В окрестностях поселка Кын-завод, вдоль реки Чусовая, практически в шаговой доступности, расположено несколько камней «бойцов». Здесь, между камнями Печка и Мултык проходил самый опасный участок пути «железных караванов».
История
В XVIII веке, во времена бурного роста уральской металлургической промышленности, заводчикам пришлось решать проблему доставки своей продукции в столицу. Развитой системы дорог в регионе не было, а даже если бы и была, то с таким объемом продукции она бы не справилась. Решение было найдено следующее: так как заводы расположены на реках, то и продукцию можно переправлять по реке. Река Чусовая стала главной водной магистралью, ведь большинство крупных заводов было расположено либо на Чусовой, либо в пределах досягаемости. Переправляли продукцию в одноразовых барках – крупных речных баржах 17-19 метров длиной, грузоподъёмностью до 190 тонн, и барках-коломенках – огромных по тем временам речных баржах длиной до 45 метров и грузоподъёмностью до 6200 пудов (387 тонн).
Переправляли барки весной, в половодье, сразу после схода льда. При этом, что бы груженые барки не садились на мель уровень воды в Чусовой искусственно повышали за счет открытия плотин и сброса воды в Чусовую из нескольких прудов. Естественно за счет этого повышалась и скорость течения, управлять такой громадиной было делом не из лёгких, а при таком течении они становились просто неуправляемыми, и часть барок разбивалась о камни и о другие барки, так как шли они одновременно, одним большим караваном. Гибли и люди управляющие барками, каждой баркой управляло около 40 человек. Разбивалась в среднем каждая тридцатая барка. Самые опасные камни, о которые чаще всего бились барки и прозвали «бойцами».
Посёлок Кын-Завод: маршрут тура
Посёлок Кын-Завод находится в Лысьвенском районе Пермского края, на реке Чусовая. Посёлок славится своей богатой историей, красивой природой и интересными достопримечательностями.
Добраться можно на машине или на электричке (из Чусового ходит несколько). Однако, на электричке можно доехать только до станции Кын, до Кын-Завода придётся добираться ещё 13 км.
На машине через Лысьву можно доехать до посёлка Кормовище, затем свернуть на «бетонку» и ехать через станцию Кын до поселка Кын-Завод.
Идти этим маршрутом лучше всего во второй половине зимы, когда лёд на Чусовой ещё толстый, а световой день становится длиннее. Можно и летом, но тогда придётся или сократить маршрут, отказавшись от посещения некоторых мест, либо искать плавсредство для пересечения Чусовой. На посещение всех камней у нас ушло примерно 7 часов, шли не спеша, успевали всё рассмотреть и пофотографировать. Путь мы начали со старой пристани, это одна из тех пристаней, на которых когда-то грузили барки. Машину можно оставить там же.
Камень Воробьи
Первый камень на маршруте — камень «боец» Воробьи. Этот камень так прозвали сплавщики плотов. Этот боец не славится своей мощью, название он получил за то, что как воробьи «отклёвывал» от плотов по нескольку брёвен, чаще всего не нанося серьёзного вреда. Для барок это камень и вовсе не был опасен.
Камень расположен на левом берегу реки Чусовой возле полузаброшенного хутора Зябловка. Состоит камень из двух небольших скал высотой 5 и 10 метров.
Камень Денежный
В нескольких метрах выше по течению на правом берегу Чусовой расположился камень «боец» Денежный. Название своё он получил за то, что по легенде, об него разбилась барка с деньгами. Предположительно барка везла «медную монету» отчеканенную Екатеринбургским Государственным монетным двором.
Камень представляет собой три скалистых утёса высотой примерно 20 метров каждый.
Камень Высокий (Великан)
Следующим идёт самый массивный и самый опасный камень «боец» – камень Высокий. Камень расположен на правом берегу Чусовой. В 30-х годах ХХ века туристы прозвали его Великан, имя прижилось, но раньше его называли именно Высокий. Этот камень вместе с камнем Печка считались «царь-бойцами». Большинство барок разбивалось об эти два камня.
Камень Высокий оправдывает своё название – это самый высокий камень на реке Чусовая, высота камня 120 метров. Его протяженность 2 км. Опасность для барок, помимо размеров, представляло ещё и его расположение, он расположен на крутом повороте реки, а под ним глубокий омут, самый глубокий на реке Чусовая. Барки просто не успевали вписаться в поворот, и их разбивало о мощную каменную стену. Проходя вдоль этой каменной стены чувствуешь всю мощь и величие уральской природы.
После дождей можно увидеть, как с камня Высокий падает водопад, если повезёт и осень будет дождливая, зимой можно увидеть замерзший водопад.
Камень Печка
Чуть выше по течению на левом берегу Чусовой расположен камень Печка. Своё название он получил за внешнее сходство с русской печью. В центре подножия камня имеется небольшой грот, напоминающий жерло печи, а над ним возвышается скала напоминающая дымоход. На Чусовой есть ещё несколько камней с названием Печка, но этот самый известный.
Печка, как и Высокий, считался одним из самых опасных камней. «Боец» Печка был огорожен заплавнями (системой брёвен для смягчения удара), но это не всегда помогало уберечь барки.
Высота камня Печка 40 метров. По склону можно подняться на его вершину, с которой открывается великолепный вид на Чусовую. По пути есть несколько пологих площадок. Когда-то на одной из них была скамейка, но потом упавшая под тяжестью своего веса сосна сломала её.
Напротив камня Печка, на правом берегу реки находится база отдыха с таким же названием «Камень Печка». Зимой постояльцев там не бывает, только смотритель. На базе есть беседка со столиком и скамейками где можно отдохнуть и перекусить.
Не знаю, есть ли он сейчас, но во время нашего похода там был наглый рыжий кот, который не просил еду, а попросту её отбирал.
Перекусив и отдохнув, двигаемся дальше. До камня Печка мы шли по льду. Летом можно идти по левому берегу, но если нет возможности пересечь реку, придётся вернуться обратно и пройти до камня Мултык, так же по левому берегу Чусовой.
Теперь выходим на правый берег и по снегоходной тропе поднимаемся на камень Высокий. Подъём не сложный, достаточно пологий. С высоты 120 метров река хорошо просматривается в обоих направлениях.
Насладившись панорамой, идём к следующему пункту нашего маршрута. Чусовая в этом месте делает крутой разворот на 180 градусов, образуя своеобразную шпильку, поэтому можно спуститься на лёд с тыльной стороны камня Высокий.
Камень Стеновой
Ниже по течению, предпоследним рубежом на этом опасном участке пути «железного каравана», на правом берегу Чусовой стоит камень «боец» Стеновой. Камень вытянулся вдоль реки монолитной отвесной стеной, за что и получил своё название. Часть камня сильно выступает в русло реки. Этот участок и представлял опасность для барок. Камни Стеновой, Высокий и Денежный являются частью одного массива.
Высота Стенового 30 метров, длина вдоль реки — полкилометра. В камне есть расщелина с небольшим водопадом. Зимой этот водопад, так же как на камне Высокий, застывает.
Камень Мултык
Последним камнем, на этом опасном для барок участке, является «боец» Мултык. Имя он получил от старинного местного слова «мултычить» — сильно грести вёслами. Как следует из названия камня, чтобы избежать столкновения с ним, гребцам на барках приходилось изрядно потрудиться. Река напротив камня разворачивается на 180 градусов.
Камень расположен на левом берегу Чусовой. Высота камня 80 метров, а протяженность вдоль реки около полукилометра.
Во время нашего похода в окрестностях камня Мултык проходил этап краевых соревнований среди отрядов МЧС, так что мы чувствовали себя в полной безопасности. На камень можно подняться и рассмотреть окрестности с высоты птичьего полёта.
Камень Гребешок
Возвращаясь в Кын-Завод по левому берегу Чусовой, можно встретить ещё один интересный камень — камень Гребешок (вообще на Чусовой несколько камней носят такое название). Название своё он получил, как не сложно догадаться, за внешнее сходство с куриным гребнем. Этот камень не «бил» барки, он расположен на некотором удалении от русла реки.
Возле камня есть скалы, с которых можно рассмотреть посёлок Кын-Завод.
Посетив все запланированные камни, возвращаемся на пристань. Если осталось время, можно прогуляться по Кын-Заводу. В посёлке тоже есть что посмотреть, здесь и старая полуразрушенная Свято-Троицкая церковь, и музей, и различные памятники.
Итоги и советы
Такой незамысловатый, но интересный маршрут по красивым и памятным местам можно запланировать на выходной день. Напоследок несколько советов, на случай если Вы решили посетить Кыновские камни. Маршрут лёгкий, летом ко всем камням есть тропы, тяжёлых подъёмов нет. Если Вы идёте зимой, планируйте, что бы длительность светлого времени суток была хотя бы 7-8 часов. Если идёте летом, ищите возможность переправиться на правый берег Чусовой и обратно (можно договориться с рыбаками или сплавщиками).