Архитектурно-этнографический комплекс «Сайгатка» расположен в черте города Чайковский, расположенный на месте старинного села Сайгатка, известного с 1646 г. В настоящее время от села сохранилась часть главной улицы и несколько переулков, а так же курной дом крестьянина-старообрядца конца XVIII—начала XIX веков, в котором и расположен музей.

Координаты для GPS-навигатора

56.77558746432958, 54.142994776324414

Село Сайгатка на карте

Расстояние от крупных городов

Екатеринбург Показать маршрут
Челябинск Показать маршрут
Пермь Показать маршрут
Уфа Показать маршрут
Курган Показать маршрут
Оренбург Показать маршрут
Тюмень Показать маршрут
Ханты-Мансийск Показать маршрут

В 1989 г. решением Чайковского горисполкома дом по ул. Гагарина, 98 отнесен к категории памятников местного значения и передан музею для музеефикации. Открыт в 1993 году при Чайковском краеведческом музее. С 2000г. является памятником деревянной архитектуры регионального значения. Это единственный памятник деревянного зодчества XVIII века в Чайковском районе.

Главная зимняя изба относится ко второй половине XVIII века, и является одной из древнейших построек в Чайковском районе. Изба срублена жителями села Сайгатка Щелкановыми «в обло» из кондовой сосны без использования гвоздей, с помощью долота и топора. Двускатная крыша покрыта тесовыми досками, упирающимися в выдолбленные желоба. Изба сохранилась удивительно хорошо, включая такую редкость, как встроенная мебель и глинобитная печь. Прочая мебель была завезена музеем и датируется второй половиной XIX века. Анахронизма в этом нет, так как изба служила крестьянам вплоть до 1989 года, когда последней хозяйке Т.Л. Дерюшевой была предоставлена современная двухкомнатная квартира. Сохранилось не так-то много дворцов и дворянских усадеб конца XVIII века. С интерьером – тем более. А крестьянское жилище того времени – явный уникум.

В усадьбе по замыслу архитектора В.А. Побоженко восстановлены ледник, интерьер, баня по-черному, хозяйственный навес. Основная особенность комплекса – изба-музей находится на исторически-подлинном месте.

В прошлом это была «курная изба». Дом построен из той сосны, что называли кондовой – мелколистной, структурной, напоминающей лиственницу. Встроенная мебель сделана из липы – «теплого» дерева, не имеющего сучков и не выделяющего смолы. Сама изба и мебель срублены без единого гвоздя. Это и определило ее сохранность. Вся изба построена без применения пилы – только топором и долотом. Пол устроен не из доски, а из плах, то есть бревен, разрубленных вдоль пополам.

Здесь все удивительно просто, компактно и прочно, все учитывает природные особенности материалов и рассчитано на много поколений.

Первоначально это было трехкамерное трехфункциональное жилище, состоящее из зимней (теплой) избы и летней избы (клети). Но клеть до настоящего времени не дошла в результате семейного раздела.

Наблюдение за избой велось с 1960-х годов, и уже тогда с хозяев было взято обязательство, не менять внутреннее устройство своего жилища.

В доме восстановлен интерьер весенне-летнего периода, позволяющий показать домашнее занятие крестьян, ткачество, плетение лаптей, витье веревок, шитье. В нем размещены комплексы традиционной старообрядческой одежды, домашней утвари, посуды.

Современному человеку в этой избе многое кажется непонятным, но в тоже время это и привлекает, и заинтересовывает посетителей. Деревянный дом был так же рационален и во всех деталях продуман, как кабина космического корабля, только более удобен и насыщен естественной символикой. В северной избе все было направлено на сохранение тепла: и высокая подклеть, и маленькие косещатые окна, и узкие дверные проемы, и высокие пороги. И даже скругленность внутренних углов, чтобы выступы в них не промерзли. С углов здесь и начинаются экскурсии. Точнее с их функций – ремесленнической, сакральной, хозяйственной, отдыха.

В доме у старообрядцев всегда прибрано, каждый предмет имеет своё место. Главное место в доме — красный угол, справа впереди (от входа). В нем углу находится божница, куда ставят иконы. Божница обязательно должна находиться в юго-восточном углу. Иконы обязательно должны были стоять, а не висеть.

Повседневный быт старообрядцев определялся религиозными воззрениями. Старообрядцы считали, что все, что их окружает, от Антихриста, нечистое и поэтому в быту требовалась особая чистота. Дом хозяева убирали несколько раз в день, печь подбеливали, деревянные полы, лавки, полки скребли вениками, ножами, оттирали песком каждую субботу.

В доме они держали специальную «мирскую» посуду для гостей, а для семьи была общая. Говорят, что окажись в староверческом поселении, от голода умрешь – это неправда: в доме старовера всегда накормят и напоят, только из «мирской посуды».

На обеденном столе, покрытом домотканой скатертью, должны стоять хлеб, соль и вода. Воду нужно обязательно накрыть, а то «бес искупается и хвостом покрутит». Если из кружки пил незнакомый человек, то ее выбрасывают. Соль из солонки нужно взять и положить рядом с тарелкой, каждый раз присаливая пальцами, потому что «если в соль макаешь, то предаёшь Господа» (ведь соль враги Христа кидали ему на раны).

Изначально староверы готовили в печи, клали в горшок все продукты одновременно, утром ставили его томиться в печку, в обед ели приготовленное. Готовили жаркое: картошка, мясо, вода, много лука, соль, перец – никаких особых изысков, но очень вкусно. А самой яркой особенностью староверческой кухни является чай. У староверов правило: сначала напоить чаем, потом только накормить. Чая пьют много, по 3-4 раза в день, до еды и после. Чай пили из самоваров. Воду на чай брали только из родниковых источников.

Слева впереди – середь. Это место хозяйки дома, отгороженное от основного объема заборкой, здесь представлена посуда, в основном для выпечки хлеба: сеянцы, в которых просеивали муку, корчажки, корноватки (специальные тарелочки, плетенные из еловых корней), в которых тесто, отстаиваясь, приобретало форму караваев, после чего отправлялось на лопате в печь.

Справа сзади, у входной двери, подпорожье. Согласно традиционному этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти в красный угол только по особому приглашению хозяев.

Староверы не говорят друг другу «спокойной ночи» и «здравствуйте», а – «здорово почивали», «здорово дневали». Не употребляют «спасибо» при благодарности, а «спаси Христос», т.к. в спасибо часть «бо», «бай» означает демона, нечистую силу. Провинился — «прости, Христа ради». Мужчины здоровались под козырек: «Доброго здоровья», женщины — с поклоном.

Слева сзади – печной угол. В нем стоит печь, занимающая треть избы. До 1870 года, когда была сделана труба, она топилась по-черному, то есть изба была курной: дым проходил прямо в помещение, а далее – в открытые двери и в дымоволок – отверстие до сих пор сохранилось в потолке.

Именно курным характером избы объясняется низкое положение полатей: дым во время топки колыхался под потолком густой пеленой. Но полати со спавшими в них ребятишками находились ниже его уровня. Теперь о них можно стукнуться головой. Но посетитель быстро запоминает, что входя в избу надо пригибаться. Печь топиться и в настоящее время – другого отопления в ней нет, так что музейным работникам приходиться колоть дрова, складывать поленницы.

Одежда из простой грубой ткани, льняная или конопляная, называлась холстинное. Пояс служит знаком супружеской верности, связан с защитными функциями (от нечистой силы). После крещения пояс становился обязательным атрибутом старовера до конца его жизни.

Музей в Сайгатке имеет счастливую возможность дать комментарий каждому предмету, исходя из рассказов бывшей владелицы. В ходе экскурсий рассказывается об изменениях в крестьянском быте, происходящих с течением времени.

Посетителям в ходе экскурсий рассказывают об огороде, в котором музей выращивает лен. Растут, стихийно пробиваясь из земли, хмель и дикий виноград, которые здесь когда-то выращивали.Интересно зайти в чулан, где сундуки и короба, плетеные туеса, бутылки, корыто для стирки.

Восстановлен ледник глубиной 2,5 метра. В нем хранят продукты. Тут же при леднике – навесы для дров, где сушили веники для бани. Баня – по-черному. Топили баню царскими дровами – ольхой.

Сохранилось много запретов, связанных с баней. Например, выйдя из бани нужно обязательно умыться. Банная вода считается «поганой». Домашние ведра не должны использоваться в бане и др. Возможно, это связано с тем, что бани не освящаются.

Музей уже давно стал брендом города. В «Сайгатке» проходят традиционные театрализованные фольклорные представления и праздники.

Для детей музей проводит игровые экскурсии. Например, экскурсия «Тайны старых стен» рассказывает, что в избе живет суседко, в леднике – шишок, в бане – банники. Это может быть последнее, что помниться о микрокосмосе русской избы, хотя, пожалуй, не самое существенное. Посетив музей «Сайгатка» мы отдохнули душой. Здесь русский дух, здесь Русью пахнет!

Интересно? Расскажи друзьям!
avatar