Кочкарь — село в Пластовском районе Челябинской области. Всего десять улочек. Обойти их можно за час-полтора. И жителей не больше полутысячи. А когда-то, лет 250 назад, место это было весьма оживленным. В селе Кочкарь был крупный приемный пункт золота и самоцветных камней. А вокруг бушевала «уральская золотая лихорадка».
Село Кочкарь
Жили здесь степенно, размеренно, основательно. Население — казаки, мещане, старатели-золотодобытчики, купцы, монахи. В селе полно сильно обветшалых, но все еще внушающих мысли о былой добротности старинных домов. Хотя много и полуразрушенных, и даже брошенных. Дома изуродованы электропроводкой, телеантеннами, кое-где навтыкали пластиковые окна, но все равно в них легко угадываются бывшие купеческие хоромы на каменном цоколе, лавки, склады и тесовые терема.
Гуляя по улицам, я представила, как с утра приказчики отпирали лавки, раздували самовар, бойко зазывали покупателей. А те придирчиво щупали сукно или ситец, пробовали сбитень и ситно, любовно поглаживали карман с тугой мошной. С современном местном магазинчике мне ничего не захотелось покупать. И жители выглядели обыденно. Только в одном дворе, ворота которого были настежь распахнуты, шло приготовление к свадьбе. Расспросив проходившую мимо девчонку, я узнала, что «Наташка замуж выходит». Я тоже помахала невесте рукой, пожелав совет да любовь.
Храм Вознесения Господня и подземные ходы
Полюбовалась на местный Храм Вознесения Господня, который, если смотреть издали, живописно отражается в речке. Он был построен в 1864 году на пожертвования прихожан. Я зашла в эту церковь, поразглядывала убранство, поставила свечу у иконы Казанской Божьей матери. Поговорила с церковным служкой. Этот дедок рассказал, что в советское время коммуняки храм осквернили, сделали из него зернохранилище. И лишь в 2003-м церковь стали восстанавливать.
С гордостью показал мне несколько старинных икон, одну из которых назвал «Аустерлицкой», сказал, что она была написала в честь взятия казаками одноименного населенного пункта. Иконы во времена поругания церквей спасали старушки-верующие. Кто-то додумался сделать из икон ставни: закрасили краской и навешали на них петли. Так и сохранили. А то бы комиссары сожгли. Под храмом есть старинный подземный ход. Только он теперь засыпан. Его стены и своды стали обрушиваться, и вход в катакомбы от греха завалили. Куда он вел, зачем был выкопан, сейчас уже никто не вспомнит.
Старинное кладбище
Рядом с селом, за рекой — старинное кладбище, на котором до сих пор лежат каменные могильные плиты с высеченными на них надписями. Буквы старославянские, к тому же полустертые, но я смогла понять, что под одной из плит «покоится прах дочери Екатеринбургского мещанина, девицы ….ры (Тамары? Клары? Варвары?) Михайловны …огозинниковой (фамилию можно установить по церковным книгам, если они сохранились), родившейся (непонятно какого) числа 1865 года, а почившей 8 июня 1888 года». Жалко девицу, молодой умерла, 23 года только было. Хотя, для того времени возраст взрослой матроны, матери двоих-троих детей… На соседней могильной плите удалось разобрать только три слова: «…раба божия санкт-петербургского…» Значит, мужчина или парень. Но именно у этой плиты в землю была воткнута красная пластмассовая роза. Неужели потомки до сих пор помнят? И несут цветы…
Спрятанные клады
А еще говорят, что в селе спрятано множество кладов. Когда купечество почуяло, что в Кочкарь вот-вот нагрянут злые люди в буденовках, принялось распихивать золотишко в разные неожиданные места. Старожилы находили схроны то в кладке цоколя собственного дома, то в печной трубе, то у себя на огороде. Но это были редкие счастливчики. Большинство кладов найти так и не удалось. Возможно, они заговоренные, а это значит, без потайного слова не откроются.
А мне, представьте, повезло. Точнее, не мне самой, а одному из моих товарищей по путешествию. При обстоятельствах, о которых я не буду здесь рассказывать, он нашел на поле возле Кочкаря царскую денежку достоинством в 1 копейку. И подарил ее мне. Копейка датирована 1823 годом, эпоха Александра I. Между прочим, имеет определенную нумизматическую ценность. Теперь эта денежка будет лежать в моей коллекции как живая память о Кочкаре…
Что же Вы, мадам, говорите про копейку 1823 года, а в руках держите 1881 -го, Александра третьего, но никак не 1-го?
В Качкаре жил мой прадед Севастьянов Василий очество к сожалению не знаю, в двухэтажном каменном доме. После в из доме был детский сад, потом роддом и сейчас живут 2 семьи. Может кто знает что нибудь про эту фамилию. Были ли у Василия братья и сестры, как звали их родителей. Хочется найти родственников, просто пообщаться.