Екатеринбургский музей железнодорожного транспорта — музей под открытым небом на станции Екатеринбург-Сортировочный Свердловской железной дороги создан в 2003 году и насчитывает 14 единиц техники. Здесь также находится единственный построенный советский электровоз ПБ21, привезенный сюда из Перми.
Романтика железной дороги
В Европе поезда — равнозначный участник движения, как пассажирского, так и грузового. В России железная дорога в последнее десятилетие как-то начала терять свои позиции, но я очень надеюсь, что со строительством высокоскоростных магистралей мы снова пересядем на поезда. Ведь это же очень комфортно, сесть в поезд и лететь по рельсам. И не так вредно, как взлеты и посадки на самолетах.
Не знаю как вы, а я ездила последний раз на поезде (если не говорить об аэроэкспрессах, там я езжу регулярно) уже достаточно давно, хотя в студенчестве на поезде ездила часто, да и в командировку в Москву первое время после университета казалось, удобнее ездить на поезде — там нет ограничения по весу, поэтому можно было привезти из Москвы и колбасы (да, о такой цели поездки в Москву сегодня вряд ли кто догадывается). До развала Советского Союза командировка в Москву сама по себе была удачей — можно было, если есть время, деньги и если повезет, привести колбасу, шампунь и конфеты.
Но, кроме колбасы из Москвы, я до сих пор помню романтику железной дороги. Я люблю неспешный быт железнодорожного вагона, люблю стук колес, люблю смотреть из окна на пробегающие мимо окон железнодорожные полустанки, на железнодорожные составы, которые куда-то что-то везут, люблю дремать на качающейся полке в долгой дороге. К счастью, есть в Екатеринбурге место, где можно почувствовать эту самую романтику в, так сказать, концентрированном виде.
Станция Екатеринбург-Сортировочный
Это Екатеринбургский музей железнодорожного транспорта на старой Сортировке, созданный в 2013 году. Станция Екатеринбург-Сортировочный — крупнейшая сортировочная станция в России, расположенная на главном направлении Транссибирской магистрали.
Станция начала работать в 1930 году на месте бывшего железнодорожного разъезда «Палкино»( до 1917 года — «Разъезд №73). До 30 марта 2010 года называлась Свердловск-Сортировочный.
Экспозиция музея
Экспозиция этого музея состоит из локомотивов и вагонов различных видов, и поэтому располагается под открытым небом. Посещение музея совершенно бесплатно, наверное, потому, что добраться до нее уже немножечко подвиг.
Бесконечно длинный пешеходный мост, тянущийся над станцией Свердловск-Сортировочный, над депо и прочими учреждениями и сооружениями, одним концом выходит на платформу «Электродепо», а другим — на окончание улицы Ватутина. А ровно посередине находится музей.
Сам по себе этот мост (хотя функция у него совсем другая) — уже начало экcпозиции, потому что, благодаря мосту, легко проникаешься атмосферой железной дороги: этот специфичный запах, эта сетка рельс и шпал, эти тревожные гудки электровозов, зовущие в дальний путь…
Музейная экспозиция размещена на трёх площадках. Экспонатами являются локомотивы-памятники (электровозы, паровоз серии ФД), старинные вагоны и ремонтная мотриса ДМС. В коллекцию входят такие раритеты, как ВЛ19-035, ВЛ22-171, «Сурамские» электровозы Сс и СК, Паровоз Л, тепловоз ТЭ3. Здесь также находится единственный построенный опытный пассажирский электровоз ПБ21-01. Все экспонаты снабжены табличками, поэтому здесь приведена информация из этих информационных листов.
Первая площадка
Первая площадка расположена прямо под мостом и содержит два экспоната.
Грузовой паровоз ФД21-2970, «Феликс Дзержинский», выпущен в 1941 году. Сообщают, что всего ФД21 выпустили больше двух с половиной сотен штук.
Электровоз-трудяга ВЛ22-171, «Владимир Ленин», выпущен в 1946 году. Всего грузовых электровозов ВЛ22 было выпущено 37 штук.
Вторая площадка
Вторая площадка — самая наполненная. Здесь выставлена большая часть экспонатов, в том числе наиболее ценные.
Паровоз Л назван в честь инженера Лебедянского, также назывался П32, П и «Победа». Выпускался с 1945 по 1955 годы, эксплуатировался до 1960-х годов. Конструкторов этого паровоза наградили Сталинской премией – это был лучший из советских паровозов, который можно было эксплуатировать на всех железных дорогах страны. Машинисты ласково называли этот паровоз «Лебедянка». Паровоз, расположенный на выставке выпущен в 1945 году.
Грузовой электровоз ВЛ19-035 («Владимир Ленин»). Таких машин выпущено почти полторы сотни, а вот сохранилось до наших дней лишь четыре экземпляра. Выставленный в музее электровоз выпущен в 1932 году.
Пассажирский электровоз ПБ21-01 («Политбюро») — настоящая редкость, ведь он был выпущен в 1934 году в единственном экземпляре, и этот экземпляр стоит теперь здесь. Организаторы музея его буквально спасли от сдачи в металлолом.
Интересно, что почти все окна и фары экспонатов музея закрыты металлическими листами — видимо, это такая антивандальная мера, но из-за этого экспонаты выглядят совсем неживыми. Плохо и то, что ни в один из экспонатов нельзя попасть во внутрь, максимум интерактива — подняться по лестнице над землей.
Третья площадка
Третья площадка музея расположена через дорогу — на самом деле, на другой стороне улицы Электродепо — и наполнена различными вагонами.
Здесь есть и дрезина монтажная — самоходная машина для обслуживания контактной сети, есть и несколько совершенно древних вагонов, есть железнодорожная цистерна, платформа. Вообще создается впечатление, что лет шесть назад музей начали активно создавать, а потом вдруг забросили, а жаль.
В других железнодорожных музеях стран бывшего СССР очень интересно побродить, было бы неплохо попасть и внутрь вагонов.
Как добраться?
Электричка
От железнодорожного вокзала Екатеринбург-Пассажирский до станции Электродепо, можно добраться на электричках в направлении: Шаля, Кузино, Невьянск, Нижний Тагил, Дружинино, Кордон, Ревда, Екатеринбург-Сортировочный. Подняться на пешеходный мост, пройти по нему до музея (можно сделать хорошие фото сверху) и спуститься по лестнице к музею.
Общественный транспорт
На трамвае, автобусе, маршрутном такси до остановки «Улица Ватутина». Дойти до на пересечении улиц Минометчиков/Ватутина. Затем по пешеходному мосту пройти 200 метров, спуститься вниз по лестнице и Вы в музее.
Екатеринбургский музей железнодорожного транспорта на карте
Музеи железнодорожной техники России и СНГ
В России и странах СНГ есть много музеев железнодорожной техники.
Екатеринбургский музей железнодорожного транспорта
Музей истории железнодорожной техники Московской железной дороги
Нижегородский железнодорожный музей
Новосибирский музей железнодорожной техники
Музей железных дорог России (б. Музей Октябрьской железной дороги)
Переславский железнодорожный музей
Музей Северо-Кавказской железной дороги
Самарский железнодорожный музей
Музей истории ЮУЖД и Музей истории подвижного состава ЮУЖД
Музей железнодорожной техники Сахалинской железной дороги
Музей истории, науки и техники Свердловской железной дороги
Музей Амурского моста (Хабаровск)
Музей Тёсовской узкоколейной железной дороги
Музей узкоколейных железных дорог Екатеринбурга
Музей Белорусской железной дороги
Брестский железнодорожный музей
Музей истории Львовской железной дороги
Киевская выставка исторического подвижного состава
Музей истории и железнодорожной техники Южной железной дороги
Народный музей Приднепровской железной дороги
Ташкентский музей железнодорожной техники
Музей истории Латвийской железной дороги