Существует легенда, что, когда в советские времена со Свято-Троицкого храма сбрасывали колокола, один из них якобы скатился прямо в пруд. Тогда его не смогли или не захотели доставать. Если данное предположение соответствует действительности, то, возможно, его поиски стоит продолжить. Тем более, что в наше время работы по восстановлению храма проводятся, хоть и не такими темпами, как велось его строительство.

Необычная церковь

В поселке Верхнекыштымского завода эта церковь была построена второй после церкви Сошествия Святого Духа. Позднее в Кыштыме появились еще два храма. Основное отличие этой церкви состоит в том, что она являлась единоверческой. В прихожанах подобных церквей числились люди, которые изначально не признали «новую веру», но со временем решившие оставить раскол и присоединиться к православной церкви на правах единоверия.

«Православные старообрядцы (единоверцы) – чада Русской Православной Церкви, придерживающиеся «старых» обрядов в богослужении и особого строгого уклада в приходской и домашней жизни. Последователи древних обрядов объединены в приходы, которые называют единоверческими, или старообрядными. Подчиняются они, как и все православные приходы, местному архиерею».
 Владимир Басенков, Как устроен единоверческий приход

Инициаторами строительства Свято-Троицкого храма в Кыштыме являлись заводчики Зотовы. Сами они были старообрядцами, но прекрасно осознавали необходимость возведения именно такого храма, так как во времена правления Николая Первого в России вновь начались притеснения поборников «старой веры».

Единоверческая церковь служила защитой для староверов, поэтому некоторые из них решили укрыться под сводами храма. Хотя оставались и те поборники своих убеждений, которые не захотели этого сделать.

Свято-Троицкая церковь

Возведение храма

Церковь построили в кратчайшие сроки с 1847 по 1849 года. Даже сегодня, при использовании большого количества специальной техники, такие скорости строительства могут показаться рекордными. В середине позапрошлого века, когда использовался по большей части ручной труд, организовать работы и обеспечить стройку всем необходимым, могло казаться и вовсе задачей невыполнимой.

Строительство велось в основном на средства купца первой гильдии, управляющего Верхне-Кыштымским железоделательным заводом Тита Поликарповича Зотова. Имя и деньги этого известного человека играли решающую роль. Хотя отношение к фамилии Зотовых в Кыштыме остается до сих пор неоднозначным. В их семейной истории еще достаточно много белых пятен для исследователей.

Свято-Троицкая церковь в Кыштыме

Церковь вышла на славу

В итоге в Кыштым возвысилось еще одно культовое сооружение, украсившее общий архитектурный ансамбль. Церковь построили на высоком берегу прибрежной полосы пруда. К зданию вели широкие ступени. Сама церковь исполнена в трехпрестольном варианте, в белоизвестковом оформлении. Ее украшали центральный фонарь, четыре восьмерика и пять куполов.

Внутренние сферы позволяли усилить акустику. Внутри, для возможности уединения прихожан во время молитвы, построили несколько сферических помещений в виде часовен.

Тяжелые для церкви времена

В таком виде церковь прослужила до конца 20-х годов прошлого века. Тогда ее закрыли и долгое время использовали здание не по назначению. Здесь был организован клуб, где проводились торжественные заседания, а еще здесь организовали молодежное общежитие. С 1934 в помещениях церкви действовал заводской клуб и кинотеатр, которым присвоили имя Сергея Мироновича Кирова, погибшего 1 декабря 1934 в Ленинграде от рук убийцы.

В разгар уничтожения в СССР храмов, со Свято-Троицкой церкви в Кыштыме сбросили колокола, демонтировали купольные барабаны и таким образом изменили ее внешний вид. Вход организовали с алтарной части. Одно время над входом бывшего храма красовался даже портрет Сталина.

Во времена Великой Отечественной войны в этом знании провожали на фронт призывников и добровольцев. Кыштымцы отправлялись на войну из здания с намоленными за десятилетия стенами. Наверняка, многие из них помнили, что здесь был храм и могли в душе обращаться к Господу за благословением и защитой.

 

Вид со стороны пруда
Могильный крест возле храма

Начало пути к возрождению

В 90-е годы, когда предприятия массово сбрасывали со своего баланса содержание социальных объектов, бывший храм превратился в бесхозное строение и подвергся разрушению. Только в 2004 году начались переговоры о возвращении епархии этого здания, завершившиеся соответствующим соглашением. В 2005 году бывший храм вернулся в лоно православной церкви и прошел чин освящения.

В марте 2013 года благословение на восстановление храма в честь Троицы Живоначальной дал владыка Феофан. 21 марта 2013 года у стен храма состоялся молебен «На начало добрых дел». Этот момент считается точкой отсчета, с которой начались восстановительные работы в храме. Уже к осени 2013 года на церковь установили крест.

Восстановлением храма сегодня занимается группа сподвижников. Люди приходят сюда по выходным дням и производят посильные работы. Принять участие в восстановительных работах может любой желающий человек. Сбор участников и распределение работ в храме во имя Троицы Живоначальной происходит каждую субботу в 11 часов утра.

Координаты объекта: 55.711704,60.534134

Автор: Алексей Герасимов
Фото: Сергей Суворов

Смотрите видео-фильм о Кыштыме и его достопримечательностях на youtube-канале «Наш Урал». Будем рады узнать ваше мнение в комментариях под видео.

О достопримечательностях Кыштыма читайте также:
Достопримечательности Кыштыма: трижды освященный храм Сошествия Святого Духа
Достопримечательности Кыштыма: Усадьба Демидовых «Белый дом» и ее тайны
Слюдорудник: спуск к пещере и подъем на смотровую площадку

Интересно? Расскажи друзьям!
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments