Нижний Тагил достаточно известный уральский промышленный город. Отчасти его известность – заслуга русского телешоу, прославившегося тривиальными шутками о России; отчасти – известных изобретателей и расписных подносов. Однако главное, без чего Нижний Тагил затерялся бы среди ряда других промышленных городков Урала – это Тагильское железо. Подобно немецкому пролуострову, прозванному Феррополисом, Нижний Тагил рос и развивался на железе (хотя в случае с Тагилом это был скорее метафорический рост).
Тагильское железо
История Нижнего Тагила, как и многих других городов Урала, началась с прихода сюда Демидовых — Никиты и Акинфия – после обнаружения здесь в 1721 году магнитного железняка на горе Высокой. Спустя практически 300 лет название этой горы, вскормившей тагильские заводы, будет вызывать лишь саркастические ремарки – сейчас ее место занял котлован, или как сказали бы местные жители – «Была гора высокая, стала яма глубокая».
Спустя год, 8 октября 1722 года начал свою работу Выйский медеплавильный завод – это событие и определило день рождения Нижнетагильского горнозаводского поселка, который в 1919 году будет переименован в город Нижний Тагил. В 1725 году здесь же, недалеко от месторождения, были возведены чугунолитейный и железоделательный завод, определивший основной профиль будущего города.
Однако одним железом местная земля не ограничилась – в разные годы здесь были найдены залежи малахита, золота, платины, драгоценных и поделочных камней. Как лаконично заметил Д. Н. Мамин-Сибиряк «Едва ли найдется другой такой уголок на земном шаре, где бы на таком сравнительно очень незначительном пространстве природа с истинно безумной щедростью расточила свои дары». Жители же поселения не растрачивали эти дары впустую: железо с маркой «Старый соболь», производимое здесь, было известно во многих европейских государствах, например Англии и Франции. В 19 веке железо регулярно получало награды на международных выставках. Считается, что даже американская Статуя Свободы отчасти продукт Нижнего Тагила – якобы, для ее покрытия была использована тагильская медь.
Тагильские подносы
Тагильское железо прославило город и в культурном плане – именно Нижний Тагил считается родиной российских расписных подносов. Роспись, как самостоятельное ремесло, сложилась благодаря Н.Н. Демидову, который утвердил при своих заводах специализированную школу, доступную лишь мужчинам – на обучение принимались мальчики с 12 лет. Но это лишь в начале – со временем заводы начали испытывать дефицит рабочей силы и росписи обучили женщин.
Днем основания ремесла принято считать 1746 год – именно этим числом датировано самое ранее упоминание о подносах с художественной отделкой. Высокое качество и большие возможности тагильского листового железа позволяли мастерам методом выколотки придавать подносам интересные и сложные формы.
Главная особенность Тагильской росписи – это техника нанесения рисунка. Изначально мастерами применялась техника цыровки по цветному фону. Этот прием знаком издревле и долгие годы применялся в украшении икон. Суть техники заключается в многослойности и последовательности работы. Первым делом золото густо заливалось краской. Постепенно краски высыхали и твердели. После этого тонкой иглой осторожно соскребали слой краски до золота, создавая рисунок. Однако со временем, ради повышения производительности, на смену этой техники пришла роспись «двойного мазка» – именно она позднее легла в основу знаменитой Жостовской росписи.
Сюжетная линия на подносах была двух видов – картинная живопись или цветочная роспись, которые размещали в центре железного холста. Края же обрамлялись широкой полосой геометрического или стилизованного растительного орнамента.
Тагильские легенды
Известен Нижний Тагил и своими изобретениями. Считается, что именно здесь родился и жил изобретатель первого в мире велосипеда. Артамонов Ефим Михеевич был рядовым крепостным, работавшим на заводе, пока в 1800 году не изобрел самокат-велосипед. Изобретение было прообразом современного железного коня: руль, педали, два колеса. Однако в отличие от привычного для нас велосипеда, изобретение Артамонова имело огромное переднее колесо и крохотное заднее.
Согласно легенде с помощью своего изобретения Артамонов преодолел путь от Нижнетагильского завода до Успенского собора Московского Кремля. К слову, само устройство велосипеда, а в частности большие размеры переднего колеса, могло доставить массу неудобств своему наезднику – как минимум средство передвижения могло перевернуться и скинуть пассажира при встрече даже с самым маленьким камешком. В этот опасный путь изобретателя отправил его хозяин – владелец завода, который решил удивить императора Александра I «диковинным самокатом». За изобретение велосипеда Артамонов и вся его семья получили вольную.
История о великом изобретателе, с 1898 года вызывавшая чувство гордости у нижнетагильцев за земляка и город в целом, стала одной из известнейших исторических фальсификаций. Началось все с «Исторического очерка уральских «горных заводов» В. Д. Белова. Отсюда люди впервые услышали о некоем мастеровом уральских заводов Артамонове, который во время коронации императора Павла I (на самом деле в это время короновался Александр I) «бегал на изобретенном им велосипеде, за что получил от императора свободу со всем своим семейством». Однако никаких документов или других доказательств этому не нашлось, хотя искали их многие. На сегодняшний день большинство историков сходятся не только в том, что на Урале велосипед никогда не изобретался, но и в том, что никакого крепостного Артамонова никогда не существовало.
Однако талантливые инженеры-изобретатели в Нижнем Тагиле все же жили. Именно здесь в 1834 году, на Выйском заводе, механик Мирон Ефимович Черепанов с помощью своего отца Ефима Алексеевича построил первый в России паровоз. Узнать историю этого изобретения подробнее можно из материала «Первый русский паровоз Черепановых».
Достопримечательности
Гора Высокая или яма глубокая
Начать знакомство с городом стоит с места, без которого и города бы никакого не было – с горы Высокой, где было обнаружено месторождение магнитного железняка. В настоящее время здесь размещена выставка горной техники, с помощью которой добывались полезные ископаемые в карьерах и на шахтах, а также оборудованы две смотровые площадки.
Попасть на смотровую площадку можно только пешком – въезд для транспорта туда закрыт. Обследовать историческое место можно как самостоятельно, так и с экскурсоводом. Хотя последнее сделать уже достаточно сложно – экскурсии проводятся здесь все реже и реже.
Гора Лисья и самый маленький в мире музей
Существует несколько версий происхождения названия горы: одни считают, что раньше гору населяло большое количество лисиц, другие утверждают, что гору окрестили из-за дыма идущего из заводских труб – развиваясь над горой, они напоминали хвосты рыжих хитрецов. А есть те, кто этого названия и вовсе не признает, называя гору Лысой.
Основатели Нижнего Тагила Демидовы, оценив это гору, как место откуда видно все поселение, велели возвести здесь деревянную сторожевую башню. Круглые сутки дозорные охраняли покой города, наблюдая за происходящим вокруг рабочего поселка со всех четырех сторон. В 1818 году деревянная башня была снесена и заменена более надежной каменной. Изменилось и назначение постройки – теперь башня значилась как пожарная каланча. В качестве пожарной тревоги использовался бронзовый колокол и метровые кожаные пузыри красного цвета.
В таком виде историю постройки на горе Лисьей преподносили до 2015 года, пока здесь не открыли музей. Экспозиция музея посвящена биографии Лисьегорской башни, которая начинается с истории любви Николая Никитича Демидова и Елизаветы Строгановой. Согласно истории, рассказанной в стенах самого маленького в мире музея, башня была построена как часовня в память об ушедшей из жизни Елизавете. Но не получив одобрения Синода, постройка стала использоваться в технических и научных целях.
Людям далеким от истории не стоит сразу отказываться от посещения горы. С самой Лисьей открывается прекрасная панорама на городской пруд, а также на сам город.
Нижнетагильский завод-музей
Он является первым российским заводом-музеем и имеет статус памятника индустриального наследия. Экспозиция была готова принимать посетителей уже в 1987 году – через год после закрытия завода. Спустя пару лет под музей была отдана и часть заводской территории, для создания музейного комплекса – на сегодняшний день территория музея составляет 30 гектар.
Здесь можно увидеть исторические цеха, некоторые из которых стоят здесь уже не первое столетие. Доменный цех, энергетический, прокатный, листобойный, мартеновский, а также кузницу, заводскую контору и другие промышленные объекты находятся здесь в свободном доступе. Посетить музей можно как в составе экскурсионной группы, так и самостоятельно.
Еще больше узнать о промышленном туризме в Нижнем Тагиле можно из статьи «Нижнетагильский музей заповедник»
Гора Медведка
Или, как ее еще называют Медведь-камень, является одной из множества возвышенностей Нижнего Тагила. Однако эта гора особенная – она имеет увлекательную и богатую историю. Первое упоминание о ней датируется 18 веком и приписывается немецкому этнографу и путешественнику Иоганну Гмелину. Согласно его записям гора являлась священной для населявших эти земли вогулов. На местном наречии Медведь-камень получил название Хоба-Елпинг или Елпинг-Куэ. В подтверждение этого, у подножия горы были найдены «вогульские писаницы». Кроме того, гора считается местом зимней стоянки одного из отрядов Ермака.
Интересна Медведка будет не только историкам и археологам, но и альпинистам – склоны горы отлично подходят для тренировочных вылазок. Понравится здесь и натуралистам, которые смогут насладиться окружающими гору лесами и краснокнижными растениями – признанным памятником природы Свердловской области.
Тагильская Мадонна
Картина Рафаэля Санти из Урбино уже более 90 лет радует посетителей городского Музея изобразительных искусств, являясь настоящей жемчужиной коллекции. В России картина известна под названиями «Тагильская Мадонна» и «Мадонна с вуалью», за рубежом ее знают как «Святое семейство» или «Мадонна дель Пополо».
История шедевра началась в 1508 году, когда Папа Римский Юлий II заказал картину на сюжет «Святого семейства» у живописца Рафаэля Санти, желая повесить ее в церкви Санта-Мария-дель-Пополо.
Заказ был выполнен менее чем за год. Картина изображала святое семейство – Марию, Иосифа и младенца Христа. Младенец играет с вуалью своей матери, которым та обернёт его голову после распятия, а на всё происходящее с грустью взирает Иосиф, словно предвидящий будущее. Она была названа Папой Madonna del Velo («Мадонна с вуалью») и помещена у центрального алтаря церкви, где и провисела до 1591 года. Некоторое время картина блуждала от хозяина к хозяину, а в XVIII веке ее дважды похищали. Причем после второго ограбления «Мадонна» считалась бесследно пропавшей. Произведение искусства не видели вплоть до 1924 года, когда при подготовке Нижнетагильского краеведческого музея картина не была случайно найдена на чердаке одного из демидовских домов.
О подлинности находки известный искусствовед И.Э. Грабарь писал: «…Тагильский экземпляр не копия. Из сохранившихся экземпляров самым ранним является, бесспорно, этот – нижнетагильский. «Мадонна» из Нижнего Тагила, может быть, тот самый оригинал, который находился некогда в церкви Санта Мария дель Пополо…».
Также в Нижнем Тагиле можно посетить историко-краеведческий музей, где помимо истории города, можно узреть макет знаменитого паровоза Черепановых. А также Нижнетагильский музей быта и музей истории подносного ремесла.