В советское время имена Зои Космодемьянской, Александра Матросова, Алексея Маресьева и многих других героев Великой Отечественной войны школьники произносили с придыханием. Эти имена ассоциировались с героизмом, абсолютной любовью к Родине, символом борьбы с фашизмом, беспримерной смелостью. Их именами назывались улицы, школьные отряды, городские парки, детские лагеря.
Мой небольшой социологический опрос показал, что сегодня имена этих героев остались в памяти людей в возрасте 35+. Не берусь судить плохо это или хорошо, но понятно одно, советская пропаганда работала качественно: возможно, что где-то искусственно создавался образ мученической смерти, переплетая реальные события и легенды, возникали нужные примеры для страны, а в 90-е годы маховик пропаганды остановился и имена героев стали быстро забываться. В историях жизни этих героев много пробелов и до сих пор историки ведут споры об обстоятельствах их поступков, сделавших их легендами для нескольких поколений.
Подвиг Александра Матросова знаком всем жителям стран бывшего СССР: 19-летний парень закрыл своим телом фашистский дзот, дав своим однополчанам выиграть бой. Однако немалая часть фактов о жизни и подвиге героя войны остается под тенью неизвестности. До сих пор среди исследователей ведутся споры о том, как на самом деле звали юношу, где он родился, взрослел и работал, а обстоятельства его героического поступка вызывают ожесточенные споры историков.
Где родился Александр Матросов?
Противоречия начинаются уже в вопросе происхождения Матросова.
Согласно официальной версии Александр Матвеевич Матросов родился 5 февраля 1924 года в городе Екатеринославе Екатеринославской губернии Украинской ССР, ныне город Днепр, административный центр Днепропетровской области Украины. Хотя позже выяснилось, что в 1924 году в Днепропетровске не было зафиксировано ни одного случая рождения детей с именем Александр Матросов.
По другой версии, настоящее имя Матросова — Шакирьян Юнусович Мухамедьянов, а место рождения — деревня Кунакбаево Тамьян-Катайского кантона Башкирской АССР (ныне Учалинского района Башкортостана). Согласно этой версии, фамилию Матросов он взял в бытность свою беспризорником (после того, как убежал из дома после нового брака отца) и записался под ней при определении его в детский дом. При этом сам Матросов называл себя именно Матросовым.
Сторонники этой версии утверждают, что имя Алескандра Матросова Шакирьян взял потому, что опасался негативного отношения к представителям национальных меньшинств, а также потому, что ему нравилась морская символика. В советское время национализировать героев было нельзя, поэтому Шакирьян Мухамедьянов примерно до 80-90-х годов оставался Александром Матросовым.
Также существует версия, что Александр Матросов родился в селе Высокий Колок Ставропольского уезда Самарской губернии (в настоящее время территория Новомалыклинского района Ульяновской области). Мать Саши, оставшись с тремя детьми без мужа, в 1935 году отдала его в Мелекесский детский дом, чтобы спасти от голода. Оттуда его перевели в Ивановский детский дом Майнского района.
Музей Александра Матросова в Кунакбаево
Совершим небольшое путешествие в деревню Кунакбаево Учалинского района республики Башкортостан.
Так выглядит деревня сегодня:
Музей Александра Матросова находится на втором этаже Кунакбаевского сельсовета. Адрес: деревня Кунакбаево, ул. Школьная, дом 8. Сельсовет сразу вызвал у меня уважение тем, что слева от входа установлен контейнер для сбора энергосберегающих ламп, батареек и градусников. Так ли часто мы встречаем такую заботу об экологии в деревнях?
Мемориал памяти
Слева от здания сельсовета находится ухоженный мемориал памяти героя:
Скульптур бюста Мухаметьянова Шакирьяна Юнировича (Александра Матросова) — Гарипов Хайдар Халидарович. Год создания: 2005.
На мемориальной стене перечислены все имена жителей Кунакбаево и соседних деревень, ушедших на фронт.
Перед входом в музей находится стенд с перечислением городов, фотографиями памятников и кратким описанием мест, где увековечена память о подвиге Александра Матросова: Уфа, Курган, Ульяновск, Днепропетровск, Санкт-Петербург, Великие Луки, Коряжма, Москва, Харьков, Красноярск и деревня Кунакбаево.
Экспозиция музея
С просьбой посмотреть музей меня отправили напрямую к главе сельсовета Шаймардановой Фазиле Аминовне, которая любезно открыла музей и рассказала историю его создания. Кстати, по версии художника деревня Кунакбаево выглядела именно так, как изображено на картине. Дом семьи маленького Саши справа, напротив пожарной вышки, где работал пожарником его отец Юнус. Каска отца хранится в музее. Маму звали Муслима, она рано умерла.
В музее хранятся архивные выписки, например, архивная выписка с перечнем членов семьи Юнуса, генеалогическое дерево семьи, также есть копии фотографий и вырезок из газет, письма-запросы, ответы на них и записи со слов жителей Кунакбаево, знавших Шакирьяна с детства.
Это фото 1932 года жителей деревни Кунакбаево – членов колхоза «Юшалы». По мнению исследователей второй слева на первом ряду это Шакирьян. В музее я встречаю разное написание фамилии Мухаметьянов, Мухамедьянов, Мухаметзянов, возможно, что это просто игра перевода с башкирского на русский язык.
Воспоминания и исследователи
Воспоминания Миргазима Каримова, жителя Кунакбаево оформлены на одном из стендов музея: «Мне довелось встретиться с Шакирьяном в начале июня 1941 года, мне тогда шёл двенадцатый год. Он пришел к реке, где мы купались. Его сверстники обрадовались: «О! Шакирьян вернулся!». А он спокойно произнес: «Ваш агай теперь уже не Шакирьян, а Саша. Так и зовите». «Каким ветром тебя занесло? Откуда ты?» — допытывались мальчишки. «Эх, ребята, где только я ни бывал. А вот сейчас прибыл с Украины», — задумчиво ответил Шакирьян. «Ты же вроде в детдоме жил?». «Сегодня я здесь, а завтра – там. Где я нахожусь, кроме меня самого, никто не знает», — добавил он. Одет был довольно-таки культурно: в тельняшке, поверх неё – рубашка с засученными рукавами. В черных брюках и ботинках».
Башкирский журналист-исследователь Насыров Рауф Хаевич провел свое собственное расследование. Он потратил несколько лет на то, чтобы открыть неизвестные страницы биографии Александра Матросова, написал несколько книг на эту тему. Насыров собирал доказательную базу о том, что Родина Александра Матросова – деревня Кунакбаево, а настоящее имя Шакирьян Юнусович Мухамедьянов. Для этого он работал со всеми имеющимися материалами, встречался с воспитательницами детских домов, где рос маленький Саша, брал интервью у жителей Кунакбаево и у бывших воспитанников-детдомовцев, которые помнили Сашу. Итогом его поисковой деятельности стала книга «Откуда ты родом, Матросов?». Все наработанные материалы Рауфа Хаевича переданы его наследниками в дар музею.
Но первым начал поиск сведений о Шакирьяне Асадулин Фуат – участник ВОВ, его сосед и друг.
Анфиса Маникаева, воспитательница детдома в г. Димитровград, бывший Мелекес Ульяновской области: «С 1934 года до начала 1936 года воспитывала его я. Саша был очень смышленный, развитый мальчик. Хорошо владел русским языком. Знал и мусульманский. Главарем стал. Бренчал на балалайке – у нас был этот инструмент, на гитаре научился играть, любил плясать. Был организатором. В Ивановку повезла я, режимный детдом. Привезла и тут же избили Сашу. Он – бежать за мной».
Фотографии всех свидетелей (воспитателей, учителей, соседей, друзей Шакирьяна), интервью с ними бережно хранятся в музее, но, к сожалению, на данный момент в живых никого из них не осталось.
Подвиг Матросова
Расхождения в биографии Александра Матросова касаются не только места рождения, но и дальнейшей судьбы до самого трагического момента. Об этом очень много написано, не будем перепечатывать уже опубликованные материалы. В Центральном архиве Министерства обороны Российской Федерации хранятся подлинные свидетельства его подвига.
Александр Матросов или Шакирьян Мухамедьянов, кем бы он ни был на самом деле, где бы не родился, какой национальности бы ни был, действительно совершил военный подвиг, который навеки останется в нашей памяти. Его подвиг вдохновил многих солдат и был быстро взят в оборот советской пропагандой. Нельзя сказать, что поступок 19-летнего красноармейца был уникальным. И до него, и после него солдаты не раз бросались на амбразуру. Всего более 400 солдат совершили аналогичный подвиг.
Матросов был посмертно удостоен звания Герой Советского Союза «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм». Его похоронили недалеко от места гибели, а затем перенесли прах в Великие Луки.
Герои войны
Хотелось бы отметить, что в музее деревни Кунакбаево бережно хранят не только информацию о подвиге Александра Матросова, но и о всех сельчанах, ушедших на фронт. В музее собраны военные письма, фрагменты военной техники ВОВ.
Реконструкция подвига
В музее мне рассказали о том, что 21 февраля 2015 года, в канун Дня защитника Отечества, у подножья горы Олотау у села Кунакбаево состоялась военно-историческая реконструкция бессмертного подвига Александра Матросова. Через десятилетия профессиональные реконструкторы из военно-патриотических клубов Уфы, Межгорья, Новоуральска и учалинского поискового отряда «Беркут» представили точно воспроизведенный по документальным источникам бой между советскими и немецкими войсками.
Краеведение
Одна из комнат сельсовета выделена для краеведческой тематики.
Режим работы
График посещения музея написан у входа: ПН-СР с 15.00 до 17.00, ЧТ с 10.00 до 12.00 и с 14.00 до 17.00, ПТ с 15.00 до 17.00, СБ-ВС выходной, но, возможно, что это официальные данные. Скорее всего, если глава сельсовета будет находиться на рабочем месте, музей вам покажут, так как люди в деревнях не столь принципиальные, как в городах. Я, например, была в музее в понедельник рано утром.