Пермский край богат достопримечательностями, которые порадуют туристов с разными интересами. Здесь многие находят уединение и покой, путешествуя по рекам. Другие пополняют багаж знаний, посещая разнообразные музеи малых городов. Но есть и такие, кто хотел бы совместить прогулку на природе и получение культурной информации. В этой статье речь пойдет о новом экскурсионном маршруте, который подойдет для туристов с разными запросами.

Этнографическая мастерская «Амбар» находится недалеко от г. Кудымкара, в живописном месте, на берегу реки Иньвы в поселке Майкор, Коми-Пермяцкого округа Пермского края.

Мастерская  принимает туристов с 2016 года. Инициатором и создателем является этнограф, краевед, турист, мастер народных промыслов Евгений Смертин.

Почему «Майкор»?

Название нашего поселка Майкор появилось не сразу. В первой переписи наших мест в конце XVI века его никто не увидел. В следующей переписи в начале XVII века появляется деревня Туманская на городище. Почему-то некоторые думают, что так это городище и называлось. О названии городища история пока молчит…
Скорее всего, деревня Туманская этнически никак не связана с городищем родановской археологической культуры, кКак писал Р. В. Гайдамашко. К этимологии русских диалектных слов прикамья: егер, перга, сёрд, туман.

«Лексема слова туман в смежных русских говорах Северного Зауралья известна
в значениях «озероподобный, обширный, но не глубокий постоянный водоем, образуемый разливом реки» (Куклин 1938:230), «проточное озеро. Туманы занимают обширные пространства, но обычно не глубоки» в Гаринском р- не Свердловской области (Матвеев 1959:75). В этом регионе есть еще Пелымский Туман, Турсунтский Туман, Вагильевский Туман, Сатыгинский Туман, Леушинский Туман. Слово туман с семантикой «озеро» в пределах Верхнего Прикамья зафиксировано лишь в говоре
д. Акчим Красновишерского р — на (АС:48) и является, скорее всего, мансийской лексемой. По мнению А. Каннисто, в Привишерье еще в начале XIX в. бытовал отдельный диалект манси – вишерский. Учитывая, что интересы вишерских манси вплоть до конца XV века отстаивали пелымские князья, можно предположить, что усть- улсуйский диалект был близок к западной группе мансийских диалектов…». Хотя слово туман могло остаться у нас и по причине возникновения булгарских факторий (Dunman – туман или dvanman – облако, небо). А может благодаря персидской денежной единице – туман…
Можно предположить что где-то в средине XVII века появляется новое название Майкор. Скорее всего переводится с коми-пермяцкого как «бобровое городище». Про князя Мая никаких источников нет. И навряд ли ему дали это название в мае…

В средние века на территории посёлка существовало городище. Его в  1938 году исследовал М. В. Талицкий. И по аналогии с раскопками в родановом городище предположил, что здесь тоже было хорошо укреплённое поселение площадью примерно 8800 кв. м, с большим культурным слоем. Оно находилось между двумя естественными оврагами, на высоком, до 50 м, мыске. Северную часть городища защищали искусственный вал из земли и деревянный частокол. На территории располагалось несколько прямоугольных домов площадью до 50 кв. м. Каждый из них имел в центре большой глинобитный очаг и яму-хранилище. Каждый дом имел свой двор, отделённый от соседнего двора изгородью. Жители городища занимались скотоводством, охотой, земледелием, рыбалкой; гончарным промыслом, обработкой металла…

Почему «страна Вису»?

С VII века на территории посёлка Майкор существовало городище. Оно, как и многие другие, по сохранившимся арабским источникам находилось в  стране Вису. По данным исторической науки поселение относилось  к родановской культуре. Вису в разное время соседствовала с древней Пермью (предки коми-зырян, вымская археологическая культура — АК), страной Ару (удмурты, чепецкая археологическая культура), Вятской республикой (славяне), уральскими и зауральскими уграми.
В XI веке в Вису появляются торговые фактории волжских булгар, и она становится посредником торговли с арабским миром…

С точки зрения современной науки, родановская АК сформировалась на основе ломоватовской АК (IV–X век), которая образовалась мигрировавшим из Среднего Прикамья населением гляденовской АК и пришедшими из лесостепной зоны Западной Сибири уграми или сарматами. Уровень духовной культуры ломоватовцев иллюстрирует расцвет бронзовой металлической пластики. Религиозно-мифологические представления реконструируются на основе анализа погребальной традиции. Для могильников ломоватовцев характерно трупосожжение и курганы, а также сложные обрядовые погребальные традиции (ритуальные трапезы, поминальные костры)…
Коми-пермяки этот старый народ называли чудью. И считали их иным народом, не своими предками. Если верить древним преданиям, то чудь ушла жить в земляные ямы в лесах, скрываясь от христианизации тех мест. До сих пор на Урале существуют земляные холмы и курганы, именуемые чудскими могилами. Некоторые пермяки их обходят стороной, а некоторые ходят поминать чудского дедушку. Одни их описывают маленькими, чёрненькими лесными гномами, другие — высокими и русыми (пермяцкая легенда о воине). Иногда даже ученые называют изделия пермского звериного стиля – чудскими древностями…
От древнего городища остался один вал. Древний народ ушел и унёс свои знания с собой. Но остались то же самое небо, земля, река и пространство, которое может почувствовать чуткий человек и попробовать его сохранить…

Основные экспозиции и выставки, с которыми можно познакомиться туристам, это экскурсия «История страны Вису», на которой представлены местные народные промыслы.

 …Метаистория, если говорить по-простому, штука философская, отчасти эмпирическая, а иногда и подкреплена простым озарением. Озарение, как говорят, — предвидение будущего и прошлого, случается «по факту рождения». Спорный вопрос. Скорее всего, озарение случается у человека, который продолжительное время изучал (читал книги, разговаривал с людьми, ставил опыты) интересующую его тему…
Так какой же менталитет у майкорцев сегодня? Мог ли он сформироваться «при участии» Туманского городища, железоделательного завода, сплавного рейда, природного пространства (высокий берег, река с огромной долиной) и административной принадлежности, наличии непростых церковных храмов. Пока это вопрос без ответа. Откроется выставка, пойдёт разговор — и случится озарение. Первая попытка рассказать о нашей истории уже состоялась…

Экскурсия «Дорога мифо-ритуальная традиция» — этнографический  транспорт (сани, лодки, телеги).

…Чтобы уйти, нужно было соблюсти несколько условий.
Присесть на дорожку. По поверьям, если сразу сорваться, пути не будет. Рекруты в XIX веке «приседали», «гуляли» за два месяца до отправки. Существовал запрет выходить в путь на праздники, в памятные дни (годовщины смерти близких родственников). Уходить или уезжать рекомендовалось затемно (рано утром) и в дождь. Существуют словесные формулы прощания. «Простите, если что не так», «Не поминайте лихом».
В ответ тот, кто оставался, давал «на дорожку» вышитый платочек, крестик, иконку или шепотку родной земли, чтобы путешественник не терял связь с домом.
Перед дорогой рекруты, промысловики, охотники, артели рыбаков, туристические группы в складчину делали застолье, выставляли угощение. За столом читают молитвы или говорят типовые тосты: «Чтобы дорога хорошо легла». В случае с рекрутами «на посошке» призывник рюмку проливал, «чтобы всё было хорошо», или гадали. Выпивал из трех одинаковых кружек (вода, квас, пиво): пиво — плохой знак. После посошка (от слова посох) прощались на пороге, в воротах, околице и на границе поселения (обетный крест, священное дерево или простой пригорок). Читали напутственные молитвы – кресты: «Ангел навстречу, Христос на пути, Николай Чудотворец дорожку свети». Или заговоры: «Укрой меня, Господи, от тёмной ночи, от чёрной тучи, от зверя бегучего, от змея ползучего, от ведуна – ведуницы, колдуна – колдуницы, от огня — ожога от воды — потопа…».

Его выставки — это связь прошлого и настоящего. В них есть мифы, сказания, поверия, легенды и предания. Все это суть образы «переломленные» в пространстве времени …

Помимо экскурсионной составляющей Евгений Смертин проводит народные праздники. Свадебные, рекрутские и другие бытовые обряды.

Помимо экскурсионной составляющей Евгений Смертин проводит народные праздники. Свадебные, рекрутские и другие бытовые обряды.

Для любителей размеренного отдыха предлагается гостевой дом (на 6 человек), деревенская баня, мастер-классы из природного материала, занятия по туризму, походы за грибами и ягодами.

Музей под открытым небом постепенно развивается, строятся новые объекты, готовятся новые интерактивные экскурсии.

Автор статьи: Майкорская этнографическая мастерская

КАК ДОБРАТЬСЯ:

Можно добрать из Березников, через Усолье, Пыскор, Шемейный, Каму, Пожву, не доезжая до  Кудымкара. Из Березников ездят рейсовые автобусы в 7 утра и в 5 вечера ежедневно.

Если ехать со стороны Перми, то через Кудымкар в сторону Пожвы.

От Перми до Майкора 270 км. Из Березников до Майкора 120 км.

Координаты этнографической мастерской: 59.004117, 55.854393

Майкорская этнографическая мастерская

Руководитель Смертин Евгений Иванович, 8 950 47 74 438, 8 (34246) 2 66 32

Ссылка на группу в контакте https://vk.com/club90764543

Работаем  с индивидуальными туристами и организованными группами.

 

Интересно? Расскажи друзьям!
Нам нужна ваша помощь!
avatar