Богоявленская церковь замыкает центральный архитектурный ансамбль Соликамска и является одной из наиболее интересных в городе. Была основана в 1687 году на месте сгоревшей деревянной церкви во имя Климента папы Римского, строилась на средства прихожан. Богоявленский приход считался самым богатым в Соликамске: в числе прихожан были торговые «гости» Шорины, солепромышленники Ануфриевы, Суровцевы, Ростовщиковы, заводчики Турчаниновы. Благодаря их вкладам храм построили довольно быстро.

   Где остановиться в Соликамске?

9 ноября 1691 года был освящен зимний придел во имя Владимирской Божией Матери, 18 января 1695 года — основной, летний, храм Богоявленской церкви. Значительно позднее — в 1770 году в углу теплой церкви был устроен придел во имя чудотворцев Печерских со своим малым иконостасом.

Церковь Богоявления сложна в плане: в центре возвышается куб основного храма, с юга к нему пристроен небольшой придельный храм, таким образом, чтобы его «алтарь горним местом выходил на улицу и молящиеся в холодной церкви не стояли к алтарю теплого придела спиной». С востока к главному кубу примыкает основной алтарь с тремя полукружиями, с запада — небольшая трапезная и шатровая колокольня.

Колокольня первоначально была невысока, «в древнем штиле» и имела каменный конусообразный шпиль. В основе композиции — древний тип шатрового храма, так называемый «восьмерик на четверике». Оригинален переход от четверика к восьмерику: на свободных углах укреплены маленькие «крещатые бочки». В 50-е годы XIX века колокольня была надстроена на три яруса, по желанию и на средства солепромышленника Ростовщикова, для устройства на ней башенных часов. Фундамент не был рассчитан на увеличившуюся нагрузку, стена треснула, и колокольня осела на сорок сантиметров. От замысла пришлось отказаться, однако надстройка осталась на долгие годы. На колокольне Богоявленской церкви было 16 колоколов, самые большие из которых были «прикладами» купцов-солепромышленников. До настоящего времени ни один из колоколов не сохранился.

Основной храм венчает традиционное пятиглавие, на зимнем приделе глава одна. Изначально главы были крыты зеленой, так называемой «муравленой», черепицей. Других подобных глав не существовало в XVIII веке ни в Соликамске, ни в округе. В XIX веке черепица была заменена «деревянной чешуей» — осиновым лемехом. Позднее лемех сменили на железо. В 2005 году при реставрации главы «позолотили», старые проржавевшие кресты сменили.

Фасады Богоявленской церкви украшены богатым декором. Широкие лопатки скрепляют углы двухсветного четверика главного храма, на уровне верхнего ряда окон они переходят в пучки тройных полуколонок с шаровидными вставками. Подчеркивание углов здания связывается с традициями деревянной архитектуры, они напоминают рубку углов «в обло».

Спаренные полуколонки размещены в простенках между окнами. Килевидные кокошники окон украшены каменными снежинками. Стены декорированы трехрядным поясом, состоящим из балясин, жучкового орнамента и ленты муравленых изразцов с изображением птиц, ваз и цветов. Такие же изразцовые ленты повторяются на барабанах храма и на восьмерике колокольни.

Северный вход обрамлен арочным порталом, искусно украшенным полуколонками, жгутиками и плетенкой. Над входом дуги из бусин и лимонных кружков, на колонках по краям — ребристые подобия тыкв. Главный вход выглядит более сдержанно, но не менее нарядно.

Внутреннее убранство храма соответствовало его внешней пышности. Исследователь прошлого В.Н. Берх отмечал в 1821 году: «Храм сей заслуживает особенное внимание по весьма пристойному украшению, множеству жемчуга и образам редкой живописи. В одном приделе есть несколько образов со вставными в средине крестами серебряными и резными из дерева». Ему вторил в 1839 году П.И. Мельников-Печерский: «Оклады икон, находящихся в этой церкви, очень богаты».

Резной многоярусный тябловый иконостас с уникальным собранием икон XVII — XIX веков сохранился — единственный в Верхнекамье — почти без изменений до настоящего времени. Часть икон в нем относится к Строгановской школе письма. Замечательны образа местного ряда: храмовый — «Богоявление», житийные — «Климента папы Римского», «Пророка Илии», «Георгия Победоносца», икона «Похвала Богородице». Не менее интересен Деисус из восьми спаренных икон и образа двух Праздничных рядов. Иконостас украшен деревянной позолоченной резьбой, изображающей ангелов, фантастические растения и фрукты. Композиционным центром иконостаса являются резные царские врата с изображениями евангелистов и храмового события — Богоявления. Венчает иконостас деревянное скульптурное распятие.

Также сохранилась и реставрирована настенная и купольная роспись: сцены «Преображения Господня», «Крещения Господня», «Благовещения», «Поклонения волхвов». В притворе храма во всю стену изображение Голгофы, распятие с предстоящими.

Иконостас удалось сохранить благодаря замыслу музейщиков. Богоявленская церковь была действующей до 1933 года. Ее, как и все другие храмы города, должны были закрыть и разорить. 6 декабря 1933 года директор музея обратился в Комитет по охране памятников старины: «В ближайшее время Соликамским горсоветом Уральской области будет закрыта Богоявленская церковь, памятник зодчества 17 века, находящийся на учете Главнауки. Основные наружные детали памятника сохранились довольно хорошо. Кроме того, в нем, в числе имущества, имеется 60% предметов, одновременных с эпохой постройки памятника. По этим соображениям, мы считаем совершенно целесообразным и необходимым поставить вопрос об объявлении этого памятника музеем, на предмет сохранения его в полной неприкосновенности со всем имуществом, включая и колокола. И сдать его на хранение в Соликамский музей». Комитет поддержал обращение, и в 1934 году Богоявленская церковь была передана музею. Но накануне передачи все-таки сбросили колокола. Внутреннее убранство осталось целым. Так был спасен иконостас.

Подчиняясь веяниям времени атеистов, в храме предполагали разместить антирелигиозный отдел музея. Планировалось показать историю всех существующих религий и «воссоздать обстановку православного богослужения с манекенами, имитирующими обряд венчания». Ездили за экспонатами в Москву и Ленинград.

Одновременно решили Богоявленскую церковь отремонтировать и даже частично отреставрировать с помощью Усольлага НКВД, арендовавшего ряд музейных помещений. Согласно договоров от 29 сентября 1938 года и 13 марта 1939 года Усольлаг обязался разобрать надстроенные в XVIII веке три яруса колокольни и «заполученным от разборки кирпичом восстановить шатровый купол, заделать трещины в сводах и починить крышу здания». Но, как явствует из дальнейшего отчета директора музея, «работа по разборке производилась с неслыханной небрежностью: огромные глыбы кирпича и извести с большой высоты валились на крышу западной части храма, пробили ее во многих местах, разбили орнаментальные «бочки» на древней части колокольни и даже разрушили кирпичную ограду вокруг». Работы продолжались довольно медленно, и к началу войны не были завершены, а с войной прекратились совсем. 16 августа решением горисполкома здание Богоявленской церкви изъято из ведения музея и предоставлено «для потребностей войны». В церкви разместили склад Заготзерна, превратив тем самым храм в элеватор.

В 1943 году, по Постановлению Московской Патриархии и по согласованию лично со Сталиным, было разрешено открыть ряд храмов в стране. В 1945 году вновь начата церковная служба в Богоявленской церкви. Храм оставался действующим до 1962 года, когда его опять закрыли и передали музею. Тогда в нем временно разместили отдел природы с диорамами флоры и фауны Верхнего Прикамья. Во Владимирском приделе был устроен планетарий, в котором проводились сеансы по астрономии и освоению космоса — в год 340-360 сеансов.

Одновременно с работой музея велась закрытая реставрация иконостаса главного храма. Началась она в 1956 году и продолжалась до 1985 года. За этот период проведена полная реставрация икон и настенной росписи. В 1985 году здание церкви было отремонтировано снаружи и побелено, в соответствии с первоначальными замыслами строителей храма: стены белые, декор терракотовый.

С 1989 году в Богоявленской церкви открыт отдел, позднее преобразованный в филиал, Музей древнерусского искусства, открыт доступ к иконостасу, оформлена экспозиция «Художественная культура Прикамья конца 17 — начала 18 веков», в 2007 году смененная выставкой «Мир иконы».

Неоднократно поднимается вопрос о передаче церкви верующим. Пока он остается открытым.

Интересно? Расскажи друзьям!
Booking.com