Увлекательное погружение на дно древнейшего моря, в разноцветную толщу каменных солей и горных пород осадочного происхождения. Миллионы лет природа формировала эти красивые узоры, которые сейчас добываются и применяются в различных сферах промышленности, сельского и народного хозяйства.
Первоначально на рудниках использовался только рельсовый транспорт, преимущественно при проходке подготовительных выработок или на пластах со сложной геологической структурой.
В настоящее время отработка калийных залежей ведется панельной системой с помощью комбайнов.
Для отработки панелей, между ними проходят широкий панельный выемочный штрек, где устанавливается конвейер. Штрек проходится за три-четыре хода комбайна, это обеспечивает достаточную ширину штрека для размещения конвейера, вентиляции и проезда техники. Кровлю выработок закрепляют специальными винтовыми штангами для предотвращения образования заколов и отслоения «коржей». Штанги устанавливаются специальным механическим оборщиком кровли.
Конвейерный штрек, пройденный в 4 хода комбайна и наложенных в нисходящем порядке. Слева оставлен небольшой межходовой целик.
С целью уменьшения простоя комбайна во время движения груженого или порожнего вагона от комбайна до места разгрузки (конвейер или рудоспускная скважина), используются специальные бункеры-перегружатели, в которых накапливается добытая комбайном соль.
Ленточные конвейеры проложены в выработках подстилающей каменной соли.
Небольшое озеро насыщенного рассола. Плотность растворенной соли в нем настолько велика, что растворять соль он больше не может.
Приводная станция на сопряжении двух конвейеров, оборудованная сигнализацией и системой пожаротушения.
Выработанное пространство заполняют сухими солеотходами или солью от проходки подготовительных выработок.
Заполнение осуществляют либо скреперными лебедками, либо с помощью самоходных вагонов.
Отработанные и тупиковые выработки часто содержат в себе опасные газы — метан, сероводород, радон и т.д.
Газы также выделяются и при разработке пласта, они содержатся как в микротрещинах, так и в кристаллах солей.
Откаточный штрек с рудоспускными скважинами (гезенками).
С верхнего пласта полезное ископаемое спускается в скважину и через бункер поступает на ленточный конвейер.
Магистральные конвейеры производительностью до 1000 т/ч доставляют добытую соль к шахтным стволам, где она уже в скипах поднимается на поверхность.
Приводная станция конвейера.
Для перемещения людей и техники между пластами используются восстающие ходки и транспортные уклоны.
По транспортному штреку осуществляется доставка техники и рабочих к отрабатываемым панелям.
Параллельно транспортному штреку пройден вентиляционный штрек для вентиляции панелей.
В штреках иногда встречаются довольно крупные лужи рассолов. Сверху плавают сростки кристаллов соли.
Проходить такие участки лучше в специальной обуви — рассолоходах.
На этом небольшая экскурсия заканчивается и мы поднимаемся обратно на поверхность, смывать с себя соли земные.
Автор текста и фотографий: Михаил МИШАЙНИК
Booking.com
Красотища!!!Даже не верится что такое бывает!!!