Биография екатеринбургского Большого Златоуста чем-то напоминает историю московского Храма Христа Спасителя – он отстроен заново на том же месте, где когда-то был полностью уничтожен. Примечательно, что по своей архитектуре наш храм должен был быть похож на Храм Христа Спасителя – именно таким был проект, по которому началось строительство. От того первоначального замысла удалось воплотить лишь колокольню – и получилось строение в достаточно редком стиле, называемом «храм иже под колоколы».
«Иже под колоколы («который под колоколами») — архитектурный тип храма, в котором ярус звона сооружается сразу над помещением храма. Подзвонные храмы были популярны в русском церковном зодчестве в XV—XVI веках (к этому времени относится строительство кремлевского Ивана Великого, колокольни Новодевичьего монастыря, подколокольной церкви во имя сошествия Святого Духа в Троице-Сергиевой Лавре и многих других), мода на них вернулась в середине XIX века, однако в Екатеринбурге того времени храм «иже под колоколы» строить никто не собирался. Тем удивительнее судьба Большого Златоуста – подзвонного храма, украсившего город в XIX веке.
Экскурсионная служба храма «Большой Златоуст»На экскурсии вы познакомитесь с историей храма-колокольни, у вас будет возможность подняться на колокольню, где находится самый большой колокол Екатеринбурга весом 16 тонн, и сделать фотографии города с высоты более 60 метров.
|
Трудно сказать точно, с какого момента правильно отсчитывать годы жизни храма Большой Златоуст. Всё началось в далёком 1755 году, когда была заложена первая каменная церковь города Екатеринбурга – храм Сошествия Святого духа на Апостолов. Строилась она за южной городской стеной (сейчас перекрёсток Малышева- 8 марта), и включала в себя три придела: Покровский (именно Покровскому приделу Свято-Духовской церкви был обязан своим названием Покровский проспект – нынешняя улица Малышева), Златоустовский и собственно Свято-Духовский, а так же колокольню.
В 1839 году эта колокольня была уничтожена сильным пожаром. К этому времени – прошло почти сто лет с момента закладки храма — город сильно вырос, и загородный храм оказался практически в центре. Рядом с ним соорудили временную звонницу, и начали решать вопрос: восстанавливать ли сгоревшую колокольню при храме, или построить рядом новую? Автором проекта новой колокольни стал самый известный екатеринбургский архитектор Михаил Малахов, проектировавший в числе прочего храмы Ново-Тихвинского женского монастыря. Однако Синод его проект не утвердил, и началась долгая череда согласований и новых предложений, в результате которой был одобрен проект петербуржского архитектора Владимира Моргана. Он был утверждён лично императором Николаем I, планировалось выстроить огромный храм в русско-византийском стиле, похожий на московский Храм Христа-Спасителя, с тремя приделами, перед входом в который должно было возвышаться здание колокольни.
Наконец, 21 сентября 1847 года Большой Златоуст был впервые заложен епископом Екатеринбургским Ионой (заложен впервые – звучит странно, но так оно и было). Строили долго – 29 лет, но из всего запланированного построить удалось только колокольню – она и стала храмом. Храмом «иже под колоколы», который освящал 24 июля 1876 года уже другой Екатеринбургский епископ – Вассиан.
Нарядный храм в русско-византийском стиле стал одним из самых красивых и высоких сооружений в городе. На Пасху колокольня сияла огнями (в 1911 году фонари полностью заменили на электрические), а в будние дни служила по совместительству пожарной вышкой. А ещё – с этой колокольни было сделано несколько фотографий с видами Екатеринбурга, доживших до нашего времени.
Главная достопримечательность храма-колокольни — колокола. Всего колоколов было десять, общей массой почти 24 тонны. Самый большой из них – благовест – весил тысячу пудов (16,625 тонны, такие колокола – от тысячи пудов и больше – назывались тысячниками), и был самым большим колоколом на Урале. Звон его слышался даже на Уктусе! Как раз он – наш гигантский колокол – и назывался Большой Златоуст (крупным колоколам часто давали имена собственные), а по его имени стали называть в обиходе и храм-колокольню. Соседний храм (с приделом в чести святителя Иоанна Златоуста) стал называться по аналогии Малым Златоустом.
Официально же подзвонный храм был освящен в честь мученика Максимилиана, одного из семи отроков Эфесских. Сам по себе святой Максимилиан в России не слишком популярен, и присвоение храму такого редкого имени связывают с конкретным историческим событием – посещением Екатеринбурга в 1845 году (незадолго до закладки храма-колокольни) герцогом Максимилианом Лейхтенбергским. Герцог был по происхождению французом – внуком Наполеона I, по вступлению в брак Императорским Высочеством – зятем императора Николая I (был женат на его любимой дочери Марии), а по состоянию души – учёным-естествоиспытателем. У него даже была небольшая лаборатория в Зимнем дворце, где проводились эксперименты по гальванопластике (его работы по этой теме составили значительный вклад в науку). Кроме электричества герцог интересовался минералогией и вообще горным делом, а в 1844 году стал главноуправляющим Институтом Корпуса горных инженеров – вот тогда и возникла необходимость в посещении уральских заводов. Екатеринбуржцы понравились герцогу, и надо полагать эта симпатия была взаимной. Горожане после его отъезда освятили храм в честь святого Максимилиана, а герцог Лейхтенбергский заказал и оплатил мраморный обелиск, стоявший до недавнего времени на границе Европы и Азии.
Большой Златоуст простоял чуть больше полувека. Говорят, храм этот отличался исключительно хорошей акустикой и был популярен в качестве «свадебного» — весь городской бомонд венчался здесь. Но в лихие времена это его не спасло: в 1922 году храм ограбили, изъяв более сорока пудов серебра и две с лишним сотни драгоценных камней, в 1928 году колокольня лишилась колоколов, а в 1930 году Максимилиановская церковь была взорвана, разделив участь главных храмов города — Екатерининского и Кафедрального соборов. Оставшиеся после разрушения кирпичи пустили на строительство Дома Контор и Дома Обороны, выросших на том же перекрёстке. На месте уничтоженного Большого Златоуста образовался небольшой сквер, где сначала поселился памятник Ленину и Сталину. В 1956 году мода на Сталина прошла, и памятник снесли, но свято место пустовало недолго: на месте храма поставили монумент уральскому революционеру Ивану Малышеву, погибшему под городом Златоустом.
Воссоздание храма-колокольни началось одновременно с переносом памятника Малышеву. Вторично Большой Златоуст был заложен 14 октября (в день Покрова Богородицы) 2006 года архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским Викентием. Стройка шла быстрее, чем в первый раз, однако объявленное открытие откладывалось несколько раз, так что правящий архиерей в Екатеринбургской епархии опять успел смениться. Храм освящал уже другой Владыка – Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл. Малое освящение состоялось в день памяти святителя Иоанна Златоуста 9 февраля 2013 года. С этого дня храм открыл свои двери для прихожан.
Торжественное большое освящение храма произошло летом 2013 года, в день Сошествия Святого Духа на Апостолов.
Новый Большой Златоуст был построен четырёхпрестольным. Главный (центральный) придел освящён в честь Сошествия Святого Духа на Апостолов (престольный праздник – Духов день, отмечаемый на следующий день после Троицы), южный – в честь мученика Максимилиана Эфесского, северный – в честь Покрова Божией Матери, есть ещё нижний придел, посвященный Святителю Иоанну Златоусту – он является крестильным. Храм украшен ставшим уже традиционным для Урала фаянсовым иконостасом.
А вот новые колокола Большого Златоуста зазвучали даже раньше, чем открылся храм — летом 2012 года, во время традиционного фестиваля «Царские дни». С тех пор именно Большой Златоуст – основная площадка фестиваля колокольного звона «Благовествуй, земле Уральская!», ежегодно проходящего в Екатеринбурге. Новые колокола в количестве 14 штук отливали в Каменске-Уральском. В их числе и 16-тонный благовест, самый большой колокол на Урале, поднятый на колокольню в 2008 году.
Возрождённый Большой Златоуст органично влился в жизнь города. Так же как и Храм-на-Крови, Большой Златоуст является одним из объектов пешеходного туристического маршрута Красная Линия Екатеринбурга, а по самому храму можно заказать экскурсию – обязательно с подъёмом на колокольню!