Преображенская церковь, которую мы видим сейчас – по сути, уже третья на этом месте. Еще в 1712 году при Уктусском заводе была построена деревянная церковь, посвященная святому Николаю. Кстати, она была первой церковью на территории Екатеринбурга.
История храма
Никольский храм сгорел в 1807 году, и уже в 1808 на этом месте было начато строительство каменной церкви с главным престолом в честь Преображения Господня, освященным в 1821 году.
Южный, теплый придел, в честь явления Казанской иконы Божьей Матери, был освящен в 1809 году; северный, в честь Святителя Николая, освящен в 1830 году.
Как часто бывает – мы ничего не знаем про архитектора оригинального проекта.
Уже в 1860 годах храм был перестроен – приделы значительно расширили, так как население поселка увеличивалось, и совсем новый храм оказался тесным. Архитектора, по плану которого проходила перестройка, мы тоже не знаем.
Историческое фото демонстрирует тот облик храма, который сложился к началу XX века. Есть в нем и отголоски барокко, и классицизм, но увы, «почерка», который позволил бы провести стилистический анализ и предположить авторство, мы не можем.
В 1938 году церковь закрыли и передали шиномонтажному тресту. В 1942 году здесь разместился цех эвакуированного из Москвы завода №145, выпускавшего пористую резину для нужд фронта. Позднее это Свердловский завод эбонитовых изделий. Конечно, здание переделали — была уничтожена колокольня, надкупольный барабан, перестроены внутренние помещения.
Преображенская церковь сегодня
Сейчас храм восстановлен достаточно близко к оригинальному облику.
Обратите внимание на прикольный снимок Максима Бутусова (лично не знакомы, нашла в сети). Так Преображенская церковь выглядит сверху!
P.S. А вы знали, что ко второй половине XIX века на Уктусе было больше 30 гончарных заведений, которые снабжали своей продукцией почти весь Урал? :)
Как добраться?
Телефон: +7 (343) 264-50-57; +7 (343) 216-01-14
Рядом с храмом — остановка «Лыжников» автобуса 42. А если не полениться — меньше километра до остановки «Уктус», автобусы 5, 17, 19, 38, 39, 42, и троллейбусов 1 и 6.