Эта статья участвует в конкурсе «Малые города — удивительные достопримечательности 2021»

В 2020 году рабочему посёлку Кропачёво, именуемому с 2005 года как Кропачёвское городское поселение, исполнилось 120 лет.

Своим рождением посёлок целиком и полностью обязан Самаро-Златоустовской железной дороге, одноколейный путь которой был проложен по территории Симского горнозаводского округа в 1889-1890 гг. Строительством магистрали в то время успешно руководил инженер путей сообщения Константин Яковлевич Михайловский.
В проектировании, изыскательских работах и непосредственно в возведении железнодорожного полотна на участке Уфа-Златоуст самое активное участие принимал другой талантливый инженер и однофамилец начальника, а также известный писатель Николай Георгиевич Гарин-Михайловский, автор книг «Детство Тёмы», «Гимназисты», «Студенты», «Инженеры».

Самыми сложными в границах Симского горного округа оказались изыскания пути от Ерала до места предполагаемой станции, которые осуществляли инженеры братья Кропачёвы.

Первоначальный план трассы предполагал наиболее короткий путь от села Ерал вдоль Мохового болота прямиком на Усть-Катав. Второй вариант, предложенный братьями Кропачёвыми, был несколько длиннее и извилистее: от Ерала через так называемое «Дунькино колено» с выходом на плато близ башкирской деревни Яхино. Но этот проект в итоге оказался менее затратным и не столь рисковым. Его и приняли в разработку.

Чья это фамилия?

Отсюда и первая версия, почему основанная здесь в 1890 году линейная станция получила название Кропачёво — по фамилии братьев-путейцев. По другой версии, распространённой среди местных краеведов, станция названа так в честь купца-подрядчика Александра Павловича Кропачёва (1824-1906 гг.), основного поставщика хлеба и прочего провианта по льготным ценам для строителей Самаро-Златоустовской железной дороги, чей ежедневный изматывающий и изнуряющий труд был, действительно, сродни подвигу.

Полагаю, что обе версии имеют право на существование, а, стало быть, заслуживают того, чтобы считать их реальными источниками происхождения названия станции. Вот что говорится на этот счёт в Википедии — народной энциклопедии: «В 1890 году министерство путей сообщения Российской империи за большой вклад пермского купца и промышленника Александра Павловича Кропачёва в развитие системы транспорта в стране приняло решение назвать одну из станций Самаро-Златоустовской железной дороги его именем — «Кропачёв». Добавлю: путейцам в то же время хотелось оставить память и о двух братьях-инженерах Кропачёвых, которые спроектировали и строили участок дороги от Ерала до Яхино. Так и разрешился этот вопрос: название станции по праву трансформировалось из «Кропачёв» в слово «Кропачёво», что мы и имеем на сегодняшний день.

Штрихи к названию станции и посёлка

В этой связи вынужден, однако, заметить, что с неверной подачи челябинского краеведа Н. И. Шувалова в ряде последующих публикаций название станции, якобы как исторически правильное, выводится в транскрипции «Корпачёво», а уж, мол, потом, со временем оно превратилось в «Кропачёво».

Прим. Шувалов Н. И. От Парижа до Берлина по карте Челябинской области. Челябинск, 1982, с. 64; Сурин Л. Корпачёво или Кропачёво? — «Челябинский рабочий», 16.01.1983 г.;
Литвинов В. Православие на земле Кропачёво. — «Стальная искра», 22.05.2020 г.

Но это не более чем досадная ошибка. Никогда станция не именовалась словом «Корпачёво»! Просто в лексиконе колхозников и жителей сёл, окружающих станцию, действительно, когда-то бытовало искажённое разговорное слово «Корпачёво», видимо, для упрощения в произношении. Исторические же лица, как известно, и братья-инженеры, и купец 1-й гильдии, в честь которых и была названа станция, свою фамилию писали строго как Кропачёвы и не иначе.

Любопытен в этом смысле и тот факт, что сын купца А. П. Кропачёва, Николай Александрович Кропачёв, проживавший в Самаре, в дореволюционное время постоянно поддерживал связь с руководством станции Кропачёво. А поселковой церкви, построенной в 1902-1903 гг. во имя Святого Благоверного и Великого князя Александра Невского, он даже оказывал материальную помощь. На название станции Кропачёво как на исторически верное указывают и документы, и артефакты тех лет: например, расписание движения пассажирских поездов на 1892 год и вывеска с названием станции на самом первом деревянном здании вокзала, выстроенном в те же годы.

История Кропачёво

А теперь обратимся к истории посёлка, сформированного вокруг станции к 1900 году. Кстати сказать, в том же году он и получил своё название — Андреевский (Андреевка), в честь родившегося тогда в семье управляющего округом А. И. Умова сына Андрея. Практически, посёлок стал расти с первых же лет существования станции. Но если в конце 90-х годов XIX века в нём было всего семь жилых домов, то в последующие годы число их резко увеличилось. Так, по данным первой советской переписи населения 1920 года, в посёлке Андреевский, входящем территориально в состав Еральской волости, насчитывалось уже 183 домохозяйства, в которых проживало 909 человек (Центральный исторический архив Республики Башкортостан, фонд Р-473, оп. 1, д. 932). А почтовый адрес их с 1924 по 1929 гг. звучал достаточно длинно: станция Кропачёво Андреевского сельсовета Миньярского района Златоустовского округа Уральской области…

В 1929 году — в год «великого перелома», говоря словами И.В. Сталина — посёлок Андреевский был отнесён к категории посёлка городского типа и получил такое же название, как и станция — Кропачёво. А на его территории был создан колхоз имени К. В. Рындина, просуществовавший, правда, недолго — всего семь лет.

«Стальная искра»,
31 июля 2020 года

Интересно? Расскажи друзьям!
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments