О названии поселка Айгир существуют только легенды. Мой рассказ об этом поселке связан с тем, что известно из рассказов местных жителей, которых уже, к сожалению, нет в живых. Прежде всего, несколько слов о географическом положении деревни Айгир.

Она расположена в 18 километрах в сторону востока от поселка Инзер на пересечении двух рек: Малого Инзера и Айгирки. Уникальность географического положения поселка Айгир состоит в том, что территория долины, в которой расположен поселок, необычайно мала. Ущелья как Малого Инзера, так и Айгирки очень узкие, для сельского хозяйства мало пригодные. Тем более это место не пригодно для промышленного производства.

Координаты для GPS-навигатора

54.123823, 57.698454

Поселок Айгир на карте

Горы Малый и Большой Ямантау

Если стать на запад лицом по течению Малого Инзера, то перед вами открывается панорама горы Малый Ямантау (976 м над уровнем моря). Она называется Ямантау (гора Дьявола) потому, что в старые времена местные люди наблюдали, как в эту гору били молнии, и она походила на Дьявола, мечущего огненные стрелы. Название Малый Ямантау существует потому, что к северу от этой горы расположен Большой Ямантау, самая высокая гора Южного Урала. К югу от Малого Ямантау просматривается скалистый кончик хребта Караташ (Черный камень).

Это место можно назвать паломничеством туристов.

Ежегодно сотни, а то и тысячи людей забираются на скалы северного отрога хребта, известного под названием Зубы Шурале.

Хребет Караташ

В ясную погоду отсюда открывается удивительно живописная панорама от хребта Зимардан на западе до Межгорья на востоке. Хребет Караташ расположен практически параллельно течению Айгирки. Если повернуться лицом на юг, то можно увидеть отроги хребта Караташ в виде перешейка и его самой высокой точки (919 метров). Если туристы или охотники отважатся остановиться на ночь у одного из каменных утесов, ведущих к самой вершине, то их может ждать встреча с медведем, либо его ночные недовольные крики и хруст ломаемых деревьев. Хозяин не любит, когда в его царство забредают чужаки. Тут можно встретить следы не только медведя, но и барсука. Приходится всю ночь дежурить у костра, чтобы огнем отпугивать если не разъяренных, то недовольных зверей. Это воистину медвежий угол.

Черничная гора

Слева от Караташа можно видеть конец небольшого хребта, который в народе называют Черничной горой. В хорошую погоду вид на гору Караташ с Черничной горы потрясает своим великолепием. Там действительно растет черника, целебные свойства которой трудно переоценить. На ней расположен сосновый бор. Туристы любят останавливаться на этой горе, поскольку там нет комаров, и вид замечательный. На этой горе две смотровые площадки. Нижняя является верхней точкой Красных скал и нависает над покосной поляной Зайчьи Норки. Верхняя смотровая площадка позволяет лицезреть всю красоту Караташа и пик Уфа.

Крутой склон хребта повторяет очертания Айгирки. Расстояние между горной речкой и отрогом Айгирского хребта очень мало, там вьется охотничья тропа, ведущая к бескрайним холмам Манявского ущелья. А сами склоны просто усыпаны звериными норами. Если идти одному по тропе, то внезапно можно почувствовать на себе взгляд зверя. И лучше не знать, посмотрел на тебя волк, медведь или рысь. Лучше повернуть назад.

Лагерь индейцев Speaking Water
и фестивали кельтской культуры

Лишь в одном месте расстояние от склона хребта и Айгирки достаточно широко. На этой поляне летом несколько лет подряд в девяностые годы стоял лагерь индейцев Speaking Water. Любители стиля жизни краснокожих имитировали жизнь индейцев. Поклонники таких приключений собирались со всей страны. Их объединяло многое, в том числе и романтичность их натур. Те, кто был тогда детьми, не забыли опыт и впечатления тех лет. И сейчас в этих местах, на поляне Борисовы печи, устраиваются фестивали теперь уже кельтской культуры. Участники фестиваля воссоздают древнюю атмосферу кельтов, звучат воинские кличи, раздаются звуки гремящего шотландского оружия, доносится заунывная музыка танцев кейли и хайленд. А руководит всем этим глава общества кельтской культуры г. Уфы «Дом Чертополоха» Андрей Трубников, бывший участник лагеря индейцев.

Окрестности реки Малый Инзер

А теперь станьте лицом к востоку. Железная дорога идет вдоль Инзерского ущелья. Если перейти на другую сторону Инзера и пройти немного вверх против течения, то можно увидеть Малый Инзер, плавно несущий свои воды. Летом вода там теплая. В этом месте левый берег М. Инзера очаровывает своей таинственностью и покоем. Настоящее Берендеево царство.

По правую сторону М. Инзера можно увидеть множество покосных полян. А если перейти реку несколько раз по направлению к северо-востоку, то, пройдя 12 км, попадешь в башкирское село Бердагулово. Не так давно некоторые жители Бердагулово ходили пешком в Айгир на работу. Летом вброд переходили реку, а зимой шли по тропинке и песнями или игрой на мандалине или балалайке отпугивали волков.

А теперь повернитесь на север и посмотрите на скалу, резко обрывающуюся в М. Инзер. Считается, что именно с этой скалы прыгнул в воду любимый конь бая по имени Айгир. Другие говорят, что конь упал с Красных скал в реку, которая стала называться Айгиром. Мы же называем эту скалу скалой Ханифа по имени молодого мужчины, который каждую весну лазил на эту скалу, собирал дикий чеснок, а его мать Фагиля пекла пирожки и угощала всех жителей Айгира.

История Айгира. Производство древесного угля

А теперь обещанный рассказ об истории Айгира. Конечно, в древние времена здесь жили люди, и об этом идет речь в легендах как об Айгире, так и об Айгули. Но более современная история Айгира восходит к XVIII веку, когда на Урале появились сталеплавильные заводы, и для промышленного производства качественной стали требовался древесный уголь.

Айгирское ущелье и хребет Караташ известны своими сосновыми лесами. Древесный уголь получали из обжига могучих сосен. Для сталелитейных цехов Белорецких металлургических заводов требовался древесный уголь. Его заготовкой и поставкой занимались по всем ущельям Южного Урала, где росла сосна. Этим промыслом занимались отдельные семьи. Видимо, это были крепостные крестьяне, принадлежащие заводчикам, но в последствии получившие свободу.

Они селились хуторами в местах, где шло производство древесного угля, и места эти назывались по фамилии семей. Так, в этих местах были Суховы печи, Степановы печи, Борисовы печи, Красавины печи. У подножия Караташа, в получасе ходьбы от поселка Айгир, расположены очень красивые покосные поляны. На самой дальней и них находятся остатки трех печей, в которых шел обжиг деревьев.

Технология производства древесного угля представляла собой следующую процедуру: сосны рубились, ветки обрубались, и бревна закладывались в печь, длина которой была равна длине сосен (12 м). Печь наполнялась до отказа, а затем закрывалась и замазывалась глиной так, чтобы не было доступа воздуха. Печь горела в течение недели, а затем еще неделю охлаждалась. Полученный в результате такого обжига древесный уголь складывался на подводы и по дороге, которая существует до сих пор, доставлялся в Айгир на ж. д. станцию узкоколейки Инзер — Белорецк, построенной в XIX веке. Эта узкоколейка работала до 70-х годов прошлого века.

Интересна история огорода дома Михаила Александровича Овчинникова. На площади его огорода был склад древесного угля. Издревле там растет хорошая картошка, поскольку древесный уголь является прекрасным удобрением. Однажды на этом огороде разожгли костер, а от костра загорелся весь огород. Долго не могли погасить огонь, ведь горел уголь почти по всей территории, где оставался склад древесного угля. С тех пор всех предупреждают об опасности любого разведения костра у остатков древесного угля.

Питьевые источники Айгира

Теперь несколько слов о питьевых источниках Айгира. Главный источник — это сама речка Айгирка. Она прозрачна и чиста, как только может быть чист родник в современное время. Нет ничего по всему течению реки, что бы ее загрязняло. Мы все пьем воду из этого источника и никогда ее не кипятим. Лишь когда идут сильные дожди, вода становится мутной. И тогда жители Айгира берут воду из небольших источников на территории поселка.

Наибольшей популярностью пользуется Трофимовский колодец по имени первого владельца дома у ж/д станции, который построил колодец вокруг бьющего источника. Вода в нем холодная, вкусная, прозрачная. Зимой пьем без страха, а к лету начинаем кипятить: уж очень много туристов лезут в колодец и далеко не самой чистой посудой.

Если перейти М. Инзер чуть выше скалы Ханифа, то можно напиться холодной целебной водицы из еще одного источника. Местные жители считали ее самой полезной водой Айгира и лечили почки. В настоящее время жители пьют воду из пробуренных скважин.

Как жили местные жители

Так и жили люди в этих местах и работали: одни производили уголь, другие его доставлял на станцию, третьи обслуживали станцию. У всех были деревянные дома, а значит, что зимой в них было тепло, а летом прохладно. Люди держали скотину, и, следовательно, у них было молоко, масло, шерсть, тягловая сила.

В поселке было много домов, несколько улиц вдоль Айгирки и вдоль М. Инзера. Имелась школа, был открыт магазин. Мужчины были очень мастеровые, и в долгие зимние вечера делали мебель, домашнюю утварь, снасти для рыбной ловли, упряжи для лошадей, плелись веревки из лыко. Поселок Айгир был русской деревней. Но пришло время больших перемен как в промышленности, так в социальных условиях. Айгир не остался в этом отношении в стороне.

Ушли промыслы, разъехались дети, постепенно покидали деревню местные жители. Оставались еще жены старых железнодорожников, но и они ушли из жизни. Дома стали приобретаться жителями городов. Сейчас в поселке одна улица 55 лет Победы. Какой-то чиновник или чиновница совсем все упростили.

По поселку разбросаны дома, и явно вырисовывается Магнитогорская улица, Железнодорожная улица, Уфимская площадь, Белорецкий переулок, Инзерский проезд, Айгирская набережная. Действительно, в Айгире имеются дачные дома тех, кто постоянно живет в Уфе, Магнитогорске, Белорецке, Татлах и Инзере.

Хотелось бы остановиться еще на одной страничке из истории Айгира. Страшные времена переживала наша страна в тридцатые годы прошлого века. Местные жители рассказывали, что часто в вагонах поездов, идущих на восток, везли большое количество заключенных-переселенцев. Это могли быть и раскулаченные семьи, и жертвы политических репрессий, и более поздние переселенцы из Латвии, и немцы из Поволжья. Поезд останавливался, и группы совсем ослабленных и больных людей выводились в орешник у Айгирки и расстреливались. До сих пор в огородах на тех местах находят патроны от пуль старого калибра даже кости останков тех людей.

Многое о быте местных жителей и истории поселка Айгир вы можете узнать, познакомившись с небольшим местным музеем, экспонаты которого были собраны усилиями энтузиастов.

Где остановиться?

Горный приют «Айгир»
Телефон для брони: +7 (927) 959-44-77, +7 (960) 381-23-92 Татьяна Дмитриевна
Электронная почта: aigir.com@mail.ru
Сайт: https://www.aigir.com

Друзья, у вас есть возможность лично пройти пешком по всем историческим и живописным местам Инзерского и Айгирского ущелий. С комфортом вы можете остановиться в горном приюте «Айгир»: вкусные завтраки, обеды и ужины, номера со всеми удобствами (туалет, душ), кухня для самостоятельного приготовления пищи, горячая банька, разработанные радиальные маршруты разного уровня сложности, чистейший горный воздух и вода. Звоните, пишите и бронируйте!

Портал «Наш Урал» благодарит доктора филологических наук, профессора кафедры межкультурной коммуникации и перевода БГПУ им. М. Акмуллы Шабанову Татьяну Дмитриевну, которая поделилась с нами этой замечательной историей Айгира.

Интересно? Расскажи друзьям!
Подписаться
Notify of

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments