Конкурс статей «Малые города — удивительные достопримечательности»

Стараясь привлечь детей к чтению, в центральной районной модельной детской библиотеке Янаула в 2007 году создали музей кукол. В 2-х залах разместили экспозицию, центральное место которой занимают куклы в национальных костюмах народов, проживающих на территории Башкортостана. Костюмы кукол в точности воспроизводят все детали национальной одежды. Это своеобразный наглядный материал, помогающий доступно объяснить символичность одежды, показать ее уникальность и красоту.

Куклы служат не только для забавы — они могут привить вкус к чтению. Они учат находить выход из сложных жизненных ситуаций, демонстрируют красоту национальных традиций и вовлекают детей в мир творчества. Талисманами музея стали две куклы, сидящие за чтением книг, призывающие детей к чтению. А музей охраняют рыцари средневековья.

Национальные костюмы 7 регионов Республики Башкортостан

В каждом регионе Башкортостана одевались по разному, и каждый регион привносил в стиль свою уникальность.

Айгуль

Вот описание костюма куклы Айгуль, представительницы юго-восточных горных районов Башкортостана.

Ее костюм состоит из верхней одежды — еляна, платья, нагрудника, головного убора — кашмау, обуви — ката.

Важную информацию о семейном положении владелицы костюма несет головной убор, по которому, в нашем случае, можно твердо утверждать, что Айгуль — замужняя молодая женщина. С кашмау исторически связан обряд перевода невесты в жены. Когда во время свадебной церемонии невеста снимала с головы девичье украшение и надевала кашмау, тем самым она сообщала окружающим, что меняет свой статус — становится женой. Символичен был также цвет головного убора — ярко красный, обладающий, по представлениям башкир, охранной магической силой, способной защитить женщину от дурного глаза. О семейном положении говорит и ромбовидный рисунок бисерной вышивки, выложенный по длинному «хвосту» кашмау. Ромб у башкир символизировал нечто целое — единство мужчины и женщины, земли и неба.

Многие искусствоведы отмечают близкую связь национальных головных уборов со строением тела птицы. Кашмау не исключение: основная часть убора из коралловых снизок представляет собой грудку и спинку птицы, длинная деталь по спинке ассоциируется с хвостом птицы и, наконец, околоушные подвески олицетворяют крылья.

Айсылу

Айсылу — представительница из Зауралья, восточного костюмного комплекса Республики Башкортостан.

Айсылу — молодая замужняя женщина. Ее костюм состоит из платья, камзола, нагрудника яга, харауыса, платка кушъяулык с подбородочной подвесной.

Подборочная тесьма является отличительной чертой головного украшения зауральских женщин. С ее помощью крепится на голове большой двойной неразрезной платок кушъяулык. Дополняется ансамбль налобной повязкой харауыс. Особое внимание обращает на себя платье Айсылу. По полотнищу юбки пришиты две оборки, края которых окантованы разноцветной тесьмой.

Для башкирских женщин характерна склонность к ношению тяжелых массивных нагрудных украшений, к таким относится нагрудник — яга, название которого переводится как «воротник».

Оригинальным по своему смыслу и выражению является рисунок на обуви зауральских женщин, которая называется caрык. Суконные голенища сарык сзади всегда украшали аппликационным рисунком в виде арки. В этой арке заключено представление предков о связи двух миров: мира нашего и потустороннего.

Гузель

Гузель — представительница из центральных районов Республики Башкортостан.
Головное украшение манлайса — ободок с околоушными подвесками — по конструкции и значению подобен украшению Гульсэсэк. Костюм Гузель состоит из камзола, платья, нагрудника, головного украшения и обуви ката.

Платье девушки по низу декорировано отделочной тесьмой с выраженным волнообразным рисунком. В центральной части исторически сложилась традиция украшения платья аппликационным узором в виде зигзагообразной или волнистой линии. Край пышной оборки также акцентирован яркой фиолетовой окантовкой, символизирующей извилистую реку. Интересен по покрою камзол Гузель: начиная от линии талии камзол резко расширяется, уподобляя фигуру женщины силуэту утки. Все срезы и швы на одежде куклы закрыты отделкой или окантованы.

Гульсэсэк

Гульсэсэк — представительница земель в верховьях Демы.

Головное украшение — манлайса — представляет собой ободок, украшенный околоушными подвесками. Этот убор относится к девичьему костюму, что подтверждается и треугольником, нашитым сзади на ободок, который называется елкэлек. Треугольник означает, что девушка еще не замужем и ждет свою половинку. Кроме информативной функции елкэлек играет роль оберега — на нем четко прорисовываются глаза и рот.

В костюме Гульсэсэк ярко отражено пристрастие башкирских женщин к шумящим подвескам. Считалось, что звон серебряных монет отгоняет дурные силы, и поэтому женщины обильно украшали одежду, головные уборы и даже волосы монетами разного достоинства. Отличительной чертой декорирования демской одежды является нашивка монет по спине еляна в виде П-образного знака или полукруга. Выходя замуж, женщины увеличивали количество монет, демонстрируя свое благосостояние.

Ярким пятном в костюме был богато украшенный позументом, камнями, бисером и разноцветной тесьмой тканевый нагрудник изэу. Раньше он закрывал нагрудную прорезь на платье, а затем, с появлением планку, перешел в разряд украшений.

Сылубикэ

Сылубикэ — представительница самаро-иргизского костюмного комплекса Башкортостана.

Молодая замужняя женщина Сылубикэ из весьма состоятельной семьи. Одета в меновую шапку с бисерной и монетной бахромой и длинный бархатный елян, шелковое платье, нагрудник из монет и коралла.

Костюм Сылубикэ интересен тем, что на верхней одежде и платье сравнительно мало декоративных элементов. Елян скромно украшают позументная тесьма и нашивки из тканей, платье — вышивка по низу.

Пo головному убору видно, как умело сочетали наши предки красоту и рациональность. Подобный ансамбль платка и меховой шапки прекрасно защищал от неблагоприятных климатических условий (ветра, холода, солнца), в то же время придавал легкость и плавность фигуре башкирских женщин и, наконец, выполнял санитарную функцию: платок позволял продлить срок носки шапки и держать в чистоте чехол мехового убора.

Тансулпан

Тансулпан — представительница северо-западных регионов Башкирии.

Костюм Тансулпан состоит из платья, фартука, нагрудника изэу, колпачка, платка и черных башмачков.

Юбку платья, как правило, собирали в мелкую складку, что, учитывая жесткость материала, придавало бедрам дополнительный объем. В отличие от современных канонов, большой объем бедер нисколько не нарушал гармоничности облика женщины.

Фартук является неотъемлемой частью костюма северо-западных башкир. Он был необходим при выполнении домашних дел. Шили его из того же материала, что и платье, но, возможно, другой расцветки. Голову Тансулпан украшает колпачок с бисерной бахромой и платок.

В отличие от татарского населения, местные башкирки обязательно подвязывали платок под подбородком. Нагрудный вырез закрыт декоративным съемным изэу, украшенным разноцветной тесьмой и позументом.

Юндуз

Юндуз — представительница северо-восточных районов Республики Башкортостан.

Самым нарядным предметом гардероба северо-восточных девушек являлось платье. На участке среднего мира на платье женщины символично изображали красоту лугов и полей, богатых яркими пестрыми цветами и растениями. В вышивке преобладал цветочный мотив. Широко использовались оборки, их количество иногда достигало четырех.

Голову северо-восточные женщины предпочитали прикрывать небольшим платком, под который традиционно надевали невысокий колпачок. Видимую часть колпачка было принято украшать белым бисером в виде пера птицы счастья, а также бисерной сеткой по краю. Появление колпачка в одежде северо-восточных башкир объясняется влиянием культуры татарского населения, проживающего на территории республики по соседству с башкирами.

Национальные костюмы других народов

Есть в музее куклы в русском, татарском, удмуртском, марийском, латышском, украинском, чувашском, еврейском, цыганском и других национальных костюмах.

Кроме этого

В экспозицию музея вошли работы, посвященные творчеству башкирского поэта, писателя и драматурга Мустая Карима.

Сегодня в музее находится более ста экспонатов, среди которых есть и сказочные персонажи. Музей кукол с большим интересом посещают и дети и взрослые, приезжают гости из других городов и районов Башкортостана, Удмуртии, Пермской области.

Здесь проводятся экскурсии, выставки, лекции, фольклорные посиделки, театральные встречи.

Организовали и создали музей кукол Гульнара Кавиевна Валеева и Люза Каримовна Курилова при поддержке директора Ильсияр Кавиевны Проскуряковой. Костюмы для кукол сшиты с любовью и каждый костюм уникален по своему стилю.

Автор: Гульнара Кавиевна Валеева

Интересно? Расскажи друзьям!
Подписаться
Notify of

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments