Впервые о железной дороге, проходящей по нынешнему Ашинскому району через Ашу, Миньяр, Сим и дальше на Кропачево, автор этого материала прочитал в книге «Россия. Полное географическое описание нашего отечества» под редакцией Вениамина Петровича Семенова-Тянь-Шанского. Пятый том монументального произведения, где описывается Урал, вышел в 1914 году.

Красота здешних мест

В книге Вениамина Петровича о станции «Аша-Балашовская» сказано, что ее грузооборот составляет 600 тысяч пудов, а еще обращено внимание на наличие в вокзальном помещении буфета. Упоминает ученый и Балашовский чугуноплавильный завод Балашовых. Даже углубляется немного в технологию, открывая источники поступления на производство руды. Также он указывает на Казарменский Камень (такое название указано в книге), Воробьиные горы и Аджигардак.

Хоть и немного, но Вениамин Петрович отклоняется и на описание красоты здешней природы. Участок железной дороги от Сима к Златоусту и вовсе характеризует как самый красивый на Урале. Соглашаться или нет с подобным утверждением, дело каждого. Нашей команде не удалось увидеть тот участок, поэтому судить сложно.

Зато мы проехали на автомобиле от Сима до Аши, и красота этой дороги произвела на нас очень сильное впечатление. Самой железной дорогой от Аши в сторону Миньяра нам удалось полюбоваться с высоты одной из возвышенностей напротив Казарменного гребня (так он сейчас называется). Место это справедливо величают воротами Южного Урала. Для строителей железной дороги данный участок оказался одним из самых сложных.

Ворота Южного Урала

Казарменный гребень

Казарменный гребень получил свое название еще в позапрошлом веке, во время строительства железной дороги. Изначально его называли Казарменным камнем. У подножия скал тогда стояли казармы, в которых жили строители и первопоселенцы заводского поселка. Казармы стояли на 711, 713 и 715 верстах дороги.

Место оказалось небезопасным из-за вероятных камнепадов и сходов снежных лавин с крутых скалистых склонов. По этой причине в 1970-х годах вдоль гребня возвели железобетонный тоннель. Этот искусственный панцирь хорошо виден на фотографиях, которые нам удалось сделать.

Казарменный гребень и тоннель у подножия

Станция, трижды сменившая свое название

Станцию в Аше построили в 1890 году одновременно с прокладкой Самаро-Златоустовской железной дороги. Назвали ее «Аша-Балашовская» по фамилии братьев Ивана и Николая Балашовых, которые основали и владели Ашинским чугуноплавильным заводом. 8 сентября 1890 года через станцию в направлении Златоуста проследовал первый состав.

С этого времени Симский горный округ и входящие в него Симский, Миньярский, Илекский и Аша-Балашовский чугунно-плавильные заводы получили возможность для стабильного и оперативного перемещения сырья и готовой продукции. Вся территория получила стимул для дальнейшего развития. Появилась потребность в новых профессиях и притоке квалифицированных кадров.

Река Сим с Соколиной горы. Близ Аша-Балашовского завода. С. М. Прокудин-Горский, 1910

Название станции «Аша-Балашовская» сохранялось до 1919 года. С этого года станция стала именоваться «Вавилово». Переименовали ее в честь комиссара Самаро-Златоустовской железной дороги Павла Андреевича Вавилова, расстрелянного колчаковцами в городе Омске в апреле 1919 года. Имя комиссара Вавилова увековечено и в названии одной из улиц в городе Аша. Только в 1960 году станции вернули прежнее название «Аша», отбросив при этом указание на братьев Балашовых.

Станция Аша
Станция Аша

Экономический потенциал станции «Аша»

В наши дни на станции «Аша» осуществляются все операции, связанные с перевозкой пассажиров и грузов. В кассах продаются билеты на пригородные поезда и поезда дальнего следования. Погрузочные работы выполняются в объеме 25 вагонов, а разгрузочные в объеме 35 вагонов за сутки.

После реконструкции по удлинению путей, проведенной на станции «Аша» в 2002 году, станция стала способна пропускать составы длиной до полутора километров и весом до 9 тысяч тонн. Дорога электрифицирована.

Здесь проходят составы длиной до 1,9 км
Пассажирский состав на станции Аша

Координаты станции: 54.995608, 57.266512

Автор: Алексей Герасимов
Фото: Сергей Суворов и Михаил Чирков

Смотрите видео-фильм об Аше на youtube-канале «Наш Урал» и делитесь своими впечатлениями в комментариях под видео.

Малые города — удивительные достопримечательности 2021

Интересно? Расскажи друзьям!
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments