Открытие золота, которое произошло в окрестностях Екатеринбурга на месте современного города Березовский в 1745 году, перевернуло российскую экономику. Вскоре Россия стала одним из мировых лидеров по золотодобыче и золотому запасу. В Березовском золото было найдено на 150 лет раньше, чем на Клондайке, описанном Джеком Лондоном.
|
Координаты для GPS-навигатора
И именно на Урале в начале XIX столетия произошла первая в мире золотая лихорадка. Березовское месторождение оказалось невероятно богатым и долгоживущим: за 250 лет здесь было построено более тысячи шахт. В настоящее время действуют четыре.
Музей золота существует в Березовском уже более сорока лет. Он был создан в 1970 году по инициативе краеведа Сильвии Опёнкиной, с того времени музей развивался, менял названия, здания, прирастал экспонатами. В конце 1970-х вошёл в состав Свердловского областного краеведческого музея, преемника прославленного УОЛЕ (Уральского общества любителей естествознания). Несколько лет назад обветшавшее здание музея потребовало серьезной реконструкции и было закрыто на ремонт. Работы по созданию обновленного Музея золота заняли более четырех лет и потребовали значительных инвестиций.
Первые два десятка посетителей и высокие гости, присутствовавшие на открытии Музея золота в Березовском смогли первыми оценить те колоссальные перемены, которые произошли в музее. Светлый, просторный, современный – от прошлого убранства здесь остались только некоторые особо ценные экспонаты, да и те были преображены в реставрационных мастерских.
Мультимедийная техника присутствует во всех пяти выставочных залах и в каждом из них выполняет свои функции: где-то информирует, а, например, в зале «Шахта» участвует в создании неповторимой атмосферы, в которой работали старатели прошлых лет.
Всего в музее пять залов, что позволило всю историю золотодобычи условно поделить на тематические разделы. Первый зал рассказывает о золоте в целом. Второй – посвящён открытию Ерофея Маркова и началу золотодобывающей промышленности на Урале в 18 веке. Открытия Льва Брусницына и быт старателей 19 века представлены в третьем зале. Четвертый – виртуально погружает в шахту, где благодаря спецэффектам проявляются тени старателей. Наконец, последний зал полностью посвящен истории города Берёзовского и современной золотодобыче, которая ведётся у нас и по сей день.
На открытии музея все высокие гости, которых съехалось немало, в своих выступлениях благодарили тех, без кого это открытие не состоялось бы. В числе виновников торжества оказались и Почётный гражданин Берёзовского Виктор Максимов, выступивший с инициативой о восстановлении музея, и экс-губернатор Свердловской области Александр Мишарин, принявший его предложение, и областное правительство, потратившее на восстановление музея почти 30 млн руб., и министерство культуры, курировавшее ход работ, и компания «Термотехника», взявшая на себя едва ли не самую трудную ношу – реконструкцию здания с 150-летней историей, и региональный институт музейных проектов, отвечавший за экспозицию, и многие другие.
«Золото просто валялось под ногами. При переходе из одного зала в другой мы с опаской наступали на стеклянный прямоугольник, прикрывающий рудные россыпи. По стенам тоже, словно подсказка, где копать, тянулись золочёные прожилки. В витринах застыли драгоценные муляжи, всяческие там «Заячьи» и «Лосиные уши». А на входе посетителей встречала таблица Менделеева с кристаллической решёткой её 79-го элемента!» — рассказывает одна из посетительниц музея.
Не того, естественно, золота, что украшает пальчики модниц и тяжёлым грузом оттягивает мочки ушей. Это последний этап. Может быть, даже не самый интересный. Новый старый музей, уподобясь какой-нибудь древней старательской книге, повествует о том, как шла добыча. Шажок за шажком.
Вот колодец. Но ходили сюда не за водой. Вода, если накапливалась, только мешала. Ведь в таких колодцах, спустившись, набирали, вручную естественно, руду, поднимали её в корзинах наверх, потом долго и трудно мыли, пытаясь отделить дорогостоящий металл от пустой породы. Собирали песок в баночку, сдавали в контору. Там взвешивали, расплачивались. Ковш, его ещё называют пахарем, огромный, неподъёмный, вероятно (но кто с этим считался?), ковш загребал речные донные отложения. Вместе с илом. Потом на берегу старатели опять трудились над тем, чтобы выловить золотые крупинки. Если же дело было зимой, били лёд, выбирали послойно. Куски, поднятые с самого дна, топили и пристально изучали.
Ходить на работу издалека каждый день было немыслимо. Так что в доме, может быть даже небедном, а как в музейной экспозиции, обогащённом самоваром и настенными часами с боем, увитом резной узорчатой водосточной трубой, ждали жена, дети. А тут, поближе к месту, старатель сооружал себе бревенчатую времянку, где кое-как можно было укрыться от холода, переночевать, может быть, спрятаться от гнуса.
Ерофей Марков, Лев Брусницын, каждый по-своему, внесли лепту в развитие золотой лихорадки на Урале. А всё-таки золото добывали и в промышленных масштабах. В шахте (ещё один музейный зал) сумрачно и сыро. Виртуальная капель отдаётся в мозг, долбит не только камень, страдает голова. По экрану бегут пугающие тени прошлого. Застыла повозка на колёсах для перевозки руды. Детская, пояснили нам. Или, вариант, женская. Мужики нагружались куда как существенней. Надрывались. И жили лет до 26. В среднем.