Эта история – про человека, который нашел свою тему в 5-м классе средней школы, и сумел пронести ее через всю жизнь. Про человека, который, по его словам, вырос в казачьей станице, которую придумал сам и увидел сам, а потом сумел сделать так, чтобы и все остальные увидели то, что видел он.
Благодаря майским каникулам мы с мужем побывали в станице Кардаиловской в доме-музее казаков, в гостях у Валерия Григорьевича и Галины Бешенцевых. Я, наконец, познакомилась с человеком, придумавшим поразивших меня глиняных казаков, и даже с Алексеем – сыном Валерия Григорьевича – который и сделал конкретно «моего» казака (поэтому на нем стоит клеймо с АБ – Алексей Бешенцев). Но обо всем по порядку.

Станица Кардаиловская и музей

Станица Кардаиловская находится в 80+ км от Оренбурга. Путь на авто занимает около 1 часа, дорога отличная, хоть и несколько пустынная. Я рекомендую этот музей к посещению всем, кому нравится история повседневности и история быта – даже если вы не интересуетесь именно казаками и казачеством, благодаря огромному количеству живых материалов, собранных в музее, по итогу у вас возникнет ощущение, что вы лично знали и каждого из 6-х братьев Нестеренковых, и их отца, и их матушку, и прадеда, который стал монахом в миру (я раньше только читала о таких людях). Этот музей точно дает ощущение того, как зыбучие пески времени оседают под ногами, и ты проваливаешься в прошлое (неточная цитата из «Вся королевская рать», но суть передает). Много подлинных предметов, собранных и восстановленных: настоящее оружие, складная походная кровать, мебель, в том числе «походный именной сундук» казака, одежда, книги, письма, иконы, украшения. Очень много фото. Подборка книг по истории казачества. Идеально заправленная хозяйская кровать с вышитыми подзорами и подушками – весь текстиль по подлинным образцам восстановлен Галиной Бешенцевой. Этот музей – объемное, 3D изображение мира казаков, он полностью дает представление о том, как и чем жила казацкая семья накануне революции.


Музей идеален для посещения небольшими группами: во-первых, он маленький сам по себе, это настоящий жилой дом некогда богатой казачьей семьи атамана Нестеренкова; во-вторых, в музее столько всего, что хранить фонды толком негде, частично они лежат повсюду, и группе больше 4-х человек будет, на мой взгляд, сложно.

Глиняная миниатюра

Теперь о глиняной миниатюре. Познакомившись с Валерием Григорьевичем, я поняла, что именно меня так зацепило в его игрушке. Дело в том, что «кардаиловская игрушка» – это не совсем игрушка, хотя нечто похожее можно видеть на фотографии казачьих мальчишек начала 20-го века; тем не менее, это совсем не игрушка, это жанровая авторская миниатюра, которая стоит на стыке традиционной глиняной игрушки (ее ближайший народный «родственник» – дымковская игрушка) и фарфоровой европейской и советской миниатюры (и здесь ее ближайшие родственники – кузнецовский фарфор и ЛФЗ / Императорский фарфор).

Отсюда – невероятная для народной игрушки детализованность: у казаков, Перовского, Пушкина, Николая I проработаны не только узнаваемые, портретные черты лица, но и одежда, отличительные знаки, оружие, детали. А лошадка, напротив, сделана подчеркнуто схематично и обобщенно. Миниатюры Валерия Григорьевича соединены в тематические группы: «Казачья сотня», «Пушкин и Перовский», «Пушкин и Николай», «Казаки в разведке». В музее показана эволюция миниатюры — в первых вариантах фигурка ближе к дымковской, далее — уже все более и более узнаваемая и авторская. Круг персонажей и тем очерчен: это 1812-й, это казаки, это Пушкин и его современники, это персонажи повести Пушкина «Капитанская дочка».

Идеи о развитии туризма

Мы много говорили с Валерием Григорьевичем; он отмечает рост интереса к его миниатюре, особенно в последнее время, и рост интереса к музею. Люди приезжают отовсюду. На мой взгляд, этот музей обязательно нужно включать в маршрут всем, кто приезжает в Оренбург: до него достаточно просто доехать, это действительно нечто уникальное, не имеющее аналогов место. Ближайший аналог, который пришел мне на ум – храм всех религий под Казанью, с оговорками, конечно. Валерий Григорьевич рассказал о своей задумке еще одного музея, посвященного «Капитанской дочке», в соседней станице Нижнеозерной – именно это место стало прообразом Белогорской крепости в повести Пушкина. Я считаю, что сейчас Оренбург находится в совершенно уникальном историческом моменте, не воспользоваться которым – грех. Нам стоит задуматься о создании кластера для развития культурно-познавательного туризма. Этот кластер должен объединить большой квартал в самом Оренбурге, что позволит сохранить исторический центр, и кластер за пределами города, в который смогут войти музей в Кардаилово и будущий музей в Нижнеозерной. Пример тому есть – Казань, которая развивает подобный туризм не первый год. Мы должны воспользоваться моментом, когда россияне стали, наконец, массово интересоваться историей своей страны, имея возможность путешествовать на личных автомобилях и в составе групп. От этого точно выиграют все: и любители старого города, и бизнес (я вот точно не откажусь от гостей на уикенды в отеле!), и рестораны, и устроители экскурсий. Нужен диалог, проектный подход, изучение чужого опыта. Есть федеральные целевые программы, и при определенных усилиях со стороны города и региона, общественников, музейного сообщества и туристического коммьюнити может получиться очень хорошо. Так вижу, как говорится.
P.S. Музей открыт практически ежедневно. Успевайте! Он невероятный!

Мария Нупбаева

Интересно? Расскажи друзьям!
Нам нужна ваша помощь!
Наш Урал
Портал «Наш Урал» - уже больше 10 лет предоставляем проверенную и достоверную информацию о достопримечательностях всего Уральского региона: от Полярного Урала до Казахстана.
avatar