Город Кушва возник в 1735 году в связи с открытием богатого месторождения магнитного железняка на горе Благодать. У подножия горы был построен Кушвинский чугуноплавильный завод. Кушвинский завод играл немалую роль. С 1801 года он являлся центром Гороблагодатского горного округа.
О месторождении магнитного железняка сообщили вогулы-манси. В 1735 году они показали его Василию Никитичу Татищеву. Татищев назвал эту гору в честь императрицы Анны Иоанновны: «Я, видя, что оное сокровище подлинно можно благодатию назвать, того ради… назвал Благодать, которое значит собственно имя ее Императорского Величества» («Благодать» — так с древнееврейского языка переводится имя Анна).
В 1890 году гору Благодать изобразил на одной из картин известный художник А.Васнецов. А в 1910 году гору Благодать сфотографировал во время своей экспедиции по России фотограф С.М. Прокудин-Горский. О горе Благодать говорится в одном из сказов П.П. Бажова: «А в те годы самый большой разговор был о горе Благодати. Какой-то, сказывают, охотник принес камешки с этой горы в наш город и показал горному начальству. Те видят — железная руда самого высокого сорту, живо нарядили знающих людей поглядеть на место. Оказалось — вся гора из сплошной руды».
Гора Благодать — главная достопримечательность города Кушвы. Вернее то, что от нее осталось, поскольку за несколько столетий здесь образовался огромный, глубокий карьер, уходящий уступами вниз. Диаметр карьера составляет почти километр, а глубина — 315 метров. Вокруг карьера – отвалы, местами поросшие лесом. Гороблагодатский рудник был одним из крупнейших на Урале по добыче железной руды. Местная руда выделялась высоким качеством и богатым содержанием железа (58%).
В прошлом гора Благодать имела три вершины. В наши дни осталась лишь одна из них, на которой создана обзорная площадка. Богатства горы были заключены главным образом в восточном склоне, поэтому сохранился лишь западный склон Благодати. Всего из горы было извлечено более 150 миллионов тонн руды. За долгое время активной эксплуатации Горноблагодатское месторождение было почти полностью выработано. В 2003 году рудник на горе Благодать был закрыт.
На вершине горы установлен памятник вогулу Степану Чумпину, который по легенде был сожжен соплеменниками за то, что сообщил русским о залежах железной руды на этой горе, которая до прихода сюда русских у вогул считалась священной. Впрочем, краеведы подвергают эту ничем не подкрепленную легенду сомнению. Памятник Степану Чумпину представляет собой чугунную тумбу с металлической чашей, над которой поднимается металлический язык пламени. На памятник нанесена надпись: «Вогул Степан Чумпин сожжен здесь в 1730 году» (хотя месторождение было открыто пяти годами позже).
Памятник здесь был поставлен еще в 1826 году. В XX веке он был перенесен на другое место. Здесь же оборудована смотровая площадка, с которой можно полюбоваться недрами знаменитой горы. В Кушве стало традицией приезжать сюда свадебным кортежам. Молодожены защелкивают на ограде памятника Чумпину замок для долголетия брака, а ключ бросают в карьер.
Раньше на вершине горы Благодать была еще одна достопримечательность – часовня Преображения Господня. И была бы она благодаря своему положению неплохим туристическим объектом, если бы в советское время не была снесена. Она возвышалась на конусообразной горке, срезанной со всех сторон при добыче руды. Ежегодно к часовне совершался крестный ход.
У подножия горы находится церковь Михаила Архангела, построенная в 1892 году на средства купца М.Ф. Ушакова. Церковь возведена в византийском стиле. Во времена советской власти ей на редкость повезло – церковь не закрывалась (таким образом, была единственной действовавшей в Кушве). Самой почитаемой святыней была икона «Неисчерпаемая Благодать» — список с Козельщанской иконы Божией Матери. В настоящее время церковь отреставрирована.
Также в Кушве представляют интерес сохранившиеся старинные постройки Кушвинского завода близ плотины пруда – памятники промышленной архитектуры. Здесь же стоит посмотреть воздушно-канатную дорогу, по которой добытая на горе Благодати руда поставлялась сразу на завод. Мало где еще увидишь подобное сооружение!
В самом городе, пожалуй, наиболее интересна улица Первомайская. До революции 1917 года ее называли Главной или Торговой. На этой улице сохранилось много старинных купеческих домов XIX — начала XX веков. К сожалению, большинство из них находится в крайне плохом состоянии. Красивые здания, многое повидавшие на своем веку, ныне заброшены и постепенно разрушаются, некоторые из них пострадали от пожаров. На городской площади стоит самый монументальный памятник Кушвы – памятник борцам за власть Советов. Он изображает красноармейца в шинели и буденовке с поднятой над головой саблей и посвящен событиям Гражданской войны. Близ Кушвы проходит граница Европы и Азии, отмеченная несколькими памятниками. Также во время этой поездки можно посетить расположенную недалеко гору Качканар.
Как доехать до Кушвы?
Город Кушва находится в 200 км к северу от Екатеринбурга. На автомобиле нужно ехать по Серовскому тракту, за Нижним Тагилом повернуть по указателю на Кушву. Также из Екатеринбурга сюда ходят автобусы и поезда, а из Нижнего Тагила электрички.