Введение

Башкортостан — край уникальный во всех аспектах развития музейного краеведения. На протяжении десятилетий на территории республики формировалась музейная сеть, складывались свои традиции в области краеведческого изучения историко-культурного наследия народов региона.

Среди организаций, призванных решать краеведческие задачи, музеям, наряду с научно-исследовательскими и образовательными учреждениями, принадлежит особое место. Только музеи, являясь сокровищницей материальной и духовной культуры народов, используя заложенный в них огромный научно-организационный потенциал, способны решать главные вопросы краеведения.

Понятие «краеведение», восходящее к слову «край», утвердилось в русском языке лишь в начале XX века. По мнению известного ученого-краеведа С. О. Шмидта, оно трактуется как совокупность знаний об отдельных местностях страны, изучаемых силами населения.

Прим. Шмидт С.О. Краеведение — дело, значение которого не может быть преувеличено // Памятники Отечества. — 1989. — № 1

Научные знания по истории края стали формироваться два — три столетия назад. Корни этих представлений уходят вглубь веков, когда зарождались передаваемые из поколения в поколение предания — устные сказания, исторические песни. На них опирались первые летописцы. Позже возникло местное летописание — летописи отдельных земель, городов, монастырей, сказания о знаменательных событиях в истории края, жития местных святых. Духом летописания проникнуты и сводного характера сочинения XVIII века по истории отдельных регионов и городов.

К середине XVIII в. стала формироваться научная основа краеведческих изысканий. Так, Е. А. Флейман в своей работе «Краеведческое движение в Поволжье в 1917 — 1930 гг.» отмечает, что «краеведческая деятельность в Поволжье имеет глубокие традиции. Издавна природоведческими и историко-этнографическими изысканиями в свободное время занимались образованные люди, исследовательскую работу вели профессиональные ученые, государственные учреждения, архивные комиссии, добровольные объединения культурно-просветительского и научного характера, периодические печатные издания. Изучалось все, что составляло материальную и духовную культуру жителей края, определяло ее характер и содержание».

Прим. Флейман Е. А. Краеведческое движение в Поволжье в 1917 — 1930 гг.: идеи, события, люди. — Кострома, 2001

Большинство современных ученых придерживаются мнения о том, что специальное систематическое изучение отдельных регионов страны восходит к XVIII веку, то есть к тому времени, когда краеведческим исследованиям стало придаваться государственное значение. Действительно, освоение новых земель потребовало от государства изучения малых территорий, пробуждало интерес к историческому исследованию духовной жизни россиян.

В настоящее время возрос интерес к краеведению, то есть комплексному изучению родного края в различных аспектах: природно-географическом, культурном, историческом.

Краеведческая составляющая в работе Дюртюлинского историко-краеведческого музея выступает на первый план. Одна из главных направлений в краеведческой работе — генеалогическое.

Так, в Дюртюлинском историко-краеведческом музее накоплен большой опыт по генеалогическому исследованию, которое осуществлялось коллективом сотрудников музея под руководством бывшего заведующего музеем — Р. Б. Имамовой. На протяжении 5 лет кропотливой работы, сотрудникам удалось составить родословное древо семьи основателей города Дюртюли Трапезниковых, состоящее из 11 поколений и более 700 имен потомков основателей Дюртюлей.

Собранные родословные материалы по Трапезниковым представляют интерес богатством фактического материала и уникальностью, материалы хронологически разнообразны, являются дополнением друг друга.

Родословное древо

Память о своих предках люди хранили с доисторических времен. Когда-то имена и сведения о родственниках передавались из уст в уста. Потом родственные связи стали изображать в виде дерева, отсюда и пошло название «Родословное или генеалогическое древо», которое, по сути, было прообразом родословных таблиц и схем. Затем все данные о родственниках начали заносить в родословные росписи.

Генеалогическое (родословное) древо — схематическое представление родственных связей в виде дерева, в котором у корня расположен родоначальник, а на ветвях дерева — различные линии его потомков. Генеалогическим древом также называют представление родословных в виде восходящих или нисходящих генеалогических таблиц. Изучение рода следует организовать поэтапно, полученные данные систематизировать.

Прим. Методические рекомендации по составлению шежере (родословной). Составители: Калимуллина Г. Т., Бурангулова З. Ю., Гатиятуллин З. Г., Грищенко С. Н. Уфа, 2008 

На примере родословной одного из основателей г. Дюртюли Митрофана Яковлевича Трапезникова в качестве конкретных этапов выделились следующие: изучение официальных документов, получение информации от живых потомков, обработка полученных сведений, оформление генеалогического древа.

Родословное древо Трапезниковых

При составлении генеалогического древа Трапезниковых сотрудниками музея были использованы следующие источники: метрические книги, ревизские сказки и Всероссийская сельскохозяйственная и поземная перепись 1917 года. Немало времени понадобилось, чтобы собрать информацию о Трапезниковых, изучить и проанализировать данные источники.

Основным источником документов являются государственные архивы, куда сотрудникам Дюртюлинского историко-краеведческого музея пришлось обратиться за ревизской сказкой за 1795 год (5-ая ревизия), где было первое документальное упоминание о населенном пункте Дюртюли.

Проанализировав ревизскую сказку 1795 года, сотрудники музея выявили: первыми дюртюлинцами были четыре семьи из дворцовых крестьян, приехавшие по указу Уфимской казенной палаты после народной переписи 1782 года из разных селений: семья Митрофана Яковлевича Трапезникова, семья Никиты Авдеевича Дьяконова, семья Василия Петровича Чистякова и семья его сына Филиппа Васильевича.

Ревизская сказка за 1795 год Уфимского наместничества деревни Дюртюллей. Скаскоподатель — Митрофан Трапезников

Митрофан Яковлевич Трапезников приехал из Бирска со своей большой семьей и внуками:

  •  Митрофан Яковлевич — 63 года, в 1783 г. его жена Лукерья Потаповна в возрасте 50 лет умирает, третий сын Василий в 1788 г. в возрасте 15 лет отдан в рекурты, дочь Анисья выдана в замужество в д. Суслово за крестьянина Федора Игнатова;
  • Сын Митрофана Фрол — 31 год, дочь Анна в 1783 г. в возрасте 1 год умирает;
  • Жена Фрола Степанида Федоровна – крестьянская дочь из д. Осиновка, 33 года;
  • Дочь Фрола Мавра — 11 лет;
  • Дочь Фрола Дарья — 6 лет;
  • Сын Фрола Федор — 4 года;
  • Сын Фрола Леонтий — 1 год;
  • Сын Митрофана Терентий — 25 лет;
  • Жена Терентия Настасья Петровна — солдатская дочь из г. Бирска, 20 лет;
  • Сын Терентия Егор — 4 года;
  • Сын Терентия Прокофий — 2 года.

Также, в государственном архиве Республики Башкортостан были изучены ревизские сказки за 1811, 1816, 1834, 1850 годы.

Для дополнения сведений, представленных в ревизских сказках, сотрудники музея также использовали метрические книги.

Так, «черновые» экземпляры метрических книг Васильевской церкви села Дюртюли Бирского уезда Уфимской епархии хранятся в музее, что облегчило поисковую работу. Всего метрических книг, хранящихся в музее, 15 штук, датируются с 1901 по 1916 годы (метрическая книга за 1907 год отсутствует).

Метрическая книга Васильевской церкви села Дюртюли Бирского уезда Уфимской епархии за 1901 год

На данном этапе сотрудниками музея было изучены все имеющиеся в музее метрические книги и выписаны в таблицы по разделам «родившиеся», «умершие», «брак» все люди с фамилией «Трапезниковы».

Следующим источником информации стали архивным материалам Всероссийской сельскохозяйственной и поземной переписи 1917 года Уфимской губернии Бирского уезда Ельдякской волости села Дюртюли, подготовленной И. М. Родновым, хранящиеся также в музее.

Материалы по Всероссийской сельскохозяйственной и поземной переписи 1917 года

Перепись 1917 года фиксировала фамилию, имя, отчество главы хозяйства, перечисляла членов семьи по отношению к главе семьи (жена, сын, дочь, зять и т. п.) с указанием их возраста, определяла количество имеющейся земли, инвентаря, скота.

По данным материалам были выписаны 20 потомков Трапезниковых с указанием фамилии, имени и отчества, возраста, социального положения и количества детей.

Беседы с живыми родственниками

Для сбора более подробных сведений служат беседа и опрос живых родственников. Именно из устных данных, из воспоминаний можно узнать много примечательных фактов из жизни конкретных людей, а также семейные предания и легенды.

На данном этапе составления генеалогического древа Трапезниковых сотрудники музея использовали заранее подготовленный список вопросов:

1. Фамилия, имя, отчество (для замужних женщин указать и девичью фамилию)
2. Дата и место рождения
3. Дата и место смерти
4. Фамилия, имя, отчество родителей (указать также девичью фамилию матери, если известно)
7. Место или места жительства (если известно с указанием дат)
8. Имена и даты рождения братьев и сестер
9. Образование
10. Служебные сведения, профессия
11. Участие в войнах (каких, где)
12. Награды, звания
13. Фамилия, имя, отчество жены (мужа)
14. Фамилия, имя, отчество детей, даты их рождения.

Для того чтобы узнать, какие потомки Трапезниковых живут в городе Дюртюли, сотрудникам музея пришлось обратиться к телефонному справочнику Дюртюлей и Дюртюлинского района, откуда были выписаны люди, с фамилией «Трапезниковы» (16 человек) с телефонными номерами.

Сотрудники музея всех обзвонили и договорились о встрече, где проходили беседа и опрос по заранее приготовленному вопроснику, целью которого является собрать как можно больше сведений об истории семьи Трапезниковых. Фамилии, имена, отчества, места проживания и хотя бы приблизительные годы рождения, бракосочетания и смерти родственников, их сословная принадлежность, место работы, службы, учебы в пределах 2-3 поколений — было важно все до последней детали.

Мама Валерия Чкалова

Главные инструменты на этом этапе — блокнот и ручка. Было выслушано и записано много интереснейших семейных воспоминаний и преданий, среди которых, история про маму Валерия Чкалова — Наталью Егоровну (Георгиевну) Токунову.

«В один из летних дней 1910 года к дюртюлинскому купцу Токунову приехал родственник из волжского города Василева: «Похоронил я свою Арину. Четверо ведь у меня – найди мне хозяйку». Уже на следующее утро прошли смотрины. Не шибко молодой Павел Григорьевич Чкалов, думая, прежде всего о детях, и невесту выбрал под стать себе: старшая среди сестер Наталья Георгиевна уже разменяла четвертый десяток.

А через месяц-другой жених приехал за ней на собственном пароходике «Русло». В Дюртюлях, в церкви, построенной еще дедом невесты Андрианом Зотиевичем Трапезниковым, обвенчались.

Вскоре Павел Григорьевич знакомил жену с детьми: «Вот, Наташа, это твои дети». Младшему – Валерке всего шесть, но он уже прославился как отчаянный сорванец. И этот-то хулиганистый мальчишка привязался к мачехе как к родной матери.

Любил ее Валерий Павлович беззаветно до конца своих дней. Уже став известным на весь мир летчиком-первопроходцем, он не забывал заехать в Василево навестить мать.
15 декабря 1938 года Чкалов погиб. Мачеха его, которую он всегда называл мамой, до самой своей смерти в 1956 году помогала музею, созданному в честь сына».

Систематизация данных

Помимо записей информации на бумажный носитель, сотрудниками музея при опросах использовался также диктофон, который дает возможность не пропустить ни одной мелочи.

Для бесед с родственниками сотрудники чаще выезжали домой к потомкам Трапезниковых, так как личный контакт обычно способствует более доверительному общению, к тому же у родственников могут храниться документы и фотографии, которые значительно облегчат дальнейшее исследование рода.

При опросе были выявлены семейные реликвии семьи, среди них: письма, документы, фотографии и газетные вырезки. Они содержат ценнейшую, уникальную информацию, которую невозможно обнаружить в официальных документах.

Сотрудники музея в ходе опросов также узнали и об адресах родственников, которые живут за пределами Дюртюлинского района. Им были направлены письма по почте с вопросником, который использовался при личных встречах. Были получены ответные письма с фотографиями.

Полученные данные из официальных источников, а также при опросах, явились основой для составления родословной основателей города Дюртюли.

Первичные родословные схемы

Ревизские сказки, метрические книги, проведенные опросы Трапезниковых расшифровывались, редактировались (не затрагивались фактические сведения) и анализировались и на этой основе составлялись первичные родословные схемы, составлялись таблицы с полученными данными.

Собранные материалы по роду Трапезниковых были сгруппированы по генеалогическому принципу, на представителей рода были заведены генеалогическое досье, внутри которых материалы систематизированы следующим образом:

  • генеалогическая карта;
  • родословные схемы;
  • документы, фотографии и другие семейные реликвии.
Генеалогическая карта на А. З. Трапезникова
Родословная схема на А. З. Трапезникова
Фотография семьи А. З. Трапезникова

В генеалогическую карточку включены краткие сведения о представителе рода:
1. ФИО представителя рода
2. Год, число, месяц и место рождения
3. Сведения о родителях
4. Семейное положение: сведения о жене, о муже
5. Образование
6. Год, число, месяц, причина смерти
7. Прочие сведения.

Визуализация родословной семьи Травезниковых

Информацию, которую сотрудники музея получили в ходе генеалогического исследования древа Трапезниковых, тщательно обработали: систематизировали и сортировали данные по генеалогическим досье — составили генеалогические карточки, содержащие краткую информацию о представителе рода, внесли все данные в таблицы и составили родословные схемы.

Составление генеалогического древа — один из важнейших результатов генеалогического исследования.

Сотрудники музея визуализировали родословную семьи Травезниковых в виде генеалогического древа, представляющее собой один из наиболее распространенных способов оформления данных о родословной.

Начали работу от основателя рода Трапезниковых — Митрофана Яковлевича, также в родословной показали и женскую линию, то есть генеалогическое древо было составлено в виде смешанного нисходящего родословного.

Такой тип представления данных используется довольно часто и является классическим.

На данном этапе понадобились большое количество ватманов (так как родословная состоит, как уже было сказано, из 11 поколений и более 700 имен потомков Трапезниковых), краска (ватманы были стилизованы под старую бумагу), линейка, компьютер и принтер (для надписей), цветная бумага (для того, чтобы показать отдельное родовое колено по определенному цвету), маркер (для рисования родословных связей), фотокопии (с семейных архивов Трапезниковых).

В итоге размер готового бумажного полотна для генеалогического древа составил 10 м в ширину, 3 м в высоту. В 2014 г. для удобства бумажный вариант генеалогического древа Трапезниковых был перенесен на баннер.

По проведенным генеалогическим исследованиям и материалам Дюртюлинский историко-краеведческий музей организовал выставку, посвященную основателям, куда были приглашены все живые представители рода Трапезниковых. Данная выставка была открыта в преддверии 25-летия города Дюртюли во Дворце культуры. На выставке были выставлены музейные предметы, к которым относятся личные вещи членов рода, реликвии и сувениры.

Представители рода Трапезниковых, ноябрь 2014 года

Также были проведены лекции на тему: «Правила достоверного составления родословной на примере родословной одного из основателей г. Дюртюли М. Я. Трапезникова».

Лекция Р. Б. Имамовой, директора ДИКМ, апрель 2013 года

Дюртюлинский историко-краеведческий музей также представил родословную Трапезниковых на X Республиканский народный праздник «Шежере байрамы», который прошел 8 июля 2016 года.

На X Республиканском народном празднике «Шежере байрамы»

В рамках праздника прошел конкурс-состязание по составлению родословных между сельскими поселениями, представителей башкирских родов Канглы, Елан, Ельдяк, Гирей, в том числе и основоположников города Дюртюли. Музей на конкурсе-состязании по составлению родословных получил диплом лауреата I степени.

Интересен сам процесс построения древа, само изучение истории предков и составление родословной. Важно не просто нарисовать древо, а важно понять, чем жили основатели города, каковы традиции, характеры, присущие предкам основателя Дюртюлей.

Изучая родословную Трапезниковых, сотрудникам музея удалось определить виды деятельности, где они добивались успехов, или, наоборот, терпели неудачи.

В заключении

В заключении, хотелось бы сказать, что составление генеалогического древа, изучение истории основателей города Дюртюли — все это заняло много времени, усилий, терпений. Но в результаты была получена бесценная информация о тех людях, которые стояли у истоков города. Ведь из истории одного рода складывается история города Дюртюли и Дюртюлинского района.

Автор: Л. Н. Батырова

Конкурс «Малые города — удивительные достопримечательности»

Интересно? Расскажи друзьям!
Подписаться
Notify of

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments