нас отравили на практику в вагонное депо ст. Верещагино. Выдали белые телогрейки, синие юбки и гимнастерки, ботинки тоже белые с брезентовым верхом на толстой деревянной подошве. Мы производили капитальный ремонт 2-осных вагонов. Приходилось ремонтировать вагоны и без отцепки, под охраной солдат с автоматами. Таскали на плечах тяжелые крючья винтовых стяжек, паровозные домкраты носили втроем. Мужчина сзади и две девочки на ломе несли переднюю часть. Постоянно испытывали голод, холод и усталость».
Только в 1942 году училищем было выпущено 60 помощников машиниста паровоза, 90 слесарей паровозников, 69 слесарей вагонников. Особая участь выпала тем, кто с оружием в руках защищал Родину на полях сражений. Проявляя мужество в боях, они становились героями и кавалерами орденов и медалей. В сентябре 1944 года звание Героя Советского Союза было присвоено выпускнику Верещагинской школы ФЗУ Саначеву Михаилу Даниловичу. Позднее в 70-х годах участники группы «Поиск» посетили родину героя – деревню Петухи Верещагинского района, встретились с Михаилом Даниловичем в подмосковном селе Балашиха.
Высоко хранили честь выпускника этой «кузницы кадров» молодые люди и в мирное время. Так, именем мичмана Шардакова названа одна из улиц города Верещагино. Этой чести он был удостоен за спасение пассажиров крейсера «Адмирал Нахимов».
Славу училищу принесли и трудовые династии. К примеру, машинисты Летошневы. Семь сыновей бывшего директора училища Летошнева Алексея Васильевича, в течение 18 лет возглавлявшего коллектив, прошли замечательную школу обучения и воспитания.
В апреле 1974 года установлена областная премия трех стипендий имени рабочей династии железнодорожников Каменских для рабочих, добившихся наивысших показателей в труде и активно участвующих в общественной жизни. Шесть братьев Каменских получили путевки в жизнь в коллективе Верещагинскою железнодорожного училища. Более ста лет – таков общий стаж вождения поездов братьев Каменских. Их труд отмечен почетным званием лауреата Государественной премии, орденами Ленина и другими высокими наградами. Их дети и внуки и по сегодняшний день трудятся на железнодорожном транспорте.

Здание железнодорожного училища

Десятки тысяч железнодорожников вышли из стен училища. За это время сменилось много поколений, но традиции, заложенные при становлении этого учебного заведения, продолжаются. Авторитет педагогического коллектива высок и поныне, поэтому с комплектованием учебных групп проблем нет.
Какие методы и приемы способствовали воспитанию, обучению и активной жизненной позиции молодых квалифицированных железнодорожников? Конечно же, слаженная работа прекрасного педагогического коллектива. Мастера производственного обучения  – это, как правило, выпускники училища. Более того, значительная часть директоров училища тоже его выпускники. Традиции, заложенные старшим поколением мастеров, преподавателей, приумножаются молодым поколением. Учебный процесс ежедневно начинался с утреннего построения – линейки: проверки явки, внешнего вида, доклада старост учебных групп. Дни были расписаны по темам: политинформация, техническая информация, подведение итогов соревнования, день дисциплины и успеваемость и т. д. Учащиеся и педколлектив носили железнодорожную форму.
За творческое отношение к исполнению своих обязанностей, за высокую квалификацию 15 преподавателей и мастеров производственного обучения отмечены званиями «Заслуженный работник», «Отличник профтехобразования», «Почетный работник НПО» и др.
За свою многолетнюю историю училище неоднократно меняло свое название: ФЗУ – 1931–1939, ЖУ № 1 – 1940, ГПТУ № 11 – 1963, ТУ № 11 – 1973, СПТУ № 11 – 1990, ПУ № 61 – с 2000 года. С 2013 года училище стало именоваться Верещагинским многопрофильным техникумом. Техникум успешно прошел аккредитацию и по сей день готовит рабочие кадры, в том числе и для предприятий железнодорожного транспорта. В училище проводится обучение по специальностям: «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство», «Сервис на транспорте», «Машинист локомотива», «Слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава».
За 120 лет тесно сплелись между собой история города, история станции и история железнодорожного училища. Они всегда дополняли друг друга, рассказывая о новых событиях, достижениях и замечательных людях, живущих и работающих в нашем небольшом городе.

Автор статьи: В. И. Широглазов (ветеран железнодорожного транспорта)

фото из МБУК «Верещагинский музейно-культурный центр».

т. +7 (34254) 3-53-75

Группа : https://vk.com/club86493805

 

Интересно? Расскажи друзьям!
Нам нужна ваша помощь!
avatar