Архитектурно-этнографический комплекс «Сайгатка» расположен в черте города Чайковский, расположенный на месте старинного села Сайгатка, известного с 1646 г. В настоящее время от села сохранилась часть главной улицы и несколько переулков, а так же курной дом крестьянина-старообрядца конца XVIII—начала XIX веков, в котором и расположен музей.

Координаты для GPS-навигатора: Село Сайгатка
56.77558746432958, 54.142994776324414
Село Сайгатка на карте:
Как добраться от крупных городов: Село Сайгатка
Екатеринбург   Показать маршрут
Челябинск   Показать маршрут
Пермь   Показать маршрут
Уфа   Показать маршрут
Курган   Показать маршрут
Оренбург   Показать маршрут
Тюмень   Показать маршрут
Ханты-Мансийск   Показать маршрут

В 1989 г. решением Чайковского горисполкома дом по ул. Гагарина, 98 отнесен к категории памятников местного значения и передан музею для музеефикации. Открыт в 1993 году при Чайковском краеведческом музее. С 2000г. является памятником деревянной архитектуры регионального значения. Это единственный памятник деревянного зодчества XVIII века в Чайковском районе.

Главная зимняя изба относится ко второй половине XVIII века, и является одной из древнейших построек в Чайковском районе. Изба срублена жителями села Сайгатка Щелкановыми «в обло» из кондовой сосны без использования гвоздей, с помощью долота и топора. Двускатная крыша покрыта тесовыми досками, упирающимися в выдолбленные желоба. Изба сохранилась удивительно хорошо, включая такую редкость, как встроенная мебель и глинобитная печь. Прочая мебель была завезена музеем и датируется второй половиной XIX века. Анахронизма в этом нет, так как изба служила крестьянам вплоть до 1989 года, когда последней хозяйке Т.Л. Дерюшевой была предоставлена современная двухкомнатная квартира. Сохранилось не так-то много дворцов и дворянских усадеб конца XVIII века. С интерьером – тем более. А крестьянское жилище того времени – явный уникум.

В усадьбе по замыслу архитектора В.А. Побоженко восстановлены ледник, интерьер, баня по-черному, хозяйственный навес. Основная особенность комплекса – изба-музей находится на исторически-подлинном месте.

В прошлом это была «курная изба». Дом построен из той сосны, что называли кондовой – мелколистной, структурной, напоминающей лиственницу. Встроенная мебель сделана из липы – «теплого» дерева, не имеющего сучков и не выделяющего смолы. Сама изба и мебель срублены без единого гвоздя. Это и определило ее сохранность. Вся изба построена без применения пилы – только топором и долотом. Пол устроен не из доски, а из плах, то есть бревен, разрубленных вдоль пополам.

Здесь все удивительно просто, компактно и прочно, все учитывает природные особенности материалов и рассчитано на много поколений.

Первоначально это было трехкамерное трехфункциональное жилище, состоящее из зимней (теплой) избы и летней избы (клети). Но клеть до настоящего времени не дошла в результате семейного раздела.

Наблюдение за избой велось с 1960-х годов, и уже тогда с хозяев было взято обязательство, не менять внутреннее устройство своего жилища.

В доме восстановлен интерьер весенне-летнего периода, позволяющий показать домашнее занятие крестьян, ткачество, плетение лаптей, витье веревок, шитье. В нем размещены комплексы традиционной старообрядческой одежды, домашней утвари, посуды.

Современному человеку в этой избе многое кажется непонятным, но в тоже время это и привлекает, и заинтересовывает посетителей. Деревянный дом был так же рационален и во всех деталях продуман, как кабина космического корабля, только более удобен и насыщен естественной символикой. В северной избе все было направлено на сохранение тепла: и высокая подклеть, и маленькие косещатые окна, и узкие дверные проемы, и высокие пороги. И даже скругленность внутренних углов, чтобы выступы в них не промерзли. С углов здесь и начинаются экскурсии. Точнее с их функций – ремесленнической, сакральной, хозяйственной, отдыха.

В доме у старообрядцев всегда прибрано, каждый предмет имеет своё место. Главное место в доме — красный угол, справа впереди (от входа). В нем углу находится божница, куда ставят иконы. Божница обязательно должна находиться в юго-восточном углу. Иконы обязательно должны были стоять, а не висеть.

Повседневный быт старообрядцев определялся религиозными воззрениями. Старообрядцы считали, что все, что их окружает, от Антихриста, нечистое и поэтому в быту требовалась особая чистота. Дом хозяева убирали несколько раз в день, печь подбеливали, деревянные полы, лавки, полки скребли вениками, ножами, оттирали песком каждую субботу.

В доме они держали специальную «мирскую» посуду для гостей, а для семьи была общая. Говорят, что окажись в староверческом поселении, от голода умрешь – это неправда: в доме старовера всегда накормят и напоят, только из «мирской посуды».

На обеденном столе, покрытом домотканой скатертью, должны стоять хлеб, соль и вода. Воду нужно обязательно накрыть, а то «бес искупается и хвостом покрутит». Если из кружки пил незнакомый человек, то ее выбрасывают. Соль из солонки нужно взять и положить рядом с тарелкой, каждый раз присаливая пальцами, потому что «если в соль макаешь, то предаёшь Господа» (ведь соль враги Христа кидали ему на раны).

Изначально староверы готовили в печи, клали в горшок все продукты одновременно, утром ставили его томиться в печку, в обед ели приготовленное. Готовили жаркое: картошка, мясо, вода, много лука, соль, перец – никаких особых изысков, но очень вкусно. А самой яркой особенностью староверческой кухни является чай. У староверов правило: сначала напоить чаем, потом только накормить. Чая пьют много, по 3-4 раза в день, до еды и после. Чай пили из самоваров. Воду на чай брали только из родниковых источников.

Слева впереди – середь. Это место хозяйки дома, отгороженное от основного объема заборкой, здесь представлена посуда, в основном для выпечки хлеба: сеянцы, в которых просеивали муку, корчажки, корноватки (специальные тарелочки, плетенные из еловых корней), в которых тесто, отстаиваясь, приобретало форму караваев, после чего отправлялось на лопате в печь.

Справа сзади, у входной двери, подпорожье. Согласно традиционному этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти в красный угол только по особому приглашению хозяев.

Староверы не говорят друг другу «спокойной ночи» и «здравствуйте», а – «здорово почивали», «здорово дневали». Не употребляют «спасибо» при благодарности, а «спаси Христос», т.к. в спасибо часть «бо», «бай» означает демона, нечистую силу. Провинился — «прости, Христа ради». Мужчины здоровались под козырек: «Доброго здоровья», женщины — с поклоном.

Слева сзади – печной угол. В нем стоит печь, занимающая треть избы. До 1870 года, когда была сделана труба, она топилась по-черному, то есть изба была курной: дым проходил прямо в помещение, а далее – в открытые двери и в дымоволок – отверстие до сих пор сохранилось в потолке.

Именно курным характером избы объясняется низкое положение полатей: дым во время топки колыхался под потолком густой пеленой. Но полати со спавшими в них ребятишками находились ниже его уровня. Теперь о них можно стукнуться головой. Но посетитель быстро запоминает, что входя в избу надо пригибаться. Печь топиться и в настоящее время – другого отопления в ней нет, так что музейным работникам приходиться колоть дрова, складывать поленницы.

Одежда из простой грубой ткани, льняная или конопляная, называлась холстинное. Пояс служит знаком супружеской верности, связан с защитными функциями (от нечистой силы). После крещения пояс становился обязательным атрибутом старовера до конца его жизни.

Музей в Сайгатке имеет счастливую возможность дать комментарий каждому предмету, исходя из рассказов бывшей владелицы. В ходе экскурсий рассказывается об изменениях в крестьянском быте, происходящих с течением времени.

Посетителям в ходе экскурсий рассказывают об огороде, в котором музей выращивает лен. Растут, стихийно пробиваясь из земли, хмель и дикий виноград, которые здесь когда-то выращивали.Интересно зайти в чулан, где сундуки и короба, плетеные туеса, бутылки, корыто для стирки.

Восстановлен ледник глубиной 2,5 метра. В нем хранят продукты. Тут же при леднике – навесы для дров, где сушили веники для бани. Баня – по-черному. Топили баню царскими дровами – ольхой.

Сохранилось много запретов, связанных с баней. Например, выйдя из бани нужно обязательно умыться. Банная вода считается «поганой». Домашние ведра не должны использоваться в бане и др. Возможно, это связано с тем, что бани не освящаются.

Музей уже давно стал брендом города. В «Сайгатке» проходят традиционные театрализованные фольклорные представления и праздники.

Для детей музей проводит игровые экскурсии. Например, экскурсия «Тайны старых стен» рассказывает, что в избе живет суседко, в леднике – шишок, в бане – банники. Это может быть последнее, что помниться о микрокосмосе русской избы, хотя, пожалуй, не самое существенное. Посетив музей «Сайгатка» мы отдохнули душой. Здесь русский дух, здесь Русью пахнет!

ТЕКСТ Ермильева Светлана
Наш Урал
Портал «Наш Урал» - единственный ресурс в интернете, который в течение 10 лет предоставляет проверенную и достоверную информацию о достопримечательностях всего Уральского региона: от Полярного Урала до Казахстана. На портале можно получить информацию не только туристических возможностях Урала, но и о том, какие события происходят на Урале, где можно попробовать уральскую кухню, какие уральские подарки привезти с Урала. Кроме всего этого мы издаем самые лучшие книги об Урале.