Небольшой театр в небольшом городке Новоуральске в третий раз по-хорошему потрясает театральную общественность России. В первый раз тем, что театр появился раньше, чем город (театр — в 1951-м, статус города присвоен в 1954-м). Второй раз — тем, что в 1993 году поставил мюзикл «Кошки» Уэббера, о котором российский зритель был только наслышан. И в третий раз — сейчас, поменяв название…
Новоуральский театр оперетты сейчас официально именуется — Театр музыки, драмы и комедии. Некогда благополучный и любимый зрителем коллектив рискнул сменить амплуа — случай в театральной практике редчайший.
Накануне Нового года юридически оформляли смену статуса. За месяц переоформили трудовые договоры на почти 200 человек, сотни прочих документов. Выходили на работу даже в выходные. При этом 90 процентов труппы легко и просто перешло из оперетты в «оперетту и драму». Со стороны кажется — зачем все эти игры? Но это — со стороны… За сменой юридического лица — кардинальная смена жанра и взаимоотношений со зрителем. Да, театр любим. Не знаю, где ещё в области, направляясь в театр, зрители надевают вечернее платье и берут с собой сменную обувь. Старая интеллигентная привычка, идущая от 1950-х, когда по личному распоряжению Сталина в закрытом Свердловске-44 был создан театр. Под него и здание специально построили. И в труппу, для успешного её становления, прислали корифеев оперетты из Ленинграда и Москвы. Всё — для того, чтобы в условиях закрытого города люди, работающие на оборонку, не чувствовали себя обделёнными культурой. Десятилетия — так и было.
— До 2006 года город финансировался из федерального бюджета и получал в разы больше, чем соседи. Тот же Невьянск, — рассказывает директор театра Максим Секачев. — Соответственно, с лихвой перепадало и театру. Он получал почти столько же, как Свердловская музкомедия, хотя одножанровые театры были несопоставимы по масштабам, репертуару. Но с некоторых пор доля федерального бюджета уменьшилась для города раз в пять. Культура финансируется из местного бюджета, а для театра это обернулось тем, что вот уже года три-четыре объём средств остаётся на одном уровне. К сожалению, не растут и собственные доходы театра. Задачей № 1 стало — обновив взгляд на собственную работу, репертуар, снова стать привлекательными для зрителя…
У театра в небольшом городе — планида вообще особая. Зрители быстро отсматривают премьеры, а ходить по 12-15 раз на один спектакль будет не каждый. А тут ещё финансовые трудности. Жанровая перезагрузка, по обоюдному решению руководства театра и города, — выход из положения. Резон в этом есть. Тем более, что речь идёт о привлечении в театр молодых зрителей, а тут одной классической опереттой (даже в новаторской режиссёрской «огранке», что случалось в театре) не обойдёшься.
Сегодня труппа театра ориентирована фактически на два направления — музыкальные спектакли и драматические. На стартовой позиции — пока один режиссёр, заслуженный работник культуры России Валерий Долганов (он поставил с театром даже «Евгения Онегина» — оперу здесь раньше не пели!). Но театр готов работать и с приглашёнными режиссёрами. После премьеры мюзикла «Сыр, любовь и волшебство», которая состоится в конце февраля (это ещё постановка В.Долганова), последует целая череда спектаклей разножанровых и с разными режиссёрами: драма «Инкогнито из Петербурга», балет «Отель разбитых сердец, или Непростые истории», сказка «Конёк-Горбунок», под занавес сезона, летом — оперетта «Девичий переполох». Ну, куда же без оперетты!.. Все проекты обговорены, всё — в работе по их исполнению. А параллельно театр ведёт на перспективу переговоры с драматургом Василием Сигаревым, болгарским режиссёром Христо Бойчевым. В замыслах следующего сезона — постановки по пьесам Лопе де Вега и Бернарда Шоу. Высокая классика потребует и особой творческой взыскательности.
Обернув свой взгляд к молодому зрителю, театр тем самым выстраивает себе будущую судьбу. Вектор правильный! Молодёжь, конечно, и сегодня ходит в театр. Не без этого. Но главным образом — на шоу-проекты либо выступления гастролёров в рамках программы «Территория культуры Росатома». Вот через неделю — творческий вечер Андриса Лиепы, звёздного танцовщика и продюсера. Впервые в Новоуральске, минуя даже Екатеринбург. Кто бы из зрителей отказался?! Проект «Территория культуры Росатома», нацеленный на то же — не дать жителям закрытых городов чувствовать себя обделёнными культурой, — серьёзное подспорье театру. Но достоинство требует уметь в любой ситуации рассчитывать прежде всего на собственные силы.
Были годы, когда непосвящённые переспрашивали: «Театр оперетты Урала — он что, ставит только „Каменный цветок“ и „Серую шейку“?». Достойное участие в «Золотой маске», фестивале Театра наций в Москве принесли театру имя в российском пространстве. Но в искусстве, как спорте, — имя надо подтверждать с каждым спектаклем. В каждом сезоне. На что театр и устремлён.
Ваш театр бы частым гостем тогда Свердловска 45, ныне Лесной. Всё это происходило в 70 годы прошлого века. Я тогда был школьником и ваши постановки проходили в нашем городе на ура. На меня, тогда школьника они произвели неизгладимое впечатление, под действием которого я нахожусь до сих пор и считаю ваш театр лучшим в Европе. Особенно мне запомнился мюзикл, где хохмили два ваших актёра : один высокий, другой нет, — в очках велосипед. Очень хотел бы посмотреть это действо вновь. Но забыл название. Помню только, что приземистого актёра звали в мюзикле Феликсом. Если нетрудно напишите мне название этого мюзикла. Это шедевр… Читать дальше »