Так должен был называться основанный в 1809 году первый монастырь города Екатеринбурга, но только черед два и лишним столетия название стало именно таким. А своим появлением монастырь, как ни парадоксально, обязан двум замужним женщинам и одному выдающемуся адмиралу, впоследствии причисленному к лику святых.
История монастыря началась с маленькой загородной кладбищенской церкви, которую заложил в 1778 году купец Иван Иванович Хлепетин, чтобы молиться за упокой похороненной на том кладбище любимой жены (возможно, если бы не эта замужняя женщина – монастырь бы не появился). Рядом с храмом, освященным в 1782 году в честь Успения Пресвятой Богородицы, был построен деревянный дом для причта, в котором через некоторое время поселились несколько женщин. В 1796 году насельницы самоорганизовались в монашескую общину-богадельню, которую возглавила жена призванного на военную службу солдатом мастерового ведомства Берёзовских золотых приисков Петра Сергеевича Митрофанова Татьяна Андреевна, к тому времени уже 14 лет не получавшая никаких сведений о муже. С первого дня существования общины особой любовью насельниц пользовалась Тихвинская икона Божией Матери, перед этим образом молились в Тихвинском приделе Успенской церкви. В сентябре 1798 года солдатка Татьяна Митрофанова (в документах она подписывалась своей девичьей фамилией Костромина) вместе с остальными жительницами прихрамового домика обратилась в Екатеринбургскую градскую думу с просьбой о легализации богадельни, в результате чего дума не только постановила выделять этой женской общине денежное пособие, но и передала необходимые для официального признания богадельни документы епархиальному начальству. На тот момент Екатеринбург, как и вся азиатская часть России, находился в Тобольской епархии, и в 1799 году Указом Варлаама I, Архиепископа Тобольского, женщинам было официально разрешено жить при Успенской церкви. С первых лет существования богадельни сёстры читали Псалтирь по умершим, занимались рукоделием, уходом за больными, которых специально привозили из города. Екатеринбуржцы в свою очередь опекали эту общину, назначая попечителей из числа состоятельных купцов и чиновников. В 1802 году Татьяна Костромина привезла из паломнической поездки в Саров монастырский устав, который был утверждён Пермским епископом Иустином (к этому времени Екатеринбург уже был в составе Пермской епархии), и община фактически стала настоящим женским монастырём.
Через некоторое время возникла идея сделать общину монастырём не только де факто, но и де юре. Реализовать идею было не так-то просто: статус монастыря присваивался только в столице, и только за личной подписью императора. Поэтому Татьяна Костромина вновь собралась в дальнюю дорогу, взяв с собой помощницу Агафью Котугину – в отличие от Татьяны Агафья владела грамотой. В начале 1807 года они вдвоём отправились в Санкт-Петербург. Шансы на успех были невелики, но тем удивительнее полученный результат. Добравшись до столицы, Татьяна и Агафья попросились на постой в один из домов, где их согласились принять. Это оказался дом флотоводца Фёдора Фёдоровича Ушакова, человека не только известного, но и набожного, который помог Костроминой составить прошение в Синод и попасть на приём к обер-прокурору князю Голицыну, а также неоднократно обращался к Пермскому епископу Иустину с просьбой ускорить рассмотрение дела. 31 декабря 1809 года (по старому стилю) личным указом императора Александра I Екатеринбургская богадельня была обращена в Новотихвинский общежительный заштатный женский монастырь. Сёстры ходатайствовали о том, чтобы обитель называлась Александро-Новотихвинской, но царь оставил только вторую часть имени. Через полгода, 26 июня 1810 года, в день Тихвинской иконы Божией Матери состоялось празднование в честь открытия монастыря с торжественным богослужением и многолюдным крестным ходом. С тех пор традиционно празднуется не зимний день рождения монастыря, а его именины, только теперь уже по новому стилю – 9 июля. В крестных ходах с Тихвинской иконой принимают участие не только монахини, но и многочисленные гости и паломники, в дореволюционной время такие крестные ходы были ещё более популярны и занимали несколько недель, охватывая все окрестные населённые пункты.
7 августа 1810 года ещё находящаяся в Санкт-Петербурге Татьяна Костромина приняла монашеский постриг с именем Таисия (в Смольном монастыре в честь Воскресения Господня). Это тоже было маленьким чудом, потому что по законодательству того времени постригать в монашество можно было вдов только старше шестидесяти лет, а девиц — старше пятидесяти; на каждый постриг требовалось разрешение Святейшего Синода. Татьяне Костроминой было сорок семь лет, однако, отмечая её заслуги, Синод, просил императора в порядке исключения разрешить ей принятие монашества, а вот 35-летней Агафье Котугиной в постриге было отказано – не доросла ещё! Разрешение Императора Александра I на постриг Татьяны Андреевны Костроминой было получено, и 7 августа 1810 года она была пострижена в монашество с именем Таисия в Санкт-Петербургском Воскресенском женском монастыре, а 20 сентября 1810 года по указу Святейшего Синода назначена первой настоятельницей Новотихвинского женского монастыря. Летом 1811 года теперь уже матушка Таисия вернулась на Урал, и 11 июня в Перми была возведена в сан игумении «во уважение ея усердия и богоугодных подвигов в учреждении и устроении пустыни».
В Екатеринбург свежеиспечённая игумения приехала в день празднования Тихвинской иконы Божией Матери, когда монастырь отмечал свою первую годовщину. С собой она привезла ларец–мощевик с мощами 25 великих святых Православной Церкви, который был подарен ей из числа святынь самого древнего храма России — Софийского собора в Великом Новгороде, и новую Тихвинскую икону Божией Матери – список (то есть копию) чудотворной иконы из города Тихвина, освящённый в Тихвинской монастыре. А ещё матушка Таисия привезла новый устав, составленный специально для Екатеринбургского монастыря на основе предыдущего Саровского, с использованием Валаамского и Александро-Невского уставов. В нём утверждалась выборность игумении сёстрами монастыря из своего состава, общежительность, означавшая отказ от личного имущества, присутствие на общей трапезе, соборное совершение молитвенного правила. Из всех монастырей Урала только Новотихвинский имел специально разработанный для него устав, остальные заимствовали чей-нибудь из числа уже существующих.
После официального учреждения монастыря на его территории развернулось активное строительство, так как в любом монастыре должно быть как минимум два храма: один приходской, другой сугубо иноческий, для внутреннего пользования. Самым первым был заложен собор Александра Невского в 1814 году — в честь победы русского войска в войне 1812 года и в честь святого, чьё имя носил император Александр I. Сам император тоже не забыл про уральскую обитель: в 1821-1822 годах монастырь и Царская семья обменялись подарками в ответ на подаренные монастырской иконописной мастерской образа святых Елизаветы и Александра царствующие Александр с супругой Елизаветой пожертвовали монастырю драгоценную богослужебную утварь и облачения. Такими дорогими подарками за всю историю Екатеринбурга мог похвастаться только Екатерининский собор, получавший дары от Екатерины I. Перечень полученного от императорской семьи монахини запечатлели на иконе-эпитафии, которая была написана после кончины игумении Таисии (икона находится в Краеведческом музее).
Указом императора Александра I от 12 мая 1822 года Екатеринбургский заштатный монастырь был возведен в штатный 1-го класса. С этого момента монастырю разрешалось иметь 100 штатных монашеских мест, на которые полагалось содержание из казны (заштатным монастырям никакого финансирования не полагалось), за монастырём закреплялись все имевшиеся земельные владения, кладбище и внемонастырские постройки. В 1824 году, во время визита в Екатеринбург, Александр I пожелал лично посетить монастырь, поэтому к его приезду на подступах к монастырю построили новый мост через Исеть – он получил название Царский, а ведущая к монастырю улица стала Александровским проспектом (ныне улица Декабристов). В знак глубокого почтения при выходе император поцеловал руку одной из престарелых насельниц, что впоследствии стало местной городской легендой.
К середине XIX века уже под руководством архитектора Малахова сложился современный архитектурный облик монастыря, масштабное строительство, в котором участвовали и монахини, завершилось. Теперь на территории монастыря было шесть храмов: три из них — в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, во имя св. Феодосия Тотемского (надвратный) и в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (больничный) — были встроены в фасад монастыря, который завершал Александровский проспект. Считается, что подобная постройка не имеет аналогов в российском храмовом зодчестве того времени. Успенская и Всехсвяткая церкви находились в центральной части монастыря, величественный собор Александра Невского украшал северную часть. Территория обители была обнесена каменной оградой с небольшими башенками, некоторые из них сохранились до сих пор.
Монахини уделяли большое внимание не только внешнему строительству и духовной молитвенной жизни, но и таким вещам, как образование: подавляющее большинство монахинь владело не только ремёслами, но и грамотой, что тогда было редким явлением. В 80-х годах при монастыре открылось Епархиальное женское училище — учебное заведение для девочек с полным пансионом. Одним из направлений деятельности училища была подготовка учительниц для церковно-приходских школ. Перечень изучаемых предметов включал не только Закон Божий и церковное пение, но ещё несколько языков, арифметику, физику, геометрию, географию, историю, рукоделие, гигиену, гимнастику и педагогику. Первые 19 учительниц были выпущены в 1887 году, и за почти сорок лет работы училища педагогическими кадрами были обеспечены многие земские школы Урала. С 1907 по 1914 год учителем русского языка в епархиальном училище работал Павел Петрович Бажов, здесь же он познакомился со своей будущей женой – Валентина Иваницкая была его ученицей. Училище проработало до 1920 года, перед самой революцией был выстроен новый кирпичный корпус с собственной домовой церковью. Церковь была освящена в честь святой Екатерины, покровительницы горняков, ювелиров и невест, мечтающих о хорошем женихе (как девушка Кэтти из фильма про трёх мушкетёров с её песенкой «святая Катерина, пошли мне дворянина»), что интересно, это была последняя церковь, освященная в дореволюционном Екатеринбурге, и как и первая – в честь небесной покровительницы города. В 2014 году купол над домовой Екатерининской церковью был установлен заново к столетнему юбилею Горного института (УГГУ), которому в настоящее время принадлежит бывшее здание епархиального училища.
В 1920 году Ленин подписал указ об учреждении Уральского университета, и за неимением собственных помещений под университет приспособили здание Епархиального женского училища, Екатеринбургской духовной семинарии и ещё нескольких светских учебных заведений. До сих пор переулок, в котором располагалось училище, называется Университетским.
В 1922 году монастырь был закрыт. За этот первый период своей истории он сменил всего четырёх настоятельниц, все они сегодня перезахоронены у алтаря собора Александра Невского. Сам собор, ставший после закрытия монастыря приходским, продержался ещё несколько лет. В 1930 году собор был закрыт, тогда же уничтожили расположенное вокруг собора кладбище, с общины при котором и начинался монастырь. В 1958 году за требования вернуть Церкви Александро-Невский собор (ставший военным складом) был смещён с кафедры епископ Свердловский и Ирбитский Мстислав. Собор тогда, конечно, не вернули, с 1961 года в нём разместился Окружной краеведческий музей. Здесь не только выставлялись кости мамонтов, но ещё в качестве экспоната в запаснике пребывали изъятые у Церкви мощи Симеона Верхотурского. Вернуть собору его первоначальное назначение удалось только в 1991 году, после трёх лет борьбы и почти месячной голодовки в входа в городскую администрацию, предпринятой верующими во главе с 83-летней Ольгой Трофимовной Денисовой. После личного вмешательства Ельцина в противостояние общины и городских властей собор был возвращён, но фондохранилища музея ещё несколько лет переезжали в новые здания. В 1994 году собор вновь стал монастырским – Ново-Тихвинский монастырь был возрождён.
В своей «новой версии» Екатеринбургский женский монастырь вернулся к прежним традициям, восстановив иконописные и швейные мастерские, активно ремонтируя возвращённые храмы и уделяя особое внимание вопросам просвещения. В 2006 году в Москве проходил первый и единственный конкурс православных сайтов «Мрежа-2006», посвящённый 10-летнему юбилею православного Рунета. В самой серьёзной номинации «Официальные церковные сайты» обойдя такого конкурента, как «Патриархия.ру» сенсационно победил екатеринбургский сайт – сайт Ново-Тихвинского женского монастыря «Сестры.Ру». В 2011 году при монастыре был зарегистрирован собственный вуз — негосударственное частное образовательное учреждение высшего профессионального образования (лицензия от 05.07.2011, № 1482) «Миссионерский институт», ведущий подготовку по направлению 48.03.01 «Теология» (квалификация «Академический бакалавр», профили подготовки – «Систематическая теология Православия» и «История Церкви»). В 2013 году после капитального ремонта собор Александра Невского был освящён заново. Во время освящения собора Патриарх Кирилл, видимо впечатлённый красотой храма, присвоил монастырю то самое название, о котором просила Александра Татьяна Костромина: теперь Екатеринбугский женский монастырь называется Александро-Невский Ново-Тихвинский.