Эта статья участвует в конкурсе «Малые города — удивительные достопримечательности 2021»

В сентябре в южном приделе Успенского храма в Челябинской области впервые за сто лет отслужена Божественная литургия — старинная церковь была закрыта почти век назад

«Джунгли» победили, впереди – стройка!

Перед Успенским постом монахиня Феодосия, основательница Покровской монашеской общины при храме села Булзи, обратилась через соцсети к своим подписчикам с просьбой поучаствовать в субботнике на территории разрушенной церкви Успения Пресвятой Богородицы в городе Касли (улица Советская, 56).

— Поработать приехали неравнодушные люди из Челябинска, Озерска, Снежинска, Каслей, Багаряка, Булзей, в том числе священники Павел Курбатов, Сергий Топычканов, Павел Беспалов, Александр Калимуллин, — рассказывает председатель приходского совета храма Успения Божией Матери в Касли монахиня Феодосия. — Среди работников было немало ребятишек, трудившихся не покладая рук. Работы предварил молебен на начало всякого доброго дела. Ну а потом заросли, которые вплотную окружали старинный храм, стали довольно быстро исчезать. В результате все деревья, кустарники и трава вырезаны и сложены в большую кучу. Начало восстановлению храма положено. Впереди еще много трудов.

Заводы в здании церкви

Успенский храм – один из старейших в городе Касли, построен в XVIII веке стараниями заводовладельца Никиты Демидова. На фотографиях начала ХХ века видно, каким большим и красивым он был – с пятиярусной колокольней, куполом с узорчатым крестом, пятигранным алтарём.

— Сведения о строительстве Успенской церкви находим в книге «Приходы и церкви Екатеринбургской епархии» 1902 года издания, — рассказывает Марина Головкина, краевед. — Заводской Успенский храм изначально был построен деревянным в 1761 году, по мнению каслинского историка В.М. Свистунова. Пугачёвский бунт 1773-1774 гг. стал трагическим событием для жителей Каслинского завода. Разбойному разорению был подвергнут сам завод, жилые постройки каслинцев, сожжена была и заводская церковь Успения Божией Матери. После этих трагических событий на месте погибшего деревянного храма в 70-х годах XVIII века была построена каменная церковь. Храм был выстроен двухпрестольный: один придел во имя Успения Божией Матери, другой во имя святых апостолов Петра и Павла.

Это был первый каменный храм в Касли. Строительство началось в 1777 году, а в 1785 храм был освящён. В 1899 году началось расширение церкви, закончившееся в 1904 году. Пристроили северный и южный приделы, а также притвор. Церковь обнесли оградой чугунного литья и поставили арочные каменные ворота с трёх сторон, кроме восточной.

— Изучая «Клировые ведомости Успенского храма» за 1806 год читаем, что пристол апостолов Петра и Павла был в холодном помещении храма, которое было снабжено различной церковной утварью: две чаши с дискосами серебряные, три креста серебряных позлащённых, а так же дароносицы, кадила, ризы, лампады, подсвечники, церковные книги, — продолжает Марина Александровна. — Автор ведомостей пишет, что иконостас был «очень хорошей столярной работы, иконы живописные и работы очень хорошей… колоколов семь и в них весу 208 пудов…» Вверено всё это церковное имущество церковному старосте – крепостному крестьянину Семёну Андреевичу Мурашкину.

Сто лет назад, в 1918 году, красногвардейцы расстреляли трех священников Александра Миропольского, Петра Беляева, Петра Смородинцева вместе с верующими, которые не оставили своих пастырей. Батюшки были похоронены возле этого храма. Сейчас их мощи лежат под слоем бетона и мусора. Все трое канонизированы как новомученики.

В 1930 году Успенская церковь была закрыта. Колокольня и купола были разрушены. Изначально здание переоборудовали под Дворец культуры. Затем передали Каслинскому чугунолитейному заводу. В храме долгое время располагались заводские цеха, он обрастал промышленными корпусами и пристроями. В годы войны в храме заработал пятый тарный цех завода, который выпускал тару для мин и снарядов.

В конце прошлого века на территории храма размещался чугуно-литейный цех.

К древним святыням храма можно отнести четыре иконы, сохранившиеся от пожара первого деревянного храма: икону «Знамение» Божией Матери, образ Вседержителя, пророка Илии и мучеников Фрола и Лавра.

В последнее десятилетие в Каслях появилась традиция в большие праздники ходить крестным ходом от храма Вознесения Господня к Успенской церкви. Верующие надеются, что храм будет восстановлен.

— Сейчас здание находится в аварийном состоянии, — говорит матушка Феодосия. — Древний храм разрушается. Если не принять срочных мер по восстановлению, то мы можем утратить его навсегда. Каждый может помочь в восстановлении храма: трудом или средствами. Стоит собрать крупную сумму, тогда мы совершим большой рывок в восстановлении храма. И здесь каждый рубль важен. Если хотите потрудиться, звоните: 89323030605. Деньги можно перечислить на карту Сбербанка, которая привязана к номеру вышеназванного номера телефона с пометкой «На храм Успения» (держатель карты Ольга Викторовна Новгородцева), либо на реквизиты, указанные на сайте храма. Каждый внесший свою лепту трудом или заработанным рублем станет частью огромного дела: возвращения себе и своим потомкам святыни, которая поддержит в любых испытаниях.

Священномученик Александр Миропольский (1843-1918) служил в Казанской, а с 1910 года – в Екатеринбургской епархии. Самый старший из трех каслинских новомучеников. Его расстреляли в 75 лет. В 1911-1918 служил в Успенском храме города Касли. Был известным миссионером, обратил в христианство немало татар и башкир. Это был человек, который даже в преклонном возрасте удивлял окружающих своей бодростью и активным образом жизни. Например, выслужив полную священническую пенсию, в возрасте 60 лет отец Александр поступил в Казанскую духовную академию вольнослушателем. Энергии и намерениям батюшки поражались и студенты, и преподаватели. Сам отец Александр держал себя со всеми просто, приветливо, а профессора увидели, что он действительно приехал учиться миссионерской работе, а не для провождения своего свободного времени. Как студент, батюшка стал образцом для всех: он не пропустил ни одной лекции, в аудиторию проходил одним из первых и последним уходил из академии. Своим однокашникам говорил поучительно: «Эх, молодые люди! Вам всё погулять хочется, вот дело-то и встало. А ведь жизнь не ждет. Ведь потом, небось, других учить будете…».

После окончания академии отец Александр стал служить в Успенской церкви Каслинского завода Екатеринбургского уезда. В 1917 году был арестован в Надеждинском заводе за распространение религиозно-нравственных книг и брошюр, переведенных им на татарский язык. Только после прошения татар, которые удостоверили власти, что в книгах нет ничего контрреволюционного, Совет рабочих депутатов его освободил.

Но 6 июля 1918 года отца Александра арестовали вновь и вскоре расстреляли. Люди, готовившие тело к погребению, рассказывали, что перед смертью священника мучили. Нанесли несколько ударов по лицу, били тесаком по телу, сломали ногу и прокололи ступню. В завершение батюшку, связанного по рукам, бросили в яму. В те страшные дни было убито еще 30 жителей Каслинского завода. Среди жертв были еще два священника. После изгнания красноармейцев каслинцы разыскали тела всех убитых. Погибших хоронили 20 июля. Этот день стал днем траура для всех жителей Каслинского завода. Хоронили всех погибших каслинцев, а с ними священников. Отпевал земляков чудом спасшийся настоятель Успенского храма отец Константин.

Священномученик Пётр Беляев (1873-1918), выпускник Владимирской духовной семинарии, служил в Каслях с 1904 года. Преподавал Закон Божий в местной двухгодичной школе. 16 июня 1918 года он отпевал умершего и после литургии проводил в последний путь усопшего до кладбища, несмотря на опасность. За Каслинским заводом шла перестрелка между красноармейцами и местным отрядом народного ополчения. По возвращении с кладбища священник был арестован. Вел себя достойно, был спокоен – простился с семьей и попросил передать всем, чтобы его простили, кого он волей или неволей огорчил. В ночь на 17 июня отца Петра расстреляли.

Священномученик Пётр Смородинцев (1866-1918) много лет служил псаломщиком и диаконом, священником стал в 42 года. В 1908-1918 служил в селе Юшково нынешнего Каслинского района Челябинской области. После прихода красных арестован. Расстрелян вместе с протоиереем Александром Миропольским. Отец Петр построил в Юшково паровую мельницу, провел электричество, оборудовал ремонтную мастерскую. В результате село превратилось почти в автономный промышленно-сельскохозяйственный комплекс, где крестьяне обеспечивали себя всем необходимым. Прощаясь при аресте с родными, он всех благословил и сказал: «Живите с Богом, а мне уже не видеться с вами!»

Вместе с протоиереем Александром Миропольским отец Петр был увезен красными за 15 верст от Каслей и расстрелян близ речки Горькой. Впоследствии, при приходе белых он был опознан лишь по подряснику: голова его была разбита топором или кайлом, а на теле обнаружены две огнестрельные раны.

Священников решено было похоронить около правой стороны главного алтаря заводской церкви Успения Пресвятой Богородицы, построенной в конце XVIII века. Могильный холм получился большой – длиной в три сажени. Люди, провожавшие каслинских батюшек в последний путь, вышли из церковной ограды только под вечер.

Автор: Виктория Сорокина, gubernia74.ru
Фото: gubernia74.ru

Интересно? Расскажи друзьям!
Подписаться
Notify of

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments