Датой основания Билимбая считается 17 июня 1734 года. В этот день завод Строгановых выдал первый чугун. Однако звон топоров и голоса рабочих зазвучали здесь еще 1730 году, когда началось освоение участка. К строительству предприятия приступили весной 1733 года.

История завода
Первым удачное расположение местности для строительства завода по выплавке чугуна оценил приказчик Строгановых Григорий Бушуев. Случилось это в 1729 году, когда он исследовал берега реки Чусовой и открыл здесь залежи железной руды.
Преимуществ этой площадки оказалось достаточно, чтобы заявить о них Строгановым:
- расположенные неподалеку гнездовые залежи железной руды;
- доступные строительные материалы;
- речка с множеством притоков, на которой можно строить плотину для организации пруда;
- заповедные леса для заготовки древесного угля;
- относительная близость реки Чусовой, для транспортировки готовой продукции.
Все это способствовало задумке приказчика Григория Бушуева.

Дело для его хозяев оказалось новым, но они в какой-то степени были даже вынуждены приступить к организации металлургического производства на реке Билимбаевке. Земля здесь принадлежала династии Строгановых, но на этот участок претендовал и Акинфий Демидов. Претендовал по тому праву, что приоритет в освоении новых земель отдавался тем промышленникам, кто строил в этих местах новые металлургические заводы.
Как и большинство металлургических производств того времени, Билимбаевский завод строился по плотинной системе. Здесь использовалась мощность реки, воды которой поступали к заводским механизмам по специальным водоводным путям.

«Полное географическое описание нашего Отечества. Настольная дорожная книга для русских людей», вышедшая под редакцией В.П. Семенова-Тянь-Шанского в 1914 году сообщает, что в качестве рабочей силы Строгановы переселили в Билимбай людей из различных своих имений в Пермской губернии. Принимались на работу и беглые люди из России. В 1840 году Строганов переселил из своего Ильинского имения еще 250 ревизских душ оброчных хлебопашцев.

В четырех верстах от завода на реке Чусовой располагалась пристань, с которой отправлялись до 30 судов с грузом около 550 000 пудов. На пристани строились барки и подчалки.

Краткая историческая справка
- 1729 – открытие рудных месторождений вдоль реки Билимбаихи и решение баронов Строгановых о строительстве завода.
- 1730 – начало освоения участка.
- 1734 – выдача первого чугуна на Билимбаевском заводе.
- 1738 – заложена первая деревянная церковь во имя Богоявления Господня.
- 1770 – население Билимбая составляет 1500 душ.
- 1774 – после прихода Пугачевских «шаек» церковь сгорела.
- 1775 – заложена вторая деревянная церковь.
- 1796 – сгорела вторая церковь.
- 1805 – открытие заводского госпиталя.
- 1812–1813 – Билимбаевский завод изготавливает пушечные ядра, бомбы и картечь для войны с Наполеоном.
- 1820 – заложена каменная Свято-Троицкая церковь.
- 1820 – в Билимбае открыты училище и библиотека.
- 1822 – начало добычи золота на реке Шишим, в результате которой было добыто около 3 тонн золота.
- 1824 – посещение Билимбая императором Александром I.
- 1842 – заложена роща «Могилица»
- 1843 – заложена каменная часовня во имя Александра Невского.
- 1858 – завод входит в 5-ку крупнейших чугуноплавильных предприятий Урала.
- 1862 – открытие театра на 300 мест, в котором играли работники завода.
- 1896 – согласно переписи населения население Билимбаевского района насчитывает 10 000 человек.
- 1899 – посещение Билимбая Д.И. Менделеевым.
- 1908 – в Билимбай пришло электричество.
- 1909 – открытие железнодорожной станции.
- 1914 – в Билимбае насчитывается 35 торговых и 1 промышленное предприятие, поэтому поселок становиться важнейшим населенным пунктом после Екатеринбурга и Красноуфимска.
- 1917 – приостановка работы завода и передача его Билимбаевскому совету рабочих депутатов.
- 1932 – прекращение доменного производства.
- 1934 – прекращение службы в храме и реконструкция его в сельский дом культуры и кинотеатр.
- 1941 – развёртывание авиационного завода под руководством Болховитинова.
- 1942 – 15 мая взлетел первый реактивный самолет БИ-1 под управлением Бахчиванджи.
- 1943 – работы по созданию самолета свернуты и завод расформирован.
- 1944 – возрожден завод по выплавке чугунных труб для народного хозяйства.
- 1955 – Билимбаевский и Первоуральский районы объединены с центром в г. Первоуральске.
- 1973 – Билимбаевский участок Новотрубного завода прекратил свое существование.
- 1991 – возобновлены службы в Храме.
- 2014 – создание Евразийского Фонда национального наследия «Строганофф».
Билимбаевский завод в наше время
Сегодня здания бывшего Билимбаевского металлургического завода, являющиеся памятником промышленной архитектуры XVIII-XX века, ветшают и разрушаются. И все же в комплексе с гидросооружениями и другими многочисленными памятниками природы и истории Билимбая, бывший чугуноплавильный завод Строгановых представляет интерес для туристов и тех людей, кто изучает развитие промышленности на Урале.

Большой интерес заслуживает организация руководства заводом и лесной дачей. Грамотные управленческие решения в период кризисов и умение воспользоваться шансами по извлечению максимальной прибыли в периоды расцвета. Технические и экономические решения, связанные с малым объемом воды в пруду.
Совершенствование технологических процессов. Социальная политика Строгановых, культурное развитие населения, Строгановская школа горнозаводских наук, основанная в 1825 году в Санкт-Петербурге.

Интересные ссылки:
Комплекс сооружений Билимбаевского завода — https://stroganov-fund.ru















хуй хуй хуй хуй ухйу хуй хуй хуй